Автор: Генералова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 116 комбинированного вида Невского района СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Генералова Анна Александровна
ГБДОУ Детский сад №116
Невского района г. Санкт-Петербурга
Развитие познавательной активности детей
среднего дошкольного возраста
Игра является один из главных подходов в работе с дошкольниками – именно этот
метод
обучения
содействует
созданию
заинтересованного
и
непринужденного
расположения детей и установление ситуации общения с ними.
Развитие творческих способностей, чувства коллективизма и взаимопонимания, а
также раскрытие индивидуальных особенностей ребенка – всё это можно проследить в
ведущей деятельности – в игре. Включая игры и игровые приемы в педагогический
процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы,
тщательно продумывая поэтапное разделение содержания: вначале занятия игра
проводится для помощи в организации детей и настроя на предстоящие действия; в
середине – игра должна подводить к усвоению темы занятия, и в конце занятия игра
может включать поисковый характер. Количество игры в занятии должно рассчитываться
по возрастным особенностям дошкольников, и всегда важно, чтобы именно игры
помогали достигать поставленную цель занятия. На каждом этапе игра должна быть
интересна для детей, доступной их возрасту, включающей различные виды и формы.
Предметно-игровая среда, в которой действует ребенок дошкольного возраста, должна
быть в первую очередь развивающей, информативной, способной удовлетворять
потребности ребенка.
Дошкольный возраст является одним из основных периодов развития для изучения.
Именно в дошкольном возрасте зарождается первичный образ окружающего мира. Образ
мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования
познавательной сферы человека, которую мы рассматриваем как сложное образование,
обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное
существование и развитие личности в мире. Выделяется три компонента в познавательной
сфере:
-Познавательные
процессы:
восприятие;
внимание;
память;
воображение;
мышление
(представленное
тремя
основными
видами
мышления:
наглядно
–
действенным, наглядно – образным и логическим – и мыслительными операциями:
анализ, синтез, обобщение, классификация; сравнение и пр.).
- Информация: опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания
мира; а также источники информации, где человечество отражает, фиксирует, собирает и
сохраняет опыт и достижения своего исторического развития.
- Отношение: рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека,
который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты,
предметы, явления и события нашего мира. Данные компоненты определяют и дополняют
друг друга тем самым образуя тесную связь между собой. Работа педагога со всеми тремя
компонентами обеспечит качественное познавательное развитие дошкольников.
Познавательная активность. Познавательная активность также является важной
составной частью опирающейся на интерес дошкольника. Заинтересованность ребенка
может проявляться в разных направлениях и различными способами. Также он может
настойчиво искать новые способы решения знакомой для него задачи. И у дошкольников
отмечается стремление поделиться своими новыми знаниями с родителями или
сверстниками. В дошкольном детстве возможности познания практически не знают
1
границ.
Заинтересованный
ребенок
является
инициатором
увеличения
своей
информационной базы благодаря часто задаваемым вопросам и доступным для его
понимания ответам родителей и педагогов. Активные дети получают знания в общении со
взрослыми и сверстниками, а также опытным путем, насколько окружающие позволяют
им экспериментировать и действовать. Но особенности развития познавательной сферы
дошкольника таковы, что психические процессы, направленные на познание, в большей
степени носят непроизвольный характер. Для всестороннего развития родители и
педагоги должны направлять внимание, интерес и активность ребенка. И это нужно
практиковать не только на занятиях по развитию в дошкольной образовательной
организации, но и в повседневном общении с детьми.
Для среднего возраста характерны сюжетно-ролевые игры. Особенностью данных
игр является использование объектов-заменителей, которые воссоздают общий замысел в
игровой форме, например, из конструктора можно построить пирожное и накормить ей
куклу. Такое своеобразие в играх играет огромную роль в интеллектуальном развитии
детей, развивается воображение. В среднем дошкольном возрасте у детей также
проявляется интерес к языку, и соответственно, игровую деятельность нужно наполнять
всевозможными дидактическими материалами: давать детям играть с различными
строительными материалами для конструирования, и также важно проводить с детьми
всевозможные эксперименты.
Таким образом, познавательная сфера – проявление творчества, самостоятельности,
инициативы в процессе деятельности, а также стремление постичь, понять, узнать, найти,
испытать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения какой-либо задачи
или проблемы.
Познавательная сфера является социально значимым личностным качеством;
развивается у дошкольников в разнообразных видах деятельности, прежде всего в
ведущей – игровой. В игровой деятельности заложен огромный образовательный и
воспитательный потенциал. Принимая участие в игровой деятельности, ребята получают
разнообразные знания о явлениях и предметах окружающей действительности. Игра
способствует развитию наблюдательность детей и способность различать отдельные
свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игровая
деятельность оказывает значимое воздействие на умственное развитие дошкольников,
совершенствуя
их
внимание,
творческое
воображение,
мышление,
активизирует
познавательную деятельность воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольный период – это возраст интенсивного развития познавательных процессов,
любознательности,
активной
ориентировки
в
окружающем
пространстве
и
познавательной направленности. С целью решения определённых образовательных задач
важно использовать и направлять детскую потребность в игровой деятельности и желание
играть у детей. Игра, включенная в целостный педагогический процесс, будет являться
средством воспитания и обучения. Педагог руководит игровой деятельностью, организует
жизнь детей в игре, тем самым воздействует на все стороны развития личности
воспитанника: на сознание, на волю на чувства и на поведение в целом. Представление о
взрослом как об образе формируется у ребенка благодаря освоению действий с
предметами и сравнение их с действиями взрослого. Поэтому ребенок дошкольного
возраста подходит к «открытию» мира взрослых, овладевает познавательной активностью.
