Автор: Асеева Диана Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №17
Населённый пункт: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: статья
Тема: Формирование базовых учебных действий у учащихся с умственной отсталостью.
Раздел: среднее образование
«Фомирование базовых учебных действий у учащихся с
умственной отсталостью».
Составляя индивидуальный план развития,я столкнулась со следующими
профессиональными дефицитами:
Разработка и реализация программ
Формирование базовых учебных действий
Объективная оценка знаний учащихся, с использованием
разных методов контроля
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию
учащихся, независимо от их способностей и характера
Освоение и применение психолого-педагогических технологий,
необходимых для адресной помощи учащимся
В данном докладе я хочу изучить тему формирования базовых учебных
действий у учащихся с умственной отсталостью.
Что такое базовые учебные действия?
Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы
учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение
содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в
формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его
подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными
видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
• формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
• овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих
операционный компонент учебной деятельности;
• развитие умений принимать цель и готовый план деятельности,
планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее
результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач
необходимо:
• определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая
психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности
учащихся;
• определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных
предметов;
Принципы базовых учебных действий:
принцип деятельности;
принцип непрерывности;
принцип целостного представления о мире;
принцип психологической комфортности;
принцип творчества;
принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей каждого учащегося.
Функции БУД
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой
предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности школьника с умственной отсталостью к
дальнейшему образованию;
обеспечение целостности развития личности учащегося.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу
формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
ВИДЫ БУД
-личностные
-регулятивные
-коммуникативные
-познавательные
Личностные БУД
обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика,
понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс
обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные БУД
обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и
сверстниками в процессе обучения.
регулятивные БУД
обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения.
Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных
логических операций.
познавательные БУД
представлены комплексом начальных логических операций, которые
необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных
условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического
мышления школьников.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД,
который будет отражать индивидуальные достижения учащихся и позволит
делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и
итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными
учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных
действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку
процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Для оценки сформированности каждого
действия используется следующая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его
смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять
действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет
действие в любой ситуации.
Новые стандарты кардинально меняют требования к оцениванию:
от оценки достижений учащихся и учителей к оценке эффективности
деятельности всех участников образовательного процесса.