Автор: Королёва Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель высшей категории
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "КамчатГТУ"
Населённый пункт: город Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Применение модульной технологии обучения в процессе подготовки студентов – экологов СПО
Раздел: среднее профессиональное
Применение модульной технологии обучения в процессе подготовки
студентов – экологов СПО
Королёва Т.Н.
преподаватель высшей
категории
ФГБОУ ВО «КамчатГТУ»
Модульное обучение –
способ организации учебного процесса на
основе блочно-модульной представления учебной информации (рис. 1).
Рисунок 1 – Особенности модульного обучения
Цель модульного
обучения – комфортный темп работы каждого
обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение
содержания обучения, интеграцию различных его видов и форм.
Принципы модульного обучения:
модульности.
Предполагает цельность и завершённость, полноту и логичность
построения единиц учебного материала в виде блоков – модулей, внутри
которых учебный материал структурируется в виде системы учебных
элементов.
выделения обособленных элементов.
Требует определения в
пределах
модуля логично завершённых
познавательных блоков – учебных элементов модуля.
Постоянное
подкрепление
обучающимся
собственных
действий по
самоконтролю
динамичности.
Обеспечивает возможность изменения содержания учебного материала,
вызванного развитием и усложнением теоретических знаний.
деятельности в усвоении знаний и оперативности их применения.
Предполагает
обучение
видам
и
рациональным
способам
познавательной деятельности.
гибкости.
Обеспечивает возможность коррекции содержательной части модуля с
учётом уровня обучаемости студентов и организации дифференцированного
уровневого обучения.
осознанной перспективы.
Реализуется осознанием промежуточных и конечных целей обучения.
Самосознание целей возможно при условии предоставления обучающимся
модульной программы изучения курса, раздела, темы и т.д.
разносторонности методического консультирования.
Реализуется в процессе использования наиболее эффективных методов
усвоения содержания учебного предмета, наглядных средств обучения.
паритетности (равенства).
Предусматривает
деятельность
преподавателя
по
активизации
познавательной деятельности обучающихся и их взаимодействия в учебном
процессе (рис. 2).
Рисунок 2 – Особенности построения учебного процесса
координация процесса
обучения
В теории и практике модульного обучения приводится соотношение:
20% теоретического материала и 80% практического материала в модуле.
Рекомендуется разделять учебную дисциплину примерно на 10 – 12 (но не
менее 5 – 6) модулей.
Важный
критерий
построения
модуля
–
структурирование
деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний: восприятие,
понимание,
осмысление,
запоминание,
применение,
систематизация.
Содержание модуля целесообразно представлять в графическом виде с
последующей нумерацией учебных элементов, чтобы обучаемый мог видеть
путь учения (рис. 3). Нумерация элементов должна отражать порядок
элементов.
Рисунок 3 – Формирование модульной программы
Структурирование учебного материала при модульном обучении
способствует более эффективному естественно-интеллектуальному процессу
получения нового знания. Существенно меняется позиция педагога. Роль
преподавателя
постепенно
трансформируется
в
роль
консультанта,
наставника.
УЭ 1
Разработки
модульных
учебных
программ,
материалов
требует
значительных затрат времени. Самым трудоемким при конструировании
модуля является создание модульного пакета.
Психолого-педагогические
условия
повышения
эффективности
модульного обучения в развитии интеллектуальных качеств обучающихся
носят универсальный характер. В то же время они могут быть дополнены,
скорректированы с учетом других, новых теорий.
Список источников
Кубегенова А. Д., Тажкуран А. Е., Имангалиева А. Н. Модульная
технология обучения как средство повышения эффективности подготовки
специалистов ИКТ [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X
Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. —
С. 135-137.
Култаева Ф. Э. Использование модульной технологии в обучении
иностранному языку студентов технического вуза // Молодой ученый. —
2016. — №8. — С. 1133-1135.
Санакулова З. А., Соибназарова М. Н. Модульное обучение как
педагогическая технология [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы
X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017.
— С. 20-22.