Автор: Наплёкова Валентина Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: Село Дмитриевка, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: Методическая разработка урока-игры по литературе
Тема: "Жизнь и творчество А. С. Пушкина"
Раздел: среднее профессиональное
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДМИТРИЕВСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДДЖ»
Урок-игра по литературе
«Жизнь и творчество А. С. Пушкина»
Преподаватель: Наплёкова Валентина Владимировна
2021год
Тема. Жизнь и творчество А. С. Пушкина
Цели: Обобщение знаний по данной теме, развитие речи, активизация
мыслительной деятельности обучающихся, привитие интереса к предмету,
формировать чувство коллективизма.
Тип урока: урок-игра (по типу «что? Где? Когда?)
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Изучение нового материала
Правила игры
Обучающиеся объединяются в команды. В каждой команде пять человек.
Вопросы помещаю в конверты под номерами. Представитель команды
выбирает вопрос (вопросы из конверта, подобно билетам на экзамене,
раскладываются на столе), отвечает команда, у которой первый вопрос и т. д.
Во время обдумывания ответов звучит музыка. Я подбираю музыкальные
произведения, связанные с произведениями писателя или поэта, творчество
которого изучается на данном занятии, чтобы обучающиеся на некоторое
время приблизились к той исторической эпохе, когда жил и писал свои
произведения автор. За правильный ответ команда получает 5 баллов, если
не ответили на вопрос - 0 баллов. В конце каждого тура есть возможность
получить дополнительные баллы, отвечая на вопросы другой команды,
члены которой не смогли ответить на свой вопрос. Обычно игра состоит из 5
туров.
Игра «Что? Где? Когда?» по творчеству А. С. Пушкина.
Вопросы первого тура (Они в конверте)
№1.Что представлял собой лицей в Царском Селе?
№2. Кто из поэтов подарил А. С. Пушкину свой портрет с надписью:
«Победителю-ученику от побеждённого- учителя в тот
высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму…» Какую
поэму он имел в виду?
№3. За что А. С. Пушкина отправили в Екатеринослав в распоряжение
генерала И. Н. Инзова в 1820 году (первая ссылка)?
№4. С кем совершил А. С. Пушкин путешествие по маршруту: Кавказ –
Крым – Кишинёв? Какое значение имело это путешествие для поэта?
Звучит фрагмент музыки Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина
«Метель»
Вопросы второго тура (в конверте)
№ 1. По какой причине возникли противоречия у Пушкина и графа
Воронцова в Одессе, куда поэта перевели из Кишинёва?
№2. Каким образом А. С. Пушкин оказался сосланным в Михайловское
под надзор местного начальства?
№3. Какие отношения сложились у поэта с царём Николаем Первым после
казни декабристов?
№4. Что хотел сказать поэт в стихотворении «Арион»?
Звучит музыка Г. Свиридова к произведениям А. С. Пушкина.
Вопросы третьего тура (в конверте)
№1. Назовите произведения А. С. Пушкина, относящиеся к периоду
«Болдинской осени». Назовите причину, по которой пришлось ему три
месяца находиться в Болдино.
№2. О каком городе писал А. С. Пушкин:
Прошло сто лет и юный град.
Полночных стран краса и диво,
Из тьмы лесов и топи блат
Вознёсся пышно, горделиво…?
В какой поэме он так писал об этом городе?
№3. Как назывался журнал, открытый А. С. Пушкиным? Сколько номеров
журнала вышло при жизни поэта?
№4. Какое звание царь пожаловал Пушкину? Какие обязанности оно
возлагало на поэта?
Вопросы четвёртого тура (в конверте)
№1. Кого царь и его приближённые использовали в травле А. С.
Пушкина? Как?
№2. Чем закончилась первая ссора поэта с Дантесом? Из-за чего она
вспыхнула?
№3. Расскажите о дуэли Пушкина и Дантеса. Как царь отнёсся к этой
дуэли?
№4. Кому посвящено стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное
мгновенье…»? Можете прочитать это стихотворение.
Вопросы пятого тура (в конверте)
№1. Назовите сказки А. С. Пушкина.
№2. Назовите поэмы А. С. Пушкина.
№3. Какие произведения вошли в сборник «Повести И. П. Белкина»?
№4. Как называется роман в стихах А. С. Пушкина?
Подведение итогов игры