Напоминание

Инновационные технологии на уроках физической культуры


Автор: Манакова Анна Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 385
Населённый пункт: г. Санкт- Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационные технологии на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование





Назад




ГБОУ СОШ№385

Инновационные технологии на уроках физкультуры

Автор Манакова Анна

Владимировна

учитель физической

культуры

г. Санкт Петербург

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с

физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные

материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс

сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике

учебно-воспитательного процесса.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности

человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков,

передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.

К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической

культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для

учителей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в

свои уроки, чтобы заинтересовать учащихся. Именно поэтому тема инноваций в

педагогической

деятельности

педагогов

по

физической

культуре

актуальна

на

сегодняшний момент.

Необходимые условия реализации принципа развития инновационной деятельности – это

комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:

- материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов,

надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора

проекта;

-

моральная

поддержка:

общественное

признание

проблем,

заявленных

в

инновационном

проекте;

возможность

осознания

себя

творческой

личностью,

возможность издания результатов инновационной деятельности;

- профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность

обучения

на

целевых

курсах,

участие

в

“круглых

столах”,

организационно-

деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на

квалификационные категории.

Наряду с необходимыми условиями существует ряд проблем: слабая материально-

технической база, нехватка квалифицированных кадров, недостаток финансирования,

низкий уровень научно-методического обеспечения.

В своей педагогической деятельности я использую элементы инновационных технологий,

которые подразделяю на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные

Сдоровьесберегающие технологи на моих уроках предусматривают:

- строгие дозированные физические нагрузки с учетом физического развития всех

учащихся, их группы здоровья;

-строгий контроль температурного режима, вентиляции помещения;

-проверка и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря,

своевременный их ремонт и починка, содержание их в чистоте;

-контроль за сменной спортивной формы;

-контроль за принятием водных процедур после занятий и тренировок;

- применение специальных упражнений для профилактики и коррекций осанки, глаз,

применение дыхательных упражнений;

- использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;

-проведение влажной уборки спортивного зала в обеденный перерыв и перед

кружковыми и спортивно-массовыми мероприятиями.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-

коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна

отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать

информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т.к. главная задача

школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно

получать знания граждан.

В работе учителя физкультуры можно использовать программы для подсчета результатов,

компьютерное тестирование, создание собственных сайтов для распространения опыта,

наглядности к урокам, поиск информации для методической работы, исследовательская

работа,

проектная

деятельность,

использование

интерактивной

доски.

На уроках физкультуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс

обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с

доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой

скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном

классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисуются стрелками

направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками

предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения

техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.

Соревновательные технологии позволяют учащимся проявить себя в личном первенстве,

работать в составе команды. После прохождения каждой темы провожу уроки-

соревнования, в которых задействую в качестве судей и секретарей освобожденных от

уроков физкультуры учащихся и детей,

отнесенных по состоянию здоровья к

спецмедгруппе и ЛФК.

Игровые – использую почти на каждом уроке. В конце каждого урока проходит учебная

игра. Существует много подвижных игр на основе баскетбола, волейбола, легкой

атлетики. Разнообразие этих игр позволяет повысить интерес учащихся к уроку. Игровые

технологии активно использую на внеклассных спортивно-массовых мерприятиях.

Технология

уровневой

дифференциации

это

проведение

два

раза

в

год

разноуровневого тестирования физической подготовленности учащихся. Даю различные

задания для детей основной физкультурной группы и детей с ослабленным здоровьем.

Сюда же относится и технология раздельного обучения. Особое значение приобретают

уроки для учащихся подросткового возраста (7–9 классы). Вследствие физиологических

особенностей этого возраста,

половые различия между юношами и девушками

проявляются более отчетливо, что требует дифференцированного подхода к выбору

средств и методов проведения занятий, а также сообщения дополнительных знаний в

области психологии, физиологии, гигиены. Здесь можно использовать технологию

раздельного обучения, что не предусмотрено программой физического воспитания для

общеобразовательной школы. Использование элементов раздельного преподавания

физической культуры в 7–9х классах не потребует дополнительного финансирования и

реально выполнимо, если учителя физической культуры будут работать в паре в одной

параллели классов. Постановка двух классов одной параллели на одном уроке для разных

учителей физической культуры позволяет соединить по половому признаку учащихся

двух классов и вести преподавание по разным разделам программного материала в

течение некоторого времени. Например, для девушек ведется преподавание по разделу

«гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей –

совершенствование техники игры в футбол, баскетбол. При такой организации уроков

учитываются интересы учащихся обоего пола: девушки чаще всего хотят формировать

красивую фигуру, а юноши стремятся развивать силу, быстроту и ловкость. При этом

технология раздельного преподавания при необходимости позволяет изучать теорию с

одной группой учащихся и отрабатывать практические навыки с учащимися другой

группы.

