Автор: Манакова Анна Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 385
Населённый пункт: г. Санкт- Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационные технологии на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование
ГБОУ СОШ№385
Инновационные технологии на уроках физкультуры
Автор Манакова Анна
Владимировна
учитель физической
культуры
г. Санкт Петербург
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с
физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные
материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс
сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике
учебно-воспитательного процесса.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности
человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков,
передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической
культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для
учителей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в
свои уроки, чтобы заинтересовать учащихся. Именно поэтому тема инноваций в
педагогической
деятельности
педагогов
по
физической
культуре
актуальна
на
сегодняшний момент.
Необходимые условия реализации принципа развития инновационной деятельности – это
комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:
- материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов,
надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора
проекта;
-
моральная
поддержка:
общественное
признание
проблем,
заявленных
в
инновационном
проекте;
возможность
осознания
себя
творческой
личностью,
возможность издания результатов инновационной деятельности;
- профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность
обучения
на
целевых
курсах,
участие
в
“круглых
столах”,
организационно-
деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на
квалификационные категории.
Наряду с необходимыми условиями существует ряд проблем: слабая материально-
технической база, нехватка квалифицированных кадров, недостаток финансирования,
низкий уровень научно-методического обеспечения.
В своей педагогической деятельности я использую элементы инновационных технологий,
которые подразделяю на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные
Сдоровьесберегающие технологи на моих уроках предусматривают:
- строгие дозированные физические нагрузки с учетом физического развития всех
учащихся, их группы здоровья;
-строгий контроль температурного режима, вентиляции помещения;
-проверка и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря,
своевременный их ремонт и починка, содержание их в чистоте;
-контроль за сменной спортивной формы;
-контроль за принятием водных процедур после занятий и тренировок;
- применение специальных упражнений для профилактики и коррекций осанки, глаз,
применение дыхательных упражнений;
- использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
-проведение влажной уборки спортивного зала в обеденный перерыв и перед
кружковыми и спортивно-массовыми мероприятиями.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-
коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна
отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать
информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т.к. главная задача
школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно
получать знания граждан.
В работе учителя физкультуры можно использовать программы для подсчета результатов,
компьютерное тестирование, создание собственных сайтов для распространения опыта,
наглядности к урокам, поиск информации для методической работы, исследовательская
работа,
проектная
деятельность,
использование
интерактивной
доски.
На уроках физкультуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс
обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с
доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой
скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном
классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисуются стрелками
направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками
предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения
техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.
Соревновательные технологии позволяют учащимся проявить себя в личном первенстве,
работать в составе команды. После прохождения каждой темы провожу уроки-
соревнования, в которых задействую в качестве судей и секретарей освобожденных от
уроков физкультуры учащихся и детей,
отнесенных по состоянию здоровья к
спецмедгруппе и ЛФК.
Игровые – использую почти на каждом уроке. В конце каждого урока проходит учебная
игра. Существует много подвижных игр на основе баскетбола, волейбола, легкой
атлетики. Разнообразие этих игр позволяет повысить интерес учащихся к уроку. Игровые
технологии активно использую на внеклассных спортивно-массовых мерприятиях.
Технология
уровневой
дифференциации –
это
проведение
два
раза
в
год
разноуровневого тестирования физической подготовленности учащихся. Даю различные
задания для детей основной физкультурной группы и детей с ослабленным здоровьем.
Сюда же относится и технология раздельного обучения. Особое значение приобретают
уроки для учащихся подросткового возраста (7–9 классы). Вследствие физиологических
особенностей этого возраста,
половые различия между юношами и девушками
проявляются более отчетливо, что требует дифференцированного подхода к выбору
средств и методов проведения занятий, а также сообщения дополнительных знаний в
области психологии, физиологии, гигиены. Здесь можно использовать технологию
раздельного обучения, что не предусмотрено программой физического воспитания для
общеобразовательной школы. Использование элементов раздельного преподавания
физической культуры в 7–9х классах не потребует дополнительного финансирования и
реально выполнимо, если учителя физической культуры будут работать в паре в одной
параллели классов. Постановка двух классов одной параллели на одном уроке для разных
учителей физической культуры позволяет соединить по половому признаку учащихся
двух классов и вести преподавание по разным разделам программного материала в
течение некоторого времени. Например, для девушек ведется преподавание по разделу
«гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей –
совершенствование техники игры в футбол, баскетбол. При такой организации уроков
учитываются интересы учащихся обоего пола: девушки чаще всего хотят формировать
красивую фигуру, а юноши стремятся развивать силу, быстроту и ловкость. При этом
технология раздельного преподавания при необходимости позволяет изучать теорию с
одной группой учащихся и отрабатывать практические навыки с учащимися другой
группы.
