Автор: Распопова Марина Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с КВ № 24
Населённый пункт: г. Ачинск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи и общение
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи и общение
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных
задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с хорошо
развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить
свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и
нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего
возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством
человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и
реальные отношения со сверстниками. В этот период продолжают бурно развиваться речь,
способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков,
наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.
Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать
особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие
способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные
детские слова.
Родители подрастающих дошкольников должны понимать, что никакая
современная методика по развитию речи, не заменит пользы от живого человеческого
общения. Ведь именно повседневное общение в домашней обстановке, в стенах
дошкольного учебного заведения или развивающих кружков является залогом
своевременного формирования речевых навыков.У ребёнка, проводящего много времени
перед телевизором или экраном компьютера, рано или поздно возникают проблемы,
связанные с пополнением словарного запаса, умением чётко и ясно излагать собственные
мысли, анализировать и рассуждать.
Необходимо помнить, что любая методика старается активно использовать
природное детское любопытство, прекрасно стимулирующее тягу у детей к познанию.
Именно поэтому познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из
составляющих элементов детского развития.
Главными задачами предшкольного обучения, направленного на развитие речи
являются: обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей развитие
грамматического строя речи развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребенка
развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих .
Рекомендации, способствующие развитию речи:
чтение детям вслух сказок;
пересказ ребенком услышанных сказок, рассказов, сюжета просмотренного
мультфильма;
ответы на вопросы по рассказу, составление своих вопросов;
построение рассказа по картинке,
заданному плану, заданной теме;
упражнение детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений ;
упражнение детей в умении выражать свое мнение, доказывать его;
упражнение ребёнка в нахождении и придумывании рифм;
разучивание стихов.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра.
Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для
речевого развития используются все виды игровой деятельности.
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит
дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь,
возникает потребность в связной монологической речи.
Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и
планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой
деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным
составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной.
Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение
замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной
речи, беседы о проведенных и будущих играх.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой
культуры.
Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса
к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач
речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора
наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении
связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их
жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого
поведения.
Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить
содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и
предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.
Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно
начиная с 4-5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно
используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач,
возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных
речевых средствах. В совместной деятельности дети рассказывают о своем плане
действий, предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию, а затем
и координируют его.
Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования. Так,
наименование животных и их детенышей, предметов посуды образуется с помощью
разных суффиксов (заяц - зайчонок - зайчата; сахарница - хлебница). Необходимо шире
использовать глаголы для обучения детей разным способам глагольного приставочного
словообразования (вошел - вышел, пришел - ушел). Детей знакомят также со способами
образования глаголов на материале подражаний (воробей "чик-чирик" - чирикает, утка
"кря-кря" - крякает, лягушка "ква-ква" - квакает). На материале наименования игры на
музыкальных инструментах детям показывается способ образования глаголов при помощи
суффиксов (на барабане барабанят, на дудочке дудят, на трубе трубят, а на гитаре и
гармошке играют). Такие вопросы, как: "Что будет делать зайчик, если возьмет в руки
барабан? дудочку? трубу?"-- подводят детей к пониманию того, что игра на музыкальных
инструментах - это действие, и оно имеет свое название.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в
инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной,
вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и
правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется
специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения),
который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При
отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению
фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка
является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой,
правильной, выразительной речи.
Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для
отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки,
загадки, потешки, стихи.
Упражнения по развитию речи
Важным моментом звукопроизношения является хорошо поставленное речевое дыхание.
Оно обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Рекомендуется перед
каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения на речевое
дыхание: «Ветряная мельница», «Снегопад», «Одуванчик» .
Развиваем слуховую дифференциацию
Методика по тренировке слуховой дифференциации предполагает умение ребёнка на слух
определять те или иные звуки в длинном потоке речи.
Назови слова
Предложите ребёнку назвать слова, начинающиеся с определённого звука – А, Б, П,
Т, О, М.
Теперь пусть дошкольник назовёт слова, заканчивающиеся на другие звуки,
например: С, Т, Ж, В, К.
Продолжайте опыты со словами: загадайте звуки, например, О, Е, У, Л, В и попросите
назвать те слова, в которых эти звуки находятся посередине.
Тренируем реакцию и анализируем состав слова
Хлопушка
Назовите звук, наличие которого в слове дошкольник должен проанализировать. Затем,
перечисляя слова, предложите ему обозначить наличие звука в них, хлопнув в ладоши.
