Напоминание

Строение клеток растений, животных, грибов. Вирусы


Автор: Бучарова Татьяна Геннадьевна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ФГКОУ УГСВУ МО РФ
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка урока биологии в 5 классе
Тема: Строение клеток растений, животных, грибов. Вирусы
Раздел: среднее образование





Назад




Предмет: биология

Класс: 5

Тема урока: «

Строение клеток растений, животных, грибов. Вирусы».

Цель:

Формирование знаний об особенностях организации растительной, животной, грибной клеток.

Формирование знаний о неклеточных формах жизни.

УУД:

Познавательные

умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,

смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и

второстепенной информации.

ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,

обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и

что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации

сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими

нормами родного языка.

Задачи:

Обучающая: изучить строение клетки.

Развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного

умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с

выступающим, умение работать в группах, развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы.

Организация пространства:

фронтальная работа, групповая работа.

Оснащение урока: планшеты, маршрутные листы, тетради-тренажеры.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы

1. Организационный

момент (1 мин.)

Организует готовность учащихся к

уроку. Запускает урок с планшета.

Готовятся к уроку.

2. Актуализация

знаний (7 мин.)

1.Предлагает отгадать загадку о

клетке (приложение 1)

2. Беседа

-Что мы знаем о клетке?

- О каких организмах мы говорили

на прошлом уроке?

3. Предлагает ответить на вопросы

теста в планшете.

4. Беседа

-В чем особенность клеток бактерий?

-Как мы называем безъядерные

организмы?

-С прокариотами мы знакомы. А

какие еще бывают организмы?

-Организмы каких царств относят к

эукариотам?

5. Совместно с учащимися

формулирует тему урока.

1. Предлагают свои варианты

ответа.

2. Отвечают на вопрос учителя.

3. Отвечают на вопросы теста

4. Отвечают на вопрос учителя.

5. Формулируют тему урока

Планшет (тест).

4. Изучение нового

материала

1. Организует эвристическую беседу

по вопросам:

1. Активно принимают участие в

эвристической беседе.

(30 мин.)

-Посмотрите на картинку. Клетки

прокариот или эукариот

представлены на схеме?

- Как вы это определили?

- Какие общие части есть в любой

эукариотической клетке?

- Какую роль выполняет мембрана?

- А что такое цитоплазма? Какую

роль выполняет в клетке?

- Важную роль в клетке выполняет

ядро. Какую?

- В ядре есть хромосомы –

специальные тельца, которые и

хранят наследственную информацию.

Их можно увидеть в микроскоп

только во время деления клетки.

Каждый вид живых организмов

имеет свой собственный набор

хромосом.

Корова – 120

Горилла – 48

Человек – 46

Крыжовник – 12

2. Организует работу в группах.

-Несмотря на общие черты, клетки

2. Работают в группах по 4 человека.

Интерактивная доска

(видео), планшет

(рисунки).

Планшет (текст,

рисунки), маршрутные

Физкультминутка

для глаз

(приложение 3)

организмов разных царств

отличаются между собой.

И сейчас мы с вами будем

исследовать клетки.

1 ряд будет исследовать

растительную клетку.

2 ряд будет исследовать животную

клетку.

3 ряд будет исследовать грибную

клетку.

У вас на парте листы.

Используя материал в планшете,

подпишите основные части клетки,

заполните таблицу и подготовьте

рассказ об особенностях вашей

клетки по плану:

1.

Оболочка.

2.

Пластиды.

3.

Вакуоли.

4.

Запасное вещество.

3. Проверка задания.

3. Каждая группа представляет

характеристику клетки.

листы (приложение 2).

Интерактивная доска

(слайды).

4. Предлагает учащимся выполнить

задание 4 на стр. 48 в рабочих

тетрадях.

5. Беседа о пластидах.

-Что такое хлоропласты?

- Какую роль выполняют они в

клетке?

- Пластиды могут быть

бесцветными. Они называются

лейкопласты, в них запасаются

питательные вещества. Пластиды

могут быть оранжевого или

красного цвета. Их называют

хромопласты. Они окрашивают

плоды, лепестки цветков. Как вы

думаете зачем?

6. Обобщение знаний, используя

таблицу в рабочей тетради (стр. 51,

задание 3) и на доске.

7. Рассказ учителя о неклеточной

форме жизни – вирусах.

4. Выполняют задание, отвечают на

вопрос.

5. Отвечают на вопросы.

6. Работают в тетрадях и на доске.

7. Слушают, отвечают на вопросы.

Рабочие тетради.

Интерактивная доска

(видео), планшеты

(рисунки).

Интерактивная доска

(таблица), планшеты

(рисунки).

Интерактивная доска

(слайды).

5. Закрепление

(5 минут)

Итак, на уроке мы изучали строение

различных организмов.

- Как называются организмы, не

имеющие клеточного строения?

- Организмы каких царств состоят из

Отвечают на вопросы.

клеток?

- Чем отличаются клетки бактерий

от клеток других организмов?

6. Рефлексия

(1 мин.)

Предлагает выбрать смайлик и с

помощью него выразить свое

отношение к уроку.

Конверты со

смайликами.

7. Домашнее задание

(1 мин.)

В электронном приложении стр. 44-

45, составить синквейн на тему

КЛЕТКА.

Приложение 1.

Материи мельчайшая частица –

Меня не видит глаз- так я мала,

Но из меня ведь состоят тела

Растений, человека, зверя, птицы.

Приложение 2.

ГРУППА I - ботаники

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

Задание для группы:

1.

Подпишите основные части растительной клетки, указанные стрелками.

2.

Подготовьте рассказ о клетке по плану:

1)

Оболочка

2)

Пластиды

3)

Вакуоли

4)

Запасное вещество.

ГРУППА II -

зоологи

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

Задание для группы:

1.

Подпишите основные части животной клетки, указанные стрелками.

2.

Подготовьте рассказ о клетке по плану:

1)

Оболочка

2)

Пластиды

3)

Вакуоли

4)

Запасное вещество.

ГРУППА III –

микологи

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

Задание для группы:

1.

Подпишите основные части грибной клетки, указанные стрелками.

2. Подготовьте рассказ о клетке по плану:

1)

Оболочка

2)

Пластиды

3)

Вакуоли

4)

Запасное вещество.

Приложение 3

Физкультминутка

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

.



В раздел образования