К
одному
из
средств
развития
познавательной
активности
относится
занимательность, поэтому в игровой деятельности обязательно должен присутствовать
занимательный материал. Элементы занимательности, все неожиданное, необычное
вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им
2
усвоить любой учебный материал. В процессе игровой деятельности дошкольники
выполняют различные упражнения, не замечая этого. Они сравнивают предметы, находят
общее и отличное в свойствах, строение объектов, делают логические выводы и
умозаключения. Игровая деятельность ставит ребенка в условия поиска. В процессе игры
дошкольник непосредственно включается в познавательный процесс, и игра становится
средством формирования новых знаний, уточнения, закрепления, расширения материала.
Положительные эмоции, возникающие в игровой деятельности, облегчают процесс
познания, усвоения навыков и знаний. Обыгрывание трудных элементов изучаемого
материала стимулирует познавательные силы дошкольников, сближает учебный процесс с
жизнью, делает усваиваемые знания понятными. Среди множества путей активизации
познавательной активности воспитанников дошкольных учреждений одним из наиболее
эффективных
является
организация
дидактических
игр.
Данному
виду
игровой
деятельности уделяется большое внимание, так как она развивает познавательную
активность дошкольников. Взрослый организует игру специально в обучающих целях,
когда обучение протекает на основе дидактической и игровой задач. В такой игре
дошкольник получает новые знания, обобщает и закрепляет их. У детей развиваются
познавательные
процессы
и
способности,
они
усваивают
способы
умственной
деятельности и общественно выработанные средства. Содержание дидактической игры
заключается в том, что дошкольники решают умственные задачи, которые предложены им
в занимательной игровой форме, пытаются сами найти решение, преодолевая возникшие
трудности. Дошкольник воспринимает умственную задачу, как игровую, практическую,
это повышает его умственную и познавательную активность. Названный вид игры
способствует
развитию
познавательных
интересов
и
познавательной
активности.
Появляются новые способы усвоения знаний, перестраивается аналитико-синтетическая
деятельность, происходит переход от развернутых внешних действий с предметами к
действиям
в
уме,
в
плане
представлений.
Учитывая
используемый
материал,
дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (природным
материалом, игрушками и т.п.), словесные игры и настольно-печатные игры.
Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии, соответствуют
стремлению ребенка действовать с вещами и, следовательно, знакомиться с ними,
поэтому наиболее доступны детям дошкольного возраста. Принимать участие в игровой
деятельности ребенок начинает в раннем периоде детства и не утрачивает своего интереса
к ним на протяжении всего периода посещения дошкольного учреждения детьми.
Настольно-печатные игры базируются на принципе наглядности, но в этих играх
детям даётся его изображение, а не сам предмет. Сущность настольных игр многообразна.
Некоторые парные картинки и виды лото позволяют знакомиться детям дошкольного
возраста с отдельными предметами (мебель, посуда), с птицами, животными, фруктами,
овощами, их свойствами и качествами. Некоторые игры дают представления о различных
профессиях (игра «Что кому нужно?»), о сезонных явлениях природы (лото «Времена
года»).
Словесные игры являются наиболее сложными: в них ребенок должен оперировать
представлениями, они не связаны с непосредственным восприятием предмета. Данный
вид игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, потому что в них он
учится замечать логические ошибки, высказывать самостоятельные суждения, делать
выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других. Словесные игры необходимо
уже начинать проводить во второй половине года начиная со средней группы, так как они
важны для подготовки детей к школе, способствуют развитию умения внимательно
слушать, применять знания, быстро и чётко формулировать свои мысли. Существуют
3
виды игровой деятельности, у которых содержание активизирует познавательную
деятельность учащихся: сюжетно-ролевые игры и игры путешествия. Сюжетно-ролевая
игра бывает двух видов: театрализованная, режиссерская игра. В режиссерской игре
дошкольники по ходу развертывания сюжета управляют действиями игрушек, которые
выполняют функции предметов или людей. Это особый вид индивидуальной игровой
деятельности, когда дошкольник по какой-то причине ограничен в контактах со
сверстниками либо еще не освоил навыки игры с ними. В такой игровой деятельности
дошкольник самостоятельно создает сюжет; сам решает, что будет, и представляет в
пространстве, кто и где будет находиться, как будут друг с другом взаимодействовать
персонажи и что с ними произойдет. Дошкольник самостоятельно исполняет все роли,
действует и говорит от их лица, сопровождая игру «дикторским» текстом, при этом
поясняет что происходит. В этой игре воспитанник дошкольной организации переносит
функции с одного предмета на другой, использует выразительные средства речи
(интонация, эмоциональная окрашенность, темп, громкость, звукоподражание) для
создания образа персонажа. В режиссерской игре воспитанник планирует замысел игры,
развивает его, придумывает дальнейший ход событий, смотрит на игровую ситуацию с
разных позиций, так как сам исполняет несколько ролей. В игре-драматизации
(театрализованной игре) дошкольники разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из
кинофильмов, литературных произведений, сказок и пр. В такой игре существует
определённый сюжет, а действия и характер героев определяются содержанием
произведения. Данный вид игры представляет особые требования к владению средствами
создания образа, к эстетическому восприятию произведений искусства, приобщает
дошкольников к искусству и