Автор: Оксана Васильевна Антонова
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 17 Невского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ технологий на уроках с целью повышения мотивации к обучению обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Использование ИКТ технологий на уроках с целью повышения мотивации к
обучению обучающихся с ОВЗ
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов
использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно
оживить внедрением новых технических средств. Учитель-профессия творческая.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы
учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной
самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к
учебной
информации,
обеспечивающее возможности поиска,
сбора и
работы
с
источником, в том числе в сети Интернет, а так же средство доставки и хранения
информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество
учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов
обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению
современными
компьютерными
технологиями
и
способность
актуализировать
полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для
реализации
этих
целей
возникает необходимость
применения
учителем
информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет:
1.Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках
окружающего мира;
2.Овладевать практическими способами работы с информацией;
3.Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью
современных технических средств;
4.Активизировать познавательную деятельность учащихся;
5.Проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к
ученику, применяя разноуровневые задания.
Убеждена, что
применение
компьютера
позволяет
учителю
значительно
расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически
правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их
мотивацию, развивает познавательные интересы,
мышление,
внимание,
развивает
воображение и фантазию, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно
сочетать коллективную работу с индивидуальной. Компьютер помогает сделать уроки
более насыщенными, облегчает усвоение материала, интересным, отвечающим реалиям
сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Основная
задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели.
Внедрение информационных технологий в школе основано на учёте следующих
возрастных особенностей учащихся: происходит смена ведущей деятельности ребёнка
с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании
с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным. Большая часть знаний,
умений и навыков, полученных на уроках, еще не используется школьниками во
внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность–
существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой
компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения. Высокая
степень эмоциональности школьников значительно сдерживается строгими рамками
1
учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую
эмоционально напряженность, и оживляет учебный процесс.
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что
и
традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль.
Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
частично-поисковый и другие.
Мультимедийные презентации. Их польза на уроках в школе.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного
материала к урокам в школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления
информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и
изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важных органа восприятия
(слух
и
зрение)
позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче
заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и
зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и
эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю
самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы,
предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного
эффекта.
При разработке презентаций учитывается, что она:
1.Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
2.Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
3.Усиливает воздействие выступления.
Использование
компьютеров
в
школьной
практике
способствует
совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в
области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом
обучения, автоматизации контроля уровня знаний. При условии систематического
использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с
традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность
обучения.
2