Автор: Татьяна Николаевна Рыбакова
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Звёздочка"
Населённый пункт: г.Шахунья
Наименование материала: Проект
Тема: "Сказка в гости к нам пришла"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Звёздочка»
Проект
«Сказка в гости к нам пришла».
средняя группа.
Подготовил воспитатель:
Рыбакова Татьяна Николаевна.
2021г.
Возрастная группа – средняя группа.
Вид проекта: творческо-игровой.
Участники проекта: дети группы «Почемучки», воспитатель, родители.
Срок реализации: краткосрочный, одна неделя.
Актуальность:
Роль сказок в воспитании детей трудно переоценить. Их нашептывает мама малышу на
ушко во время засыпания, с помощью сказочных героев дети познают мир и учатся чему-
то новому.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства,
ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг
необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают
глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. В сказке ребёнок
хорошо видит грань между добром и злом. Желание помочь попавшему в беду герою,
разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность
ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются
не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к
окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество
познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой,
предметным миром.
Проблема: Проведя с детьми беседу, я поняла, что родители редко читают своим детям
сказки.
Чтение сказок вытиснилось просмотром мультфильмов. У большинства родителей нет
времени сесть с ребенком и почитать книгу.
Мотивация: Желание детей окунуться в мир сказки, желание родителей активно
поучаствовать в жизни детей в детском саду.
Цель проекта. Развивать устойчивый интерес к чтению художественной литературы.
Задачи проекта.
Развивать у детей умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять;
развивать связную речь; мышление; внимание; память; воображение.
Воспитывать: отзывчивость и сопереживание; любовь к сказкам; бережное отношение к
книгам.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный. В ходе различных бесед, выявили, какие книги есть у ребёнка
дома. Какие сказки рассказывают родители дома. Какие сказки ребёнок знает.
Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
Разработали план мероприятий для реализации проекта. Подготовили наглядные пособия
для игровой и продуктивной деятельности.
2. Основной этап.
Взаимодействия с детьми.
Чтение русских народных сказок. «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и
медведь», «Теремок», «Рукавичка», «Колобок», «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Петушок-золотой гребешок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя».
Цель: Знакомить детей с русскими народными сказками. Формировать интерес к книгам,
учить сопереживать героям сказки.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
Цель: сформировать умение детей воспринимать различные образы в сравнении,
определять настроение, переданное художником.
Дидактические игры.
Цель: развивать познавательные и умственные способности.
«Найди ошибки», «Кто лишний?», «Кого не хватает?»
«Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)
«Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку»
«Отгадай сказку по отрывку»
Продуктивная деятельность.
Лепка их глины. «Миски для трёх медведей».
Цель: Учить детей лепить мисочки разного размера, используя приём раскатывания глины
кругообразными движениями. Наносить узор, используя ватные палочки.
Конструирование. «Теремок», «Дом для медведей».
Цель: Совершенствовать конструкторские навыки, развить умение комбинировать детали,
сочетая их по форме, величине, цвету.
Подвижные игры.
Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в
беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
«Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Волк и семеро козлят», «Лиса в курятнике», «Зайцы
и волк», «Теремок».
Театральная деятельность.
Цель: привить детям первичные навыки в области театрального искусства.
Самостоятельный показ детьми сказок «Колобок», «Теремок».
Взаимодействие с родителями.
1.Консультации «Сказка в жизни ребенка»
«Читайте детям сказки»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
2.Анкетирование «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
3.Изготовление родителями театров (вязаные для пальчикового театра.)
Заключительный этап.
Книжная выставка «Любимые сказки».
Развлечение для детей группы Инсценировка русской народной сказки «Репка» и
«Теремок».
Итог проекта.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием
принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с
удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой
деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов
театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее;
чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не
только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к
процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является
одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и
приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого
и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на
фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает
игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми
позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать
материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в
других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться,
саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её
героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь
между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность.
Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало
обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей,
консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую
значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка
нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети
будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет
углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать
доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое
привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и
резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.