Авторы: Колупова Надежда Сергеевна, Гущина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Весёлые ребята" с.п. "Село Новый Мир"
Населённый пункт: Хабаровский край, Комсомольский район, с.п. "Село Новый Мир"
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Знакомство с параллелепипедом"
Раздел: дошкольное образование
« Знакомство с параллелепипедом».
Цель: формирование понятия «Геометрические тела». Знакомство со
свойствами геометрического тела «параллелепипед».
Обучающие:
1. Учить узнавать и называть геометрическое тело – параллелепипед.
2. Учить находить в окружающей обстановке предметы
формы параллелепипеда.
Развивающие:
1.Развивать мыслительные операции:
- анализ свойств исследуемых объектов (при обследовании параллелепипеда);
- сравнение свойств предметов (при сравнении плоскостных геометрических
фигур и объемных геометрических тел);
2. Закреплять умение определять и называть геометрические фигуры (круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция) и тела: шар, куб,
цилиндр, параллелепипед.
Воспитывающие:
1. Мотивировать детей на проявление сочувствия и желания оказать помощь.
Раздаточный материал:
1)На каждого ребенка: параллелепипед.
2) Предметы, имеющие форму параллелепипеда по количеству детей или
больше (спичечный коробок, книжку и т. д)
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются с гостями, приветствие в кругу.
Здравствуй , солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуйте мои друзья,
Очень рада видеть вас я!
-Ребята, сегодня утром я наткнулась на необычный предмет. Давайте на него
посмотрим?
(Похож на прямоугольник.) (Не знаю.) (Это фигура. (Это параллелепипед)
- Как мы можем точно узнать кто это? (Спросить у него. Посмотреть в
книге. Спросить у гостей)
- А у него мы можем спросить? (Да)
Спрашивайте:
-Как тебя зовут?
-Не знаю.
Где ты живёшь?
- В стране Геометрии. Я пошел искать друзей и заблудился.
- Что же делать, ребята? (Найти родителей, отвести домой).
- Вы хотите ему помочь? (Хотим)
-Вы сможете ему помочь? (Можем)
- Что мы должны для этого сделать? (Позвонить маме, родителям) (Попасть
в страну Геометрию).
- Только ведь страна Геометрия -волшебная страна и попасть в нее можно
тогда, когда мы произнесем волшебное заклинание.
Через волшебные ворота мы пройдем,
Куда захотим, туда попадем.
Звучит музыка, обозначающая, что они попали в страну Геометрию.
- Вот мы и в стране Геометрия. Но где же жители?
(Не знаем) (Спрятались) (На работе (Заболели)
- Наверно они спрятались?
- Что будем делать? (Надо отыскать жителей).
- Давайте поищем!
Дети находят два мешочка, в одном из которых
плоскостные геометрические фигуры, в другом - тела: шары и кубы.
Игра «Что в мешочке»
Дети по очереди достают сначала из одного, потом из другого волшебного
мешочка геометрические фигуры и тела и называют их.
- Ребята, посмотрите, есть ли среди фигур такие же, как наш новый
друг? (Нет).
- Что же делать? (Отправиться искать дальше).
Дети идут дальше. Через некоторое время раздается звук ливня.
-Что это? (Пошел дождь) (Начался ливень)
- Сейчас фигуры вымокнут, а наш маленький дружок может простудиться,
быстрее надо что-то придумать! (Надо спрятаться (Надо убежать)
- Куда? (Можно спрятаться в домик, под зонтом).
- Конечно, можно под зонтом. А вот и зонт!
Педагог раскрывает зонт, дети прячут фигуры под ним. (Ставят фигуры на
стол.)
- Посмотрите, ребята, здесь уже кто-то стоит, спрятался от дождя.
Кроме принесенных тел, под зонтом находится Большой параллелепипед.
- Давайте поздороваемся! (Дети здороваются).
Воспитатель берёт большой параллелепипед и говорит от его имени.
П. - Здравствуйте! Я - большой параллелепипед. А вы кто?
Д. - Мы - дети из детского сада.
П. - Как хорошо, что я вас встретил! У меня -беда: пропал мой сынок,
маленький Параллелепипед. Вы его не встречали? (Он с нами, мы его нашли).
(Вот он)
- Так вот как зовут нашего друга, это -
Дети договаривают предложение «параллелепипед».
Большой Параллелепипед «предлагает»:
- Я хочу вас отблагодарить и приглашаю к себе в гости. Там вы сможете
познакомиться с моей семьей.
- Ребята, хотите познакомиться с семьей параллелепипедов? (Да).
Дети с воспитателем идут к столу, присаживаются. На столе
маленькие параллелепипеды (по одному на каждого ребёнка).
Б. Параллелепипедзнакомит детей со своей семьей:
-Знакомьтесь - это моя семья.
Воспитатель:
- Возьмите каждый по параллелепипеду. У каждого параллелепипеда есть
верх. Посмотрите внимательно на него, обведите пальчиком, вы догадались, на
какую геометрическую фигуру он похож. (На прямоугольник).
-У каждого параллелепипеда есть низ. Догадались, какой формы
низ? (Тоже прямоугольной).
- Что вы можете сказать про верх и низ? (Они одинаковые)
- Давайте внимательно посмотрим на параллелепипед (грани)
(Если не называют, то подсказываю)
-Посчитайте, сколько их (6)
- Место соединения граней друг с другом называют ребрами.
- Посчитайте сколько граней (12)
- А еще параллелепипед называют геометрическим телом. Догадались,
почему? (Потому что у него есть объем)
- Вы теперь хорошо запомнили форму параллелепипеда.
Внимательно посмотрите вокруг и найдите предметы, похожие
на параллелепипед.
Дети в группе находят предметы, похожие на параллелепипед, приносят
на стол.
- Теперь у маленького параллелепипеда много друзей.
Б. Параллелепипед:
-Ребята, большое спасибо вам за помощь! Я хочу пригласить Вас в свою
страну поиграть.
Свободная работа с Монтессори материалом .
Заканчивается занятие просмотром мультфильма: «Смешарики . Подготовка
к школе-геометрические фигуры».