Автор: Козионова Елена Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ: детский сад комбинированного вида №5 "Белочка"
Населённый пункт: Томская область, город Асино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ах, какая прелесть - сказка!"
Раздел: дошкольное образование
« Ах, какая прелесть-сказка!»
Итоговое занятие в старшей группе по теме: «Сказка в музыке».
Программное содержание.
Формировать у детей умение слушать музыкальные произведения.
Развивать образное восприятие, интерес к музыке, умение сравнивать характер
музыки с характером сказочного героя.
Отображать особенности характера сказочных героев в рисунке.
Развивать песенное, музыкально-игровое творчество детей,
тембровый слух.
Совершенствовать вокально-певческие навыки.
Вызвать у детей желание играть друг с другом, слушать друг друга, помогать
друг другу.
Предварительная работа.
Слушание музыкальных произведений:
« Баба-Яга» П.И.Чайковского, «Избушка на курьих ножках», «Гном»
М.П. Мусоргский. Изображение сказочного образа в рисунке.
Изготовление платковой куклы Бабы-Яги.
Изготовление дидактической игры « Музыкальный сказочный кубик».
Дети под музыку входят в зал парами, встают в круг, здороваются с педагогом и
гостями. Муз.рук. предлагает поздороваться в танце.
«Хей, хей, привет тебе».
Муз.рук.: Ребята, тему нашего занятия вам сегодня надо отгадать.
Она нам расскажет про чудо, волшебство,
В ней шагают рядом добро и зло,
Живут здесь вместе зависть и ласка,
Со многим интересным нас познакомит …(сказка).
Сегодня на занятии мы снова будем говорить про сказку.
Ребята, а что такое по-вашему сказка?
Правильно, это выдуманная история, обязательно со счастливым концом, это
волшебный мир, в который погружает нас автор , для того, чтобы показать, что
добрым и честным быть лучше, именно в сказке мы можем научиться
взаимопомощи, дружбе, смелости, поэтому она нравится и взрослым и детям. А
хотите узнать, где живут сказки? Тогда я предлагаю занять места перед
экраном.
Просмотр клипа « Сказки детства». Обсудить характер песни.
Плывут угрюмые века. Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год, а сказка- на тебе- живёт!
Когда и кто её сложил в своей избушке где-то,
И самый старый сторожил не даст тебе ответа.
И про зверей и про царей и что на свете было,
Всё сказка в памяти своей нам с вами сохранила.
Она живёт в любом дому и странствует по странам,
А почему, да потому, что без неё нельзя нам.
Теперь мы знаем, где живут сказки и я предлагаю сходить в гости к некоторым
уже знакомым нам сказочным героям, но сначала мы угадаем их по музыке.
Предлагается для прослушивания произведение П.И.Чайковского «Баба Яга»
Дети отгадывают, называют название произведения и имя, фамилию
композитора, муз .рук. поворачивает мольберт, на нём детские рисунки Бабы-
Яги, предлагает детям подойти, рассмотреть работы.
Муз.рук: Ребята, а почему вы нарисовали Бабу- Ягу сердитой, злой?
( потому что прослушанная музыка была пугающей, страшной ).
А если сейчас появится Баба- Яга, вы испугаетесь? Посмотрите, Баба- Яга всё
таки здесь и нас встречает. ( Достаёт платковую куклу и надевает на себя.
Пропевает фразу « Здравствуйте, ребятишки, девочки и мальчишки»,
Предлагает детям пропеть по одному фразу «Здравствуй, Баба-Ёжка, костяная
ножка».)
Муз.рук: Посмотрите на нашу героиню, такая ли она страшная? (нет, она
весёлая и даже симпатичная).
Может быть кто-то хочет быть Бабой-Ягой? (считалкой выбирается ребёнок на
роль Бабы-Яги, он надевает на себя куклу). Посмотрите, Баба-Яга улыбается, и
даже хочет с нами потанцевать.
Общий танец « Бабка-Ёжка»
Дети садятся на места, им предлагается отправиться дальше , для этого они
слушают произведения М.П.Мусоргского « Избушка на курьих ножках». Дети
говорят название произведения и имя композитора. Поворачивается второй
мольберт, на нём детские рисунки с изображением избушки на курьих ножках.
Муз.рук:Ребята, почему, когда вы рисовали избушку, выбрали такие тёмные
краски? ( Связать с музыкой). Посмотрите у меня есть вот такой интересный
кубик, на нём –картинки из разных сказок, давайте посмотрим, какие избушки,
домики есть в них.(Кидает кубик , дети называют данную сказку, описывают
домики, на последней грани- сказка «Теремок», дети перечисляют жителей
теремка, муз.рук. обращает внимание на муз. инструменты и предлагает к
каждому сказочному герою подобрать определённый муз. инструмент.)
Муз.рук: Наша прогулка продолжается и сейчас мы послушаем ещё одно
муз.произведение. ( М.П.Мусоргский « Гном».Дети отгадывают название и
композитора, поворачивается третий мольбетр, там детские изображения
гномов.)
Муз.рук: Ребята, а почему ваши гномики такие хмурые?( связать с характером
музыки). Посмотрите, гномики приготовили для нас подарок, вот такой
красивый колпачок, давайте развеселим гномиков и поиграем в весёлую игру.
Игра « Шапочку передавайте».
Вот так быстро и заканчивается наша прогулка по сказкам. Сегодня мы
увидели , как тесно сказка связана с музыкой, как точно музыка изображает
сказочных героев, и, конечно, нам хочется , чтобы сказка никогда нас не
покидала, детям давала возможность пофантазировать, а взрослым- почаще
возвращаться в детство.
Мы с хорошей сказкой неразлучны.
Ну а песен в сказке- до небес!
Вы представьте, как бы было скучно.
Если б не было не песен, не чудес.
Нашу прогулку предлагаю завершить песней « Сказка- это наша жизнь».