Допустим, загадан звук «С». Взрослый произносит ряд слов: СЛОН, НИТКА, СВЕТ,
КОРОВА, ДЫНЯ, СТУЛ. Каждый раз, услышав нужный звук, ребёнок должен хлопнуть в
ладоши. Со временем скорость, с которой взрослый говорит слова, можно увеличить.
Придумай слово
В этом задании ребёнок должен придумать новое слово. Оно должно начинаться на тот
звук, на который заканчивается предложенное взрослым слово.
Например: СОВА–АРБУЗ; КРУГ–ГВОЗДЬ, ДОМ–МЕДВЕДЬ и т.д.
Занимаемся словообразованием
Объясните ребёнку, как образуются слова, обозначающие качества предметов и
указывающие на материал их изготовления.
Например:
Стекло – стеклянный;
Дерево – деревянный;
Предложите ребёнку поэкспериментировать самостоятельно, образовав слова-
определения от таких материалов:
Пух, вода, песок, бумага, свет, дрова.
Занятия с картинками
Любая методика по развитию речи предполагает обязательное использование наглядно-
дидактического материала. Наборы картинок с изображением знакомых ребёнку процедур
и процессов (подъём, умывание, уборка, одевание) будут отличным подспорьем для
освоения глаголов, наречий, причастий и деепричастий.
Попросите детей описать то, что они видят на этих картинках. Малыш помладше, скорее
всего, будет отвечать односложно, используя только глаголы. Ребёнок постарше будет
строить более сложные конструкции, вводя в употребление такие части речи, как наречия
и прилагательные. Это поможет им описать увиденное на картинке более подробно.
Игры для развития речевых навыков
В эти игры можно играть всей семьёй, больше удовольствия они доставят детям,
достигшим 5-6 лет.
Отправляемся путешествовать
Начиная игру, взрослый сообщает детям, что вся семья отправляется в поездку. Это может
быть поездка любой тематики: на море, в деревню к бабушке, в поход по горам и т.д.
Затем ведущий предлагает детям помочь ему собрать багаж, который понадобится в
поездке. Необходимо уточнить задание: на какую именно букву предметы багажа должны
называться. Например, взрослый предлагает назвать необходимые для похода вещи,
начинающиеся на букву «К» (котелок, карта, каремат). Когда предметы, начинающиеся на
предложенную букву, будут исчерпаны, можно предложить другую букву и продолжить
игру. Прекрасная игра для любознательных и наблюдательных детей!
Строим мосты
Эта методика замечательно тренирует способность ребёнка подбирать нужные слова,
определять лексическое значение слов, развивает смекалку.
Для такой игры понадобятся карточки детского лото или самостоятельно изготовленные
картинки, изображающие предметы, с которыми дети часто сталкиваются в повседневной
жизни. Задание заключается в том, чтобы дошкольник нашёл связь между двумя
предложенными картинками и объяснил, что позволило ему объединить эти понятия.
Демонстрируем малышу картинку, на которой нарисована тарелка (кастрюля, супница) и
другую, где изображены овощи, фрукты. Ребёнок должен «построить» мостик между
этими двумя картинками, объяснив, как они могут быть связаны: в кастрюле может
готовиться суп из овощей либо вариться компот из фруктов. Выполняя это задание, дети
должны проиллюстрировать свои соображения словами, стараясь полно раскрыть
взаимосвязь между предметами.
Скороговорки
Эта замечательная и эффективная методика поможет научиться
выговаривать трудные звуки, преодолеть образование «каши» во рту и просто весело
провести время, остаётся заучивание скороговорок.
Скороговорки могут быть самыми разнообразными, но для того, чтобы ребёнок получал
удовольствие от этих занятий, лучше подкреплять занятия по их заучиванию яркими и
красочными картинками, иллюстрирующими ту или иную скороговорку.
В этом отношении отличным пособием можно назвать книгу «Попробуй, повтори.
Русские скороговорки», проиллюстрированные детским художником А. Аземшей.
Огромные и яркие иллюстрации этого издания сделают занятия детей по заучиванию
скороговорок весёлыми и долгожданными.
Помните, что развивать речь детей следует гармонично, в соответствии с их
возрастом. Пусть речевые упражнения сочетаются с двигательной и познавательной
деятельностью ребенка, развивает его всесторонне. Говорите с детьми больше, как в
процессе игры, так и при повседневных делах. А настоящей наградой для вас вскоре
станет грамотная, богатая, эмоционально окрашенная речь вашего ребёнка.