Напоминание

«Песочная игротерапия и плассотерапия, как форма здоровьесбережения дошкольников»


Автор: Назмиева Эльвира Завдятовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: «Песочная игротерапия и плассотерапия, как форма здоровьесбережения дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения

дошкольников»

Что такое песочная терапия?

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод

пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего

мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к

различным областям знаний и видов деятельности.

Задачи:

1) релаксация, снятие мышечной напряжённости;

2) развитие зрительно-пространственной ориентировки;

3) концентрация внимания, памяти;

4) развитие логики и речи;

5) стабилизация эмоционального состояния;

6) развитие творческих (креативных) способностей;

7) способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребёнка;

8) формирование позитивной коммуникации.

Общие условия организации песочной терапии

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.

Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 —

размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы

соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер

песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы

удобнее использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является

дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики,

но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и

голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов)

окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а

борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее

воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет

собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии.

Если позволяют средства и пространство кабинета, можно

экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта

окрашиваются в один или несколько цветов.

Игрушки

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор

миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

В классической песочной терапии существует следующая классификация

предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной

принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы

должны быть как динамические, так и статические;

- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

- летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие,

моллюски, крабы);

- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель

различных эпох, культур и назначения);

- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

- объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт

гражданского и военного назначения, фантастические транспортные

средства);

- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота,

дорожные знаки;

- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

- естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины,

куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и

пр.);

- фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези,

фигурки-оборотни.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках

недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и

прозрачные коробки.

Чем полезны игры с песком?

Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи,

навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления,

воображения и фантазии.

Формируют у ребенка представления об окружающем мире.

Развивают мелкую моторику, глазомер.

Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как

я могу!).

Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Эффект песочной терапии:

позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;

положительная динамика в развитии:

образного мышления;

тактильной чувствительности;

зрительно-моторной координации;

ориентировки в пространстве;

сенсо-моторного восприятия.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три

направления:

Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-

кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное

ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его

речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи,

развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем

внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение

письму и чтению.

Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать

многогранность нашего мира.

Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую

диагностику, коррекцию и развитие ребенка. Игры с песком можно

использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на

фронтальных занятиях.

Плассотерапия

Плассотерапия – методика терапии пластическим искусством в рамках

«песочной терапии»

Возможности «песочной терапии» продолжают расширяться, возникают

различные модификации, новые формы терапевтической работы и техники. В

2013 году в Швеции был создан «подвижный» («живой») песок: уникальный

по своему составу материал, содержащий чистый кварцевый песок (98 %) и

современные полимерные материалы (2 %). «Подвижный» песок абсолютно

безвреден, обладает бактериостатическими свойствами (препятствует

размножению бактерий на нём), не требует обработки в течение 5 лет, не

содержит токсичных веществ, не вызывает аллергии.

Ингредиенты, входящие в состав «подвижного» песка обеспечивают ему

необходимую для лепки пластичность и вязкость, но в тоже время позволяют

легко менять свою форму и рассыпаться на мелкие частички, которые

продолжают самостоятельно двигаться даже после окончания внешнего

воздействия на материал.

Для полноценной работы достаточно обычного письменного стола, на

поверхности которого ребенок при взаимодействии с консультантом создаёт

свои, обладающие исцеляющим эффектом, пластические ландшафты.

Плассотерапия отличается также и тем, что во время сессии не

используются какие-либо фигурки, игрушки, или дополнительные предметы,

так как пластических возможностей материала достаточно для целостного

психокоррекционного процесса.

Песочная терапия и плассотерапия – это удивительно!!!



В раздел образования