Нетрадиционные

Оздоровительные

дыхательные

технологии

(парадоксальная

гимнастика

Стрельниковой А.Н., дыхательные практики Бутейко)

Скандинавская ходьба (ходьба с лыжными палками) для детей с ослабленным

здоровьем.

Цигун

(древнее

китайское

искусство

саморегуляции).

Жесткие

методики

используются для развития навыков мгновенного включения на полную мощность

функциональных систем организма для реализации психических и физических

возможностей. Мягкие системы обычно преследуют цель лечения и оздоровления.

По способу выполнения упражнений подразделяются на три класса: статические

(иногда их называют тихими или спокойными, или неподвижными), динамические

и статико-динамические (комбинация неподвижных поз и движений). Роль:

регулирование тела, регулирование дыхания, регулирование сознания (ума) или их

комбинации. В своей практике использую статические упражнения на разгрузку

различных отделов позвоночника.

Антистрессовая пластическая гимнастика разработана А.В. Попковым и Е.Н.

Литвиновым, аттестована в 1989г. Комплекс АПГ состоит из четырех разделов:

вводный

раздел

(разминка),

техника

перемещений,

суставный

массаж

и

упражнения на растягивание, заключительный раздел. АПГ помогает учащимся

формировать

состояние

спокойствия,

навык

равномерного

распределения

физических и психических нагрузок, чувствовать красоту и естественность

движения. Упражнения АПГ отличаются выразительностью, гармоничностью,

плавностью и слитностью движений. На занятиях целесообразно использовать

музыку.

Пилатес

безопасный

комплекс

упражнений.

Удивительный

комплекс

упражнений, созданный еще сто лет назад Йозефом Пилатесом, подходил и для

реабилитации раненых на полях сражений и для танцоров. Развивает гибкость и

силу определенных групп мышц, полезен для больных, перенесших травму

позвоночника, делает тело более гибким и стройным, укрепляет тело и успокаивает

дух. Три вида тренировок Пилатес: тренировки на полу, тренировки на полу со

специальным оборудованием, тренировки на специальных тренажерах. Можно

использовать в разделе гимнастики

Фитнес технологии (стрейчинг, аква-аэробика, степ-аэробика, слайд, бодибилдинг

(на построение тела, коррекцию физического развития, лишнего веса и т.д.),

каланетика.

Восточные практики. Йога (дыхание, асаны на координацию ).Тайдзи (ушу). Цигун

Спартианские

игры.

Спартианское

многоборье:

спортивные

соревнования;

соревнования по туризму и ориентированию; конкурсы в различных видах

искусства (в пении, танцах и т.д.); конкурс знатоков спорта и искусства, конкурсы

технического творчества.

Технология портфолио. Цель: приобрести опыт по накоплению, систематизации и

представлению учащимися результатов и достижений по предмету «Физическая

культура».

Задачи:

определение

динамики

показателей

физической

подготовленности для создания ситуации успеха, повышения самооценки и

уверенности

в

собственных

возможностях;

раскрытие

индивидуальных

способностей, развитие познавательных интересов по предмету «физическая

культура»; приобретение навыков самооценки; укрепление взаимодействия семьи и

ученика. Мною разработано портфолио по физкультуре для начальной школы, где

в динамике отслеживаются показатели физической подготовленности учащихся. Я

провожу тестовые упражнения, а таблицу дети заполняют сами, где отмечают рост

своих показателей.

В заключении

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности

человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации

возникают в результате научных исследований, анализа и обобщения передового

педагогического опыта.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную

проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления

фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство

современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и

имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс -

это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению,

использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий,

методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и

соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение

системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников

и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы

педагогики: проблема изучения педагогического опыта и проблема доведения этого опыта

до практики.

Инновации в системе физического воспитания учащихся являются функциональной

необходимостью педагогов образовательных учреждений. Использование инновационных

технологий в физическом воспитании - это в первую очередь творческий подход к

педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культурой и

спортом. Это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня

процесса обучения для сохранения здоровья.

Литература

1. Бальсевич В.К. Основные положения Концепции инновационного преобразования

национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и

молодежи России. Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3.

2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и

пути его освоения обществом и личностью. Теория и практика физической культуры. –

1997. – № 6.

3. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной

школе. Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 9.

4.Тюнников

Ю.С.

Анализ

инновационной

деятельности

общеобразовательного

учреждения: сценарий, подход. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5.



В раздел образования