Автор: Гусманов Ильсур Глусович
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Виды детской инициативы и виды ее поддержки
Раздел: дошкольное образование
Виды детской инициативы и виды ее поддержки
1. В педагогическом словаре отмечается, что
понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к
началу какого-нибудь действия.
2. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации
российского образования», в Законе Российской Федерации «Об
образовании в РФ»и других нормативных документах Российской
Федерации сформулирован социальный заказ государства системе
образования: воспитание инициативного, ответственного человека,
готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
3. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов
дошкольного образования является поддержка детей в различных
видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием,
необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На
этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами,
определёнными ФГОС, предусматриваются следующие •
проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах
деятельности; • выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности; • проявлять способность к волевым условиям; •
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам
людей; • проявлять способность к принятию собственных решений.
4. Развитие детской инициативыи самостоятельности
осуществляется:
В РАЗНЫХ ВИДАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1.
игровая; коммуникативная, познавательно- исследовательская,
восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная,
музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно
организованной; в режимных моментах в самостоятельной;
деятельности; 5. Без самостоятельности мы не получим инициативы.
Долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность.
Маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может
самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие
с желаниями взрослых. Ребенок должен выполнять требования, которые
диктует взрослый без проявления собственной инициативы и
самостоятельности. По принципу «сказал - сделал». И только в
последнее время у нас утвердился «позитивный»подход к развитию
ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность –
верная спутница личностного развития.
6.Развитие самостоятельности:
Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него
условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без
напоминания и помощи взрослых (моем руки до и после еды;
говорим «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста»;
убирать игрушки на место; наводить порядок в комнате и т. д.).
Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные
способы действия в новых, необычных, но близких и однородных
ситуациях (навести порядок в группе; подмести пол у бабушки и т. д.).
Третья ступень – возможен далекий перенос. Правила освоены и
ребенок им пользуется в любой ситуации.
7.Характерные черты развитой самостоятельности
:
а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать
необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля
сухая; увидев беспорядок, устранить его);
б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без
постоянного контроля взрослого;
в) сознательность действий, наличие элементарного
планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее
результат);
г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе,
осуществлять элементарный самоконтроль;
д) умение переносить известные способы действия в новые условия.
8 Отставание в развитии самостоятельности и инициативы у
дошкольников во многом является следствием неправильной
организации деятельности детей,ошибок воспитания:
а)излишняя регламентация деятельности,
б)постоянный контроль и опека,
в)преобладание прямых приемов руководства действиями детей,
г)обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и
т. п.
9. Этапы развития самостоятельности замысла ребенка.
2-3 года - апробирование себя во внешнем поле (кто я);
3-5 лет - появление осознаваемого и словесно оформленного
замысла и опробование своих идей в разных сферах (что я могу);
5-7 лет - подчинение действий осознаваемому устойчивому замыслу,
отчетливое субъективное расчленение сфер инициативы (где я могу)
10 Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного возраста
формируется постепенно, одна за другой.
11 Способы и направления поддержки детской инициативы.
1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на
поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим
ребенком.
2. Проектная деятельность.
3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность
взрослого и детей – опыты и экспериментирование
4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре
экспериментирования.
5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию
предметов рукотворного мира и живой природы.
6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в
центрах развития
12. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности
детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать,
конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными
интересами, является важнейшим источником эмоционального
благополучия ребёнка в детском саду. В форме
самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут
осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая
деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных
компонентов самостоятельности
13. Условия, необходимые для развития инициативы детей.
1. Развивающая предметно-пространственная среда.
2. Содержание развивающей среды должно учитывать
индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.
3. В группе должен преобладать демократический стиль общения
воспитателей с детьми. 4. Воспитатели и родители должны развивать
умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в
соответствии со своими интересами.
5. Родители должны быть в курсе всего,что происходит в жизни
ребенка: чем он занимается, что нового узнал, чем ему нужно помочь в
поиску.
14. Виды и направления детской инициативы :
1. творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в
сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются
воображение, образное мышление;
2. инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепку,
конструктивное моделирование, где развиваются произвольность,
планирующая функция речи;
3. коммуникативная инициатива – предполагает включенность
ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия,
коммуникативная функция речи;
4. познавательная инициатива – предполагает любознательность,
включенность в экспериментирование, простую познавательно-
исследовательскую деятельность, где развиваются способности
устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и
родовидовые отношения.
15. Проявления детской инициативы в разном возрасте.
2-3 года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом
возрасте является исследовательская деятельность с предметами,
материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта
восприятия окружающего мира.
3-4 года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является
игровая и продуктивная деятельность.
4-5- лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном
возрасте является познавательная деятельность, расширение
информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.
5-6 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем
дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со
взрослыми и сверстниками, а также информационно
познавательная инициатива.
16. «Баланс взрослого и детской инициативы:
Достигается не за счет жесткого разделения сфер господства
взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования
партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные
фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не
противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной
группы дошкольников»
Рекомендации педагогам для стимуляции инициативы творческой
активности детей.
1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со
стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес
ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного
мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность,
точность).
2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными,
новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его
любознательности.
3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
4. Использование личного примера творческого подхода к решению
проблем.
5. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое
использование вопросов дивергентного типа применительно к самым
разнообразным областям.
6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
7. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
8. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на
передачу им игрового опыта.
9. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом
обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
10. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на
побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний,
способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей
во взаимодействие друг с другом.