Автор: Муллахметова Гульназ Анваровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №1
Населённый пункт: г.Агидель
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие фонематических процессов у детей с ОНР"
Раздел: дошкольное образование
Развитие фонематических процессов у детей с общим
недоразвитием речи
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с
нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Одним из аспектов
общего недоразвития речи является фонетико-фонематическое недоразвитие.
Актуальность проблемы объясняется возрастающим количеством детей, имеющих
нарушения речевой системы и поиском новых путей преодоления недостатков речи.
Известно, что раннее начало коррекционной работы учителя-логопеда совместно с
родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения подтверждает,
что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление
вторичных отклонений в развитии и способствует готовности ребенка к школе.
Изучением общего недоразвития речи занимались Л. Ф. Спирова, Н. А. Никашина,
Г. А. Каше, А. В. Ястребова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. Н.
Сазонова и многие другие. Ими уделялось большое значение
своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием
речи (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических
представлений).
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий
различать и узнавать фонемы родного языка.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять
звуковой состав слова.
Фонематические представления – способность подбирать слова на заданный звук.
К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы
направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки
дифференциации фонем родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в
собственном произношении – становится возможным лишь после овладения
способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении
существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних,
несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении
всего дошкольного детства.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы,
благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак –
мак, угол – уголь. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся
из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут
смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с
их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонематический слух
обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное
произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами.
Сформированность фонематического слуха является необходимым условием
обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к
овладению чтением и письмом.
Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического
слуха. «Основным качеством человеческого слуха и является способность
воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы – фонематический слух» (М.
Е. Хватцев, 1959). Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных
слов. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху, усваивается не только
лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию
системы родного языка. Звуковая культура речи развивается также на основе
фонематического слуха. Именно фонематический слух во многом обеспечивает
четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков.
Принято выделять пять основных этапов развития фонематического слуха:
узнавание неречевых звуков;
различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков,
звукокомплексов, слов, фраз;
различение близких по звуковому составу слов;
различение слогов;
различение фонем.
Под фонематическим восприятием понимают умения выделять фонемы из слова,
их различать, определять их позиции в слове (начало, середина, конец, а также
устанавливать последовательность звуков в слове. Наивысшей ступенью развития
фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т. е. умение
определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из
звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как
чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач,
стоящих перед логопедами и воспитателями, в работе с детьми с общим
недоразвитием речи. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет
большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети
учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-
паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.
Несформированность фонематическоговосприятия негативно влияет на формирование
звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков
неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно
благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Кроме
того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно
становление фонематических процессов,формирующихся на его основе:
формирование полноценных фонематических представлений, фонематического
анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по
формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным
чтением и письмом. Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое
значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного
обучения детей в школе. Одной из важных составляющих успешного обучения в
школе является овладение грамотой, т. е. беглое осознанное чтение и безошибочное
письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые
фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё
задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства. К 3–4
годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает
дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые,
сонорные, шипящие и свистящие. К 4 годам в норме ребенок должен
дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое
восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного
звукопроизношения.
Исследователи Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева предлагают проводить работу
по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в
игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся
звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или
исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме этого, с первых
занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой
памяти. Такая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных
результатов в развитии фонематического восприятия.
Эффективная программа обучения детей с ОНР, в которой большое внимание
уделяется развитию фонематического слуха, разработана Т. Б. Филичевой и Г. В.
Чиркиной. В "Программе обучения и воспитания детей с ОНР" они предлагают
задания, направленные на развитие фонематических процессов и подобранные с
учётом возрастных особенностей детей. Программа создана для детей старшего
дошкольного возраста. В ней работа по развитию произношения проводится
одновременно с работой по развитию слухового восприятия.
Многие авторы уделяют большое внимание развитию фонематического восприятия
дошкольников. Все авторы преследуют схожие задачи, но решают их по – разному.
Например, такие ученые, как Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и Л. Ф. Спирова, А. В.
Ястребова ставят перед собой схожие задачи, используют одну форму работы с детьми
– фронтальные занятия, но Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина предлагают проводить
занятия в игровой форме. Работа Г. А. Каше и Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой
направлена на решение одних и тех же задач, но последние предлагают использовать
не только фронтальные занятия, но и индивидуальные, проводимые в игровой форме.
Такие авторы, как Е. А. Пожиленко, Т. А. Ткаченко, В. И. Селиверстов, Т. Б.
Филичева, Н. А. Чевелева предлагают комплексный подход, решая не только речевые
задачи, но и задачи, направленные на развитие психических процессов, используя в
работе игры и игровые упражнения.
В соответствии с целями и содержанием ФГОС дошкольного образования главной
особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном
этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как
основного вида деятельности детей дошкольного возраста. (ФГОС дошкольного
образования от 17 октября 2013г. п. 2.7.: «…содержание образовательных областей
зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и
задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности….
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр….»)
Понимая серьезность и важность воспитания и обучения детей с общим
недоразвитием речи, педагоги пытаются помочь родителям в организации
педагогически эффективного взаимодействия со своими детьми, но, будучи
эпизодической, содержательно ограниченной и бессистемной эта помощь, как
правило, оказывается малодейственной. Для достижения наибольшего эффекта
предполагается совместная работа логопеда и воспитателя: индивидуальные занятия
воспитателя по заданию логопеда; присутствие воспитателя на занятиях логопеда;
обогащение речевой практики детей в режиме дня на основе изученного материала;
совместное планирование работы логопеда и воспитателя; совместные занятия,
проводимые в игровой форме.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач
в процессе образовательной деятельности детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной
взаимосвязи работы специалистов, педагогов и родителей. Так, взаимосвязь в работе
учителя-логопеда и педагога-психолога обеспечивают выбор адекватной
коррекционной методики. Реализация принципа комплексности способствует более
высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную
работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического
воспитания, инструктора по лечебной физкультуре, воспитателей и родителей. С
родителями детей и педагогами должна проводиться консультативно
просветительская работа, решающая задачи оказания квалифицированной психолого-
педагогической поддержки родителям; создания условий для активного участия
родителей в коррекционно-образовательном процессе. Взаимодействие может
проходить посредством различных форм: открытые занятия, консультации, семинары-
практикумы, родительские собрания, информация в логопедическом уголке, папки-
передвижки, памятки.
Своевременное выявление, изучение, профилактика и коррекция фонематических
нарушений у детей с ОНР в дошкольном возрасте являются необходимыми условиями
подготовки этой категории детей к школьному обучению. От того, насколько
будет развита языковая способность ребенка, зависит успешность его обучения.