Нетрадиционные
Оздоровительные
дыхательные
технологии
(парадоксальная
гимнастика
Стрельниковой А.Н., дыхательные практики Бутейко)
Скандинавская ходьба (ходьба с лыжными палками) для детей с ослабленным
здоровьем.
Цигун
(древнее
китайское
искусство
саморегуляции).
Жесткие
методики
используются для развития навыков мгновенного включения на полную мощность
функциональных систем организма для реализации психических и физических
возможностей. Мягкие системы обычно преследуют цель лечения и оздоровления.
По способу выполнения упражнений подразделяются на три класса: статические
(иногда их называют тихими или спокойными, или неподвижными), динамические
и статико-динамические (комбинация неподвижных поз и движений). Роль:
регулирование тела, регулирование дыхания, регулирование сознания (ума) или их
комбинации. В своей практике использую статические упражнения на разгрузку
различных отделов позвоночника.
Антистрессовая пластическая гимнастика разработана А.В. Попковым и Е.Н.
Литвиновым, аттестована в 1989г. Комплекс АПГ состоит из четырех разделов:
вводный
раздел
(разминка),
техника
перемещений,
суставный
массаж
и
упражнения на растягивание, заключительный раздел. АПГ помогает учащимся
формировать
состояние
спокойствия,
навык
равномерного
распределения
физических и психических нагрузок, чувствовать красоту и естественность
движения. Упражнения АПГ отличаются выразительностью, гармоничностью,
плавностью и слитностью движений. На занятиях целесообразно использовать
музыку.
Пилатес
–
безопасный
комплекс
упражнений.
Удивительный
комплекс
упражнений, созданный еще сто лет назад Йозефом Пилатесом, подходил и для
реабилитации раненых на полях сражений и для танцоров. Развивает гибкость и
силу определенных групп мышц, полезен для больных, перенесших травму
позвоночника, делает тело более гибким и стройным, укрепляет тело и успокаивает
дух. Три вида тренировок Пилатес: тренировки на полу, тренировки на полу со
специальным оборудованием, тренировки на специальных тренажерах. Можно
использовать в разделе гимнастики
Фитнес технологии (стрейчинг, аква-аэробика, степ-аэробика, слайд, бодибилдинг
(на построение тела, коррекцию физического развития, лишнего веса и т.д.),
каланетика.
Восточные практики. Йога (дыхание, асаны на координацию ).Тайдзи (ушу). Цигун
Спартианские
игры.
Спартианское
многоборье:
спортивные
соревнования;
соревнования по туризму и ориентированию; конкурсы в различных видах
искусства (в пении, танцах и т.д.); конкурс знатоков спорта и искусства, конкурсы
технического творчества.
Технология портфолио. Цель: приобрести опыт по накоплению, систематизации и
представлению учащимися результатов и достижений по предмету «Физическая
культура».
Задачи:
определение
динамики
показателей
физической
подготовленности для создания ситуации успеха, повышения самооценки и
уверенности
в
собственных
возможностях;
раскрытие
индивидуальных
способностей, развитие познавательных интересов по предмету «физическая
культура»; приобретение навыков самооценки; укрепление взаимодействия семьи и
ученика. Мною разработано портфолио по физкультуре для начальной школы, где
в динамике отслеживаются показатели физической подготовленности учащихся. Я
провожу тестовые упражнения, а таблицу дети заполняют сами, где отмечают рост
своих показателей.
В заключении
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности
человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации
возникают в результате научных исследований, анализа и обобщения передового
педагогического опыта.
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную
проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления
фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство
современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и
имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс -
это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению,
использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий,
методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и
соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение
системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников
и изменение их взглядов с позиции нововведения.
В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы
педагогики: проблема изучения педагогического опыта и проблема доведения этого опыта
до практики.
Инновации в системе физического воспитания учащихся являются функциональной
необходимостью педагогов образовательных учреждений. Использование инновационных
технологий в физическом воспитании - это в первую очередь творческий подход к
педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культурой и
спортом. Это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня
процесса обучения для сохранения здоровья.
Литература
1. Бальсевич В.К. Основные положения Концепции инновационного преобразования
национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и
молодежи России. Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3.
2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и
пути его освоения обществом и личностью. Теория и практика физической культуры. –
1997. – № 6.
3. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной
школе. Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 9.
4.Тюнников
Ю.С.
Анализ
инновационной
деятельности
общеобразовательного
учреждения: сценарий, подход. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5.