Напоминание

Мотивация Учебной деятельности по ФГОС


Автор: Ромашова Анастасия Валерьевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ФГКОУ "Московское Президентское кадетское училище им. М.А. Шолохова Войск национальной гвардии Российской Федерации"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Формирование и развитие у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности в условиях реализации ФГОС
Тема: Мотивация Учебной деятельности по ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование и развитие у обучающихся положительной мотивации к

учебной деятельности в условиях реализации ФГОС

Главный смысл разработки ФГОС заключается в создании условий, позволяющих

решить

стратегическую

задачу

российского

образования

повышение

качества

образования, достижение новых образовательных результатов. ФГОС ориентирует

образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам

личности, общества и государства.

На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации,

самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех

знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.

Главная задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников

таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока.

Высокий уровень мотивации при обучении детей, является источником активности

и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем

современного образования. Учебно-познавательные мотивы формируются в процессе

учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Успех

обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для

школьников

видов

познавательной

деятельности.

Первый

из

этих

этапов

мотивационный. Известно, что если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или

иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно,

прежде

чем

организовать

учебную

деятельность

школьников,

учитель

должен

позаботиться о мотивах их деятельности.

Мотивация

— это

установка

на

деятельность,

которая

обеспечивает

эту

деятельность с психологической точки зрения. При этом особое внимание обращается на

такие психологические факторы как способность воспринимать учебную информацию,

слушать осмысливать, запоминать и т. д. Учение, как утверждает Н. Ф. Талызина (1983),

может

иметь

для

ученика

разный

психологический

смысл:

может

отвечать

познавательным потребностям или служить средством достижения других целей. Ученик

должен осознавать для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания. Поэтому в

обучении надо идти от мотивов — к целевым задачам, а от них — к содержанию.

Мотивы —

это

внутренняя

побудительная

сила,

заставляющая

человека

переходить к действию. В учебной деятельности — это желание, стремление школьников

учиться, решать познавательные задачи, проблемы, желание не отставать от сверстников.

Для того чтобы сформировать у каждого ученика личные учебно-познавательные мотивы,

учитель ставит перед классом учебную задачу, проблему. При этом перед школьниками

ставится вопрос — не «что», а «для чего необходимо» изучать тот или иной материал, т.е.

практическая значимость. Личные мотивы учащихся строятся на основе положений,

связанных

с

исследовательским

характером

самой

географической

науки,

с

потребностями практики хозяйственной деятельности, а также со здоровьем человека. В

традиционном обучении мотивация формируется извне на основе убеждений в

необходимости учиться. Поэтому мотивы в этом случае занимают внешнюю позицию по

отношению к учению. Для реализации целей современной школы в условиях перехода на

ФГОС необходимо формировать внутренние, личностные учебно-познавательные мотивы,

направленные непосредственно на содержание учебного материала и деятельности для

решения проблемы урока.

Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными

через

познавательный

интерес,

который

определяется

как

особая

избирательная

направленность личности на процесс познания. К критериям познавательного интереса

относят: особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность,

исследовательскую деятельность, сильную сосредоточенность на этой деятельности,

появление вопросов у школьников, которые они задают учителю. Именно на основе

интереса развиваются мотивы учения, которые тесно связаны с реализацией принципа

положительного эмоционального фона обучения. Факторы, влияющие на формирование

учебной мотивации, отражены в схеме № 1.

Общеизвестно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться,

должно быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека.

Работа, которой ребенок увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает

хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом,

сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость, что и является одним из

условий перехода на ФГОС.

Итак, в начале познавательной деятельности необходима мотивация действий и

поступков, которая направлена на:

1.

обеспечение понимания ценности поставленной проблемы и приобретаемого опыта

деятельности;

2.

сознательное отношение к усвоению материала;

3.

эмоциональный подъем;

4.

формирование познавательных интересов.

Способов мотивации познавательной деятельности много. Задаются мотивационные

установки, как правило, в начале урока. Прежде чем действовать, школьники должны

быть внутренне подготовлены к восприятию информации, к учебной деятельности как

физически, так и психологически.

Важное средство мотивации учебной деятельности — мотивированная личность

учителя, его методическое мастерство, человеческие качества, увлеченность своим

предметом, доброе отношение и понимание интересов своих учеников. Мотивированный

ученик – это «продукт» деятельности мотивированного учителя. Поведение учителя на

уроке, его речь, настроение, действия (вошел в класс и сразу начал рисовать на доске,

читает стихи, принес, свежую газету, и обращает внимание на важное событие, дает сразу

команду открыть учебник и т. д.) оказывают сильное влияние на учащихся.

1)

мотивация

является

особо

важным

и

специфичным

компонентом

учебной

деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели

обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному

предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить

качественные показатели познавательных процессов.

Процесс повышения учебной мотивации у школьников будет эффективнее, если педагоги

и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы

и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации.



В раздел образования