Напоминание

"Литературный вечер. Осень"


Автор: Кулакова Елена Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "Детский сад №4 "Солнышко"
Населённый пункт: город Лангепас
Наименование материала: Сценарий литературно-музыкальной гостинной
Тема: "Литературный вечер. Осень"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Литературно-музыкальная гостиная «Осень».

(для детей подготовительной группы)

Цель: формирование читательской и музыкальной культуры через

приобщение к литературе и искусству.

Задачи: представить вниманию слушателей произведения русских поэтов,

художников, музыкантов об осенней природе; воспитывать патриотизм через

развитие интереса к отечественной классике; воспитывать нравственные

качества и эстетические чувства; способствовать сплочению детей в группе..

Участники: Музыкальный руководитель, воспитатель, воспитанники

подготовительной группы.

Оборудование: Объёмный камин (имитация), украшения для каминной

полки, картина с осенним пейзажем над камином; старинные канделябры и

современные подсвечники, светильники-лампадки, букеты из осенних

листьев на столах; корзина с яблоками и кресло (трон) для Осени;

репродукции картин русских художников с видами осенней природы; аудио-

записи – отрывки из музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена

года. Октябрь»; фонограмма песни «Шалунья Осень, фонограмма песни «У

природы нет плохой погоды» из к-ф Служебный роман» (минусовка).

Ход мероприятия:

Звучит произведение П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»

Ведущий:

Дорогие гости! Сегодня, в этот чудесный осенний вечер мы собрались в

нашем уютном зале, чтобы приобщиться к миру поэзии, музыки, творчества

и поговорить о самом красивом времени года – осени.Есть ли время года,

более прекрасное, чем осень? Когда воздух звенит, словно хрусталь, а под

ногами тихо шуршит пушистый ковёр из жёлтых, красных, оранжевых

листьев. И такая красота кругом, что глаз не отвести…

Итак, тема нашей литературной гостиной «Осеннее очарование»

Осень:

Я – осень золотая, сегодня правлю бал,

Царица урожая, любой меня узнал!

Щедра я и красива и золотом блещу,

И каждого на диво я щедро угощу!

В лесных моих кладовках полно грибов и ягод!

Вас угощать всю зиму я буду только рада!

Я – хозяйка Сентября, Октября и Ноября!

Я – сестра Зимы и Лета! Я поэтами воспета!

Хороша со всех сторон! Королева! Где мой трон?

(Авторы неизвестны)

Ведущий:

Вот твой трон, Королева-Осень, присаживайся, и наслаждайся вместе с нами

сегодняшним вечером, послушай стихотворения, которые выучили наши

дети - победители конкурса чтецов «Осень золотая».

Осень садится в кресле у камина. Дети и взрослые читают стихи с места

или выходят в центр зала (по своему желанию).

Выступление детей

Ведущий:

Щедрая осень дарит красочные подарки всем, кто ей нравится, об этом

поведает нам еще одно стихотворение об осени.

Ребенок :

Дарит осень чудеса,

Да еще какие!

Разнаряжены леса,

На пеньке сидят гурьбой

Рыжие опята,

И паук – ловкач какой! –

Тянет сеть куда-то.

Дождь и жухлая трава,

Всонной чаще ночью

Непонятные слова,

До утра бормочут.

Ребенок 2:

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета:

Что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины

В нитях белой паутины.

Потемнеют облака,

Станет пасмурней река.

Ведущий:

Осень всегда непременно приносит с собой дождик, но вот иногда он бывает

непослушен.

Дождик, дождик, ты послушай:

Не ходи босой по лужам.

По дорогам бродит осень,

Холода в котомке носит,

Побелеешь – снегом станешь –

До апреля не растаешь.

Ведущий:

-И ещё одно стихотворение о дождике

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый – кленовый.

«Танец с зонтиками»

Ведущий: -Русский поэт Алексей Плещеев написал немножко грустное

стихотворение.

