Автор: Назмиева Эльвира Завдятовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: «Песочная игротерапия и плассотерапия, как форма здоровьесбережения дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения
дошкольников»
Что такое песочная терапия?
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод
пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего
мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к
различным областям знаний и видов деятельности.
Задачи:
1) релаксация, снятие мышечной напряжённости;
2) развитие зрительно-пространственной ориентировки;
3) концентрация внимания, памяти;
4) развитие логики и речи;
5) стабилизация эмоционального состояния;
6) развитие творческих (креативных) способностей;
7) способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребёнка;
8) формирование позитивной коммуникации.
Общие условия организации песочной терапии
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.
Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 —
размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы
соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер
песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы
удобнее использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является
дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики,
но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и
голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов)
окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а
борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее
воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет
собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии.
Если позволяют средства и пространство кабинета, можно
экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта
окрашиваются в один или несколько цветов.
Игрушки
Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор
миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
В классической песочной терапии существует следующая классификация
предметов, используемых в процессе создания песочных картин.
- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной
принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы
должны быть как динамические, так и статические;
- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
- летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие,
моллюски, крабы);
- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель
различных эпох, культур и назначения);
- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
- объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт
гражданского и военного назначения, фантастические транспортные
средства);
- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота,
дорожные знаки;
- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
- естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины,
куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и
пр.);
- фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези,
фигурки-оборотни.
Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках
недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и
прозрачные коробки.
Чем полезны игры с песком?
Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи,
навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления,
воображения и фантазии.
Формируют у ребенка представления об окружающем мире.
Развивают мелкую моторику, глазомер.
Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как
я могу!).
Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Эффект песочной терапии:
позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
положительная динамика в развитии:
образного мышления;
тактильной чувствительности;
зрительно-моторной координации;
ориентировки в пространстве;
сенсо-моторного восприятия.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три
направления:
Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-
кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное
ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его
речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи,
развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем
внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение
письму и чтению.
Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать
многогранность нашего мира.
Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую
диагностику, коррекцию и развитие ребенка. Игры с песком можно
использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на
фронтальных занятиях.
Плассотерапия
Плассотерапия – методика терапии пластическим искусством в рамках
«песочной терапии»
Возможности «песочной терапии» продолжают расширяться, возникают
различные модификации, новые формы терапевтической работы и техники. В
2013 году в Швеции был создан «подвижный» («живой») песок: уникальный
по своему составу материал, содержащий чистый кварцевый песок (98 %) и
современные полимерные материалы (2 %). «Подвижный» песок абсолютно
безвреден, обладает бактериостатическими свойствами (препятствует
размножению бактерий на нём), не требует обработки в течение 5 лет, не
содержит токсичных веществ, не вызывает аллергии.
Ингредиенты, входящие в состав «подвижного» песка обеспечивают ему
необходимую для лепки пластичность и вязкость, но в тоже время позволяют
легко менять свою форму и рассыпаться на мелкие частички, которые
продолжают самостоятельно двигаться даже после окончания внешнего
воздействия на материал.
Для полноценной работы достаточно обычного письменного стола, на
поверхности которого ребенок при взаимодействии с консультантом создаёт
свои, обладающие исцеляющим эффектом, пластические ландшафты.
Плассотерапия отличается также и тем, что во время сессии не
используются какие-либо фигурки, игрушки, или дополнительные предметы,
так как пластических возможностей материала достаточно для целостного
психокоррекционного процесса.
Песочная терапия и плассотерапия – это удивительно!!!