Напоминание

Виды детской инициативы и виды ее поддержки


Автор: Гусманов Ильсур Глусович
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Виды детской инициативы и виды ее поддержки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Виды детской инициативы и виды ее поддержки

1. В педагогическом словаре отмечается, что

понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к

началу какого-нибудь действия.

2. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации

российского образования», в Законе Российской Федерации «Об

образовании в РФ»и других нормативных документах Российской

Федерации сформулирован социальный заказ государства системе

образования: воспитание инициативного, ответственного человека,

готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

3. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов

дошкольного образования является поддержка детей в различных

видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием,

необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На

этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами,

определёнными ФГОС, предусматриваются следующие •

проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах

деятельности; • выбирать себе род занятий, участников по совместной

деятельности; • проявлять способность к волевым условиям; •

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам

людей; • проявлять способность к принятию собственных решений.

4. Развитие детской инициативыи самостоятельности

осуществляется:

В РАЗНЫХ ВИДАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1.

игровая; коммуникативная, познавательно- исследовательская,

восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная,

музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно

организованной; в режимных моментах в самостоятельной;

деятельности; 5. Без самостоятельности мы не получим инициативы.

Долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность.

Маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может

самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие

с желаниями взрослых. Ребенок должен выполнять требования, которые

диктует взрослый без проявления собственной инициативы и

самостоятельности. По принципу «сказал - сделал». И только в

последнее время у нас утвердился «позитивный»подход к развитию

ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность –

верная спутница личностного развития.

6.Развитие самостоятельности:

Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него

условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без

напоминания и помощи взрослых (моем руки до и после еды;

говорим «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста»;

убирать игрушки на место; наводить порядок в комнате и т. д.).

Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные

способы действия в новых, необычных, но близких и однородных

ситуациях (навести порядок в группе; подмести пол у бабушки и т. д.).

Третья ступень – возможен далекий перенос. Правила освоены и

ребенок им пользуется в любой ситуации.

7.Характерные черты развитой самостоятельности

:

а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать

необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля

сухая; увидев беспорядок, устранить его);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без

постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного

планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее

результат);

г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе,

осуществлять элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

8 Отставание в развитии самостоятельности и инициативы у

дошкольников во многом является следствием неправильной

организации деятельности детей,ошибок воспитания:

а)излишняя регламентация деятельности,

б)постоянный контроль и опека,

в)преобладание прямых приемов руководства действиями детей,

г)обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и

т. п.

9. Этапы развития самостоятельности замысла ребенка.

2-3 года - апробирование себя во внешнем поле (кто я);

3-5 лет - появление осознаваемого и словесно оформленного

замысла и опробование своих идей в разных сферах (что я могу);

5-7 лет - подчинение действий осознаваемому устойчивому замыслу,

отчетливое субъективное расчленение сфер инициативы (где я могу)

10 Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного возраста

формируется постепенно, одна за другой.

11 Способы и направления поддержки детской инициативы.

1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на

поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим

ребенком.

2. Проектная деятельность.

3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность

взрослого и детей – опыты и экспериментирование

4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре

экспериментирования.

5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию

предметов рукотворного мира и живой природы.

6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в

центрах развития

12. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности

детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать,

конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными

интересами, является важнейшим источником эмоционального

благополучия ребёнка в детском саду. В форме

самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут

осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая

деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных

компонентов самостоятельности

13. Условия, необходимые для развития инициативы детей.

1. Развивающая предметно-пространственная среда.

2. Содержание развивающей среды должно учитывать

индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.

3. В группе должен преобладать демократический стиль общения

воспитателей с детьми. 4. Воспитатели и родители должны развивать

умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в

соответствии со своими интересами.

5. Родители должны быть в курсе всего,что происходит в жизни

ребенка: чем он занимается, что нового узнал, чем ему нужно помочь в

поиску.

14. Виды и направления детской инициативы :

1. творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в

сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются

воображение, образное мышление;

2. инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепку,

конструктивное моделирование, где развиваются произвольность,

планирующая функция речи;

3. коммуникативная инициатива – предполагает включенность

ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия,

коммуникативная функция речи;

4. познавательная инициатива – предполагает любознательность,

включенность в экспериментирование, простую познавательно-

исследовательскую деятельность, где развиваются способности

устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и

родовидовые отношения.

15. Проявления детской инициативы в разном возрасте.

2-3 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом

возрасте является исследовательская деятельность с предметами,

материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта

восприятия окружающего мира.

3-4 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является

игровая и продуктивная деятельность.

4-5- лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном

возрасте является познавательная деятельность, расширение

информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

5-6 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем

дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со

взрослыми и сверстниками, а также информационно

познавательная инициатива.

16. «Баланс взрослого и детской инициативы:

Достигается не за счет жесткого разделения сфер господства

взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования

партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные

фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не

противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной

группы дошкольников»

Рекомендации педагогам для стимуляции инициативы творческой

активности детей.

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со

стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес

ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного

мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность,

точность).

2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными,

новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его

любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Использование личного примера творческого подхода к решению

проблем.

5. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое

использование вопросов дивергентного типа применительно к самым

разнообразным областям.

6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

7. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

8. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на

передачу им игрового опыта.

9. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом

обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

10. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на

побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний,

способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей

во взаимодействие друг с другом.



В раздел образования