Ребенок :

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущий. Ранняя осень завораживала многих художников, поэтов,

композиторов. Я предлагаю вам послушать отрывок из произведения

композитора П. И. Чайковского «Сентябрь».

Ведущий. И посмотреть на другие картины художника Исаака Ильича

Левитана. (звучит отрывок «Времена года. Осень. сентябрь.» Чайковский)

Ведущий: Я хочу обратить ваше внимание на следующую картину- написал

эту картину Исаак Ильич Левитан. Называется «Осенний день»

Эта картина, также выставлена в Государственной Третьяковской галерее в

Москве. На полотне И. И. Левитана «Осенний день» мы видим дорожку

парка, по которой идет молодая женщина. Вдоль дорожки мы видим тонкие

пожелтевшие клены и высокие сосны поодаль. Воздух влажен, свеж, едва

подернут дымкой. Мне, кажется, что, моросит осенний дождь, и женщина

спешит домой, чтобы укрыться от него.

Ведущий. Ребята, какие чувства вызывает у вас эта картина? (ответы)

Ведущий. Эта картина навивает мне теплую печаль и нежность.

Вот и начинается осень ветров. Они стараются сорвать пышное убранство

лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в

тёплые края. Эти ветры несут уже не прохладу, а резкий холод. Когда в

тишину осени врывается ветер, все приходит в движенье. В октябре

начинается пора листопадов.

Осень: Давайте превратимся в осенние опадающие листья и изобразим, как

они опускаются на землю. Под музыку Петра Ильича Чайковского

«Октябрь» (звучит отрывок «Времена года. Осень. Октябрь.» Чайковский,

дети изображают, как падают листья, как плавно, тихо, ветер срывает листья,

они кружатся, дети превращаются в листья)

Осень. Теперь мы снова превращаемся в детей. И вот, когда увяли последние

цветы, облетают листья, становится по-настоящему грустно. Осень ветров

пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю.

Ведущий: Погода осенью очень переменчива: осенью часто идут дожди,

дует прохладный ветер. И вот наступает поздняя осень. Ноябрь. Вот в такие

дни и приходят к нам грустные воспоминания.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу:

Приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущий: С каждым днём всё крепче утренние заморозки. Под ногами

похрустывает ледок. Холодно. Неуютно. Всё живое ищет убежища.И сейчас

дети расскажут «Как звери готовятся к зиме»

Сценка «Как звери готовятся к зиме»

Мышка:

Я мышка-норушка, я в поле живу.

Где ласковый ветер качает траву,

Где дождик веселый мне песни поет,

Где звонкий кузнечик подковки кует.

Все лето трудилась без устали я,

До края полна кладовая моя!

Белочка:

Далеко до холодов,

Но не для потехи

Я несу к себе в дупло

Ягоды, орехи.

Чтоб зимой холодной

Мне не быть голодной.

Ежик:

Еж осеннею порой

В лес отправился густой.

Прямо скажем, не гулять,

А грибочки собирать.

Чтоб зимой в мороз и стужу

Был всегда обед и ужин.

Вот идет он вперевалку,

Крепко держится за палку.

Тут грибочек, там грибок

Еж кидает в кузовок.

Птичка:

Боюсь я мороза зимою холодной,

Боюсь я в ненастье остаться голодной,

Поэтому мы собираемся в стаи

И в теплые страны зимой улетаем.

Нелегкий нам путь предстоит, но приятно

Весною домой возвращаться обратно!

Медведь:

Говорят, медведю лень

Прогуляться в зимний день.

Вот и спит медведь в берлоге,

Когда стужа на пороге.

Но скажу вам честно я:

Кушать хочется, друзья!

Но под снегом мне ни меда,

Ни грибов не отыскать,

И приходится всю зиму

Сладко спать, спать, спать.

Заяц:

Летом заяц сер, сер,

Летом заяц смел, смел.

Можно под любым кусточком

Смело спрятаться в лесочке.

Но как только снег пушистый

На листву ковром ложится,

Становлюсь я очень виден –

Вмиг лиса меня увидит!

