Напоминание

"Развитие фонематических процессов у детей с ОНР"


Автор: Муллахметова Гульназ Анваровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №1
Населённый пункт: г.Агидель
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие фонематических процессов у детей с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие фонематических процессов у детей с общим

недоразвитием речи

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с

нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Одним из аспектов

общего недоразвития речи является фонетико-фонематическое недоразвитие.

Актуальность проблемы объясняется возрастающим количеством детей, имеющих

нарушения речевой системы и поиском новых путей преодоления недостатков речи.

Известно, что раннее начало коррекционной работы учителя-логопеда совместно с

родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения подтверждает,

что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление

вторичных отклонений в развитии и способствует готовности ребенка к школе.

Изучением общего недоразвития речи занимались Л. Ф. Спирова, Н. А. Никашина,

Г. А. Каше, А. В. Ястребова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. Н.

Сазонова и многие другие. Ими уделялось большое значение

своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием

речи (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических

представлений).

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий

различать и узнавать фонемы родного языка.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять

звуковой состав слова.

Фонематические представления – способность подбирать слова на заданный звук.

К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы

направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки

дифференциации фонем родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в

собственном произношении – становится возможным лишь после овладения

способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении

существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних,

несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении

всего дошкольного детства.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы,

благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак –

мак, угол – уголь. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся

из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут

смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с

их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонематический слух

обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное

произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами.

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием

обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к

овладению чтением и письмом.

Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического

слуха. «Основным качеством человеческого слуха и является способность

воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы – фонематический слух» (М.

Е. Хватцев, 1959). Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных

слов. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху, усваивается не только

лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию

системы родного языка. Звуковая культура речи развивается также на основе

фонематического слуха. Именно фонематический слух во многом обеспечивает

четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков.

Принято выделять пять основных этапов развития фонематического слуха:

узнавание неречевых звуков;

различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков,

звукокомплексов, слов, фраз;

различение близких по звуковому составу слов;

различение слогов;

различение фонем.

Под фонематическим восприятием понимают умения выделять фонемы из слова,

их различать, определять их позиции в слове (начало, середина, конец, а также

устанавливать последовательность звуков в слове. Наивысшей ступенью развития

фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т. е. умение

определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из

звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как

чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач,

стоящих перед логопедами и воспитателями, в работе с детьми с общим

недоразвитием речи. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет

большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети

учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-

паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.

Несформированность фонематическоговосприятия негативно влияет на формирование

звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков

неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно

благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Кроме

того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно

становление фонематических процессов,формирующихся на его основе:

формирование полноценных фонематических представлений, фонематического

анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по

формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным

чтением и письмом. Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое

значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного

обучения детей в школе. Одной из важных составляющих успешного обучения в

школе является овладение грамотой, т. е. беглое осознанное чтение и безошибочное

письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые

фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё

задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства. К 3–4

годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает

дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые,

сонорные, шипящие и свистящие. К 4 годам в норме ребенок должен

дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое

восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного

звукопроизношения.

Исследователи Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева предлагают проводить работу

по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в

игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся

звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или

исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме этого, с первых

занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой

памяти. Такая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных

результатов в развитии фонематического восприятия.

Эффективная программа обучения детей с ОНР, в которой большое внимание

уделяется развитию фонематического слуха, разработана Т. Б. Филичевой и Г. В.

Чиркиной. В "Программе обучения и воспитания детей с ОНР" они предлагают

задания, направленные на развитие фонематических процессов и подобранные с

учётом возрастных особенностей детей. Программа создана для детей старшего

дошкольного возраста. В ней работа по развитию произношения проводится

одновременно с работой по развитию слухового восприятия.

Многие авторы уделяют большое внимание развитию фонематического восприятия

дошкольников. Все авторы преследуют схожие задачи, но решают их по – разному.

Например, такие ученые, как Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и Л. Ф. Спирова, А. В.

Ястребова ставят перед собой схожие задачи, используют одну форму работы с детьми

– фронтальные занятия, но Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина предлагают проводить

занятия в игровой форме. Работа Г. А. Каше и Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой

направлена на решение одних и тех же задач, но последние предлагают использовать

не только фронтальные занятия, но и индивидуальные, проводимые в игровой форме.

Такие авторы, как Е. А. Пожиленко, Т. А. Ткаченко, В. И. Селиверстов, Т. Б.

Филичева, Н. А. Чевелева предлагают комплексный подход, решая не только речевые

задачи, но и задачи, направленные на развитие психических процессов, используя в

работе игры и игровые упражнения.

В соответствии с целями и содержанием ФГОС дошкольного образования главной

особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном

этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как

основного вида деятельности детей дошкольного возраста. (ФГОС дошкольного

образования от 17 октября 2013г. п. 2.7.: «…содержание образовательных областей

зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и

задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности….

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как

игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр….»)

Понимая серьезность и важность воспитания и обучения детей с общим

недоразвитием речи, педагоги пытаются помочь родителям в организации

педагогически эффективного взаимодействия со своими детьми, но, будучи

эпизодической, содержательно ограниченной и бессистемной эта помощь, как

правило, оказывается малодейственной. Для достижения наибольшего эффекта

предполагается совместная работа логопеда и воспитателя: индивидуальные занятия

воспитателя по заданию логопеда; присутствие воспитателя на занятиях логопеда;

обогащение речевой практики детей в режиме дня на основе изученного материала;

совместное планирование работы логопеда и воспитателя; совместные занятия,

проводимые в игровой форме.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач

в процессе образовательной деятельности детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной

взаимосвязи работы специалистов, педагогов и родителей. Так, взаимосвязь в работе

учителя-логопеда и педагога-психолога обеспечивают выбор адекватной

коррекционной методики. Реализация принципа комплексности способствует более

высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную

работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического

воспитания, инструктора по лечебной физкультуре, воспитателей и родителей. С

родителями детей и педагогами должна проводиться консультативно

просветительская работа, решающая задачи оказания квалифицированной психолого-

педагогической поддержки родителям; создания условий для активного участия

родителей в коррекционно-образовательном процессе. Взаимодействие может

проходить посредством различных форм: открытые занятия, консультации, семинары-

практикумы, родительские собрания, информация в логопедическом уголке, папки-

передвижки, памятки.

Своевременное выявление, изучение, профилактика и коррекция фонематических

нарушений у детей с ОНР в дошкольном возрасте являются необходимыми условиями

подготовки этой категории детей к школьному обучению. От того, насколько

будет развита языковая способность ребенка, зависит успешность его обучения.



В раздел образования