Автор: Каракулова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 63
Населённый пункт: город Златоуст Челябинской области
Наименование материала: проект
Тема: "Шахматы - детям"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Автономное Дошкольное
Образовательное Учреждение
детский сад № 63
Проект на тему:
«Шахматы – детям»
Выполнила:
воспитатель 1категории
Каракулова Наталья
Викторовна
Златоуст 2021 г
Цель: создание условий для успешной самореализации дошкольников через
обучение игре в шахматы, и популяризация шахмат среди дошкольников и
их родителей.
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к шахматам.
2. Воспитывать у детей целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Развивать связную речь.
5. Расширять кругозор, учить ориентироваться на плоскости.
6. Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.
7. Развивать внимание, память.
8. Формировать познавательную активность детей.
Участники проекта: дети подготовительной группы детского сада,
их родители, руководитель шахматного кружка.
Вид проекта: групповой, долгосрочный, исследовательско - творческий
Планируемый результат:
овладение детьми основными понятиями и
терминами, необходимыми в шахматной игре. Развитие повышенного
интереса родителей к роли шахмат в жизни дошкольников.
Актуальность проекта. Все родители мечтают вырастить умного и
успешного ребёнка. Многие для этого не жалеют сил и времени, занимаясь
со своим чадом, определяя его в различные секции и кружки. Наибольшей
популярностью пользуются игровые секции, так как у детей игра – это
ведущий способ познания мира. Однако они должны быть не только
захватывающими, но и полезными. В этой связи полезно вспомнить, что
шахматы считаются самой интеллектуальной игрой.
Вырастить здорового ребенка – значит создать все условия для его
нормального роста и разностороннего гармоничного развития. Замечательное
средство
формирования
гармоничной
личности
дошкольника
—
это
настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным:
современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это
занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит
живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных
образовательных учреждениях педагоги активно приобщают ребят к играм в
шашки и шахматы. В наши дни шахматы стали не только спортом, но и
верным методом в воспитании детей. С.В. Герасимова определяет, что
стимулом
к
активному
использованию
шахматной
игры,
с
целью
компенсации психического развития детей, послужил приказ Министерства
образования и науки «О шахматном образовании в системе образования РФ
от 18 мая 2004г. №2211
Многие считают, что шахматы для детей – это слишком сложное занятие.
Не всякий взрослый способен оценить все преимущества и прелести шахмат.
Но, возможно, всё-таки происходит потому, что человек уже взрослый?
Практика показывает, что маленьким детям эта игра интересна. Многие
специалисты утверждают, что дети прекрасно обучаются шахматам уже с
четырех лет. Даже двухлетние крохи могут проявлять интерес к фигурам и
шахматной доске. Такая игра – это их первый толчок в интеллектуальном
развитии. Главное – это вовремя уловить этот момент и развивать его.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного
развития,
формирования
внутреннего
плана
действий
-
способности
действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление,
способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость,
вдумчивость,
целеустремленность,
влияет на творческие способности,
улучшает память и помогает в обучении. Ребенок, обучающийся этой игре,
становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать,
принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Без
шахмат
нельзя
представить
полноценного
воспитания
умственных
способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из
элементов умственной культуры
Этапы реализации проекта
Этапы проекта
Планируемые мероприятия
1 этап
Подготовительный
Собрать и изучить специальную литературу о
шахматной игре.
Обогащение развивающей среды шахматного
кабинета.
Заинтересовать родителей в актуальности данного
проекта и для оказания ими помощи в
организации проекта.
2 этап
Основной,
практический.
Использование дидактических игр для
закрепления изученного материала.
Театрализованные постановки шахматных сказок.
НОД Художественное творчество (лепка)
«Шахматные фигуры».
Презентация «Шахматист – Анатолий Карпов».
Организация фотовыставки «Играем дома в
шахматы».
Создание «Книги шахматных сказок».
3 этап
Заключительный
Создание лэпбука «Шахматы».
Открытое занятие «Путешествие в шахматную
страну».
Оформление альбома «Великие шахматисты».
Результат проекта:
В ходе проекта дети овладели основными понятиями и терминами,
необходимыми в шахматной игре.
В ходе проекта дети лучше стали ориентироваться в пространстве; логически
продумывать следующий ход: как свой, так и «противника». А также у детей
развивалась наблюдательность, внимание, мышление.
Развитие повышенного интереса родителей к роли шахмат в жизни
дошкольников. Создано единое образовательное пространство дошкольного
учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников; увеличено
количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по
шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в
шахматном образовании дошкольников.