Так что в стужу ледяную Шубку я беру другую.

Был я рыжевато-серым, Стал белее снега белым!

Ведущий 1: Давайте сейчас создадим осенний пейзаж, расскажем осенний

репортаж,(раздать атрибуты)

• Вы будете соловьем (свистеть в свистульку)

• Вы будете осенним ветром (шуршать пакетом)

• Вы будете кукушкой -2 шт. (звукоподражание "ку-ку, ку-ку")

• Вы будете дятлом -2 шт. (стучать ритмическими палочками)

• Вы будете заблудившейся коровой (звукоподражание "му-у,му-у")

• Вы будете заблудившейся овечкой (звукоподражание "бе-е,бе-е,бе-е")

• Вы будете пастушком (звенеть колокольчиком)

• Вы будете волком (звукоподражание "у-у-у-у")

• Вы будете дождиком -3 шт. (звукоподражание "кап-кап-кап")

• Вы будете вороной -3 шт. (звукоподражание "кар-кар-кар")

(Ведущий объясняет правила репортажа)

Я буду читать текст, а ваша задача украсить его разнообразными звуками. И

так! Внимание! Репортаж «Зарисовки Осени»

Репортаж «Зарисовки Осени»

Ведущий 1: Завершается лето…Небо становится серым, но ещё в памяти

свежи трели соловья (поёт соловей - свистеть в свистульку) и кукование

кукушек (кукуют кукушки – звукоподражание "ку-ку, ку-ку"). Осень как бы

приостановилась. Опять после летней разлуки прилетели в город

вороны (каркают вороны - звукоподражание "кар-кар-кар"). Они занимают

свои зимние квартиры: карнизы, крыши, чердаки. Лишь кое-где в лесу ещё

слышится стук дятла (стучать ритмическими палочками), да звон

колокольчика (звенеть колокольчиком). Нарушает эту трогательную

осеннюю картину заблудившаяся овечка (звукоподражание "бе-е,бе-е,бе-е").

Словно отвечая ей, протяжно мычит корова (звукоподражание "му-у,му-у").

Корова наслаждается последней зелёной травкой. Ветер срывает листву и

разбрасывает вокруг (шуршание пакета). Осеннюю распутицу, бездорожье

создаёт осенний холодный дождь (звукоподражание "кап-кап-кап").

Спокойно вокруг и только где-то вдали слышен вой одинокого

волка (звукоподражание "у-у-у-у"), который предчувствует скорый приход

холодов.

Аплодисменты! Спасибо всем за создание чудесного, весёлого осеннего

пейзажа.

Ведущий 2:

Красавица осень прощается с нами,

То солнца улыбкой, то злыми дождями,

Холодного утра туманным рассветом,

И птиц в даль летящих, прощальным приветом

Печальным ноктюрном, звучащим все тише,

То ветром, гуляющим ночью по крыше,

И лесом, что сбросил цветные наряды,

Забыв, как кружили его листопады.

Уходит красавица, слез не скрывая,

Притихшую землю опять покидая.

Грустит, но зима уже здесь на пороге,

И первым снежком засыпает дороги.

Ведущий 1: Уходит осень, но оставляет приятные чувства, ведь она нам

подарила столько красок и эмоций.

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Хочется, чтобы в нашей памяти остались яркие воспоминания об осени. Как

в романсе на стихи С. Есенина, который исполнят наши родители вместе с

музыкальным руководителем, Татьяной Валентиновной.

Ведущий 2: Да, осень самое яркое время года, природа удивляет нас

богатством своих красок.

Желаю вам такой же чистоты, счастья, гармонии и новых красок жизни.

Пленительные звуки влекли нас за собой.

В душе мы навсегда оставим эти чувства.

И никогда нам не забыть, друг мой,

Чудесный мир волшебного искусства.

Сегодня наш вечер в музыкальной гостиной окончен.

Мы говорим вам всем - до новой встречи! До свидания.



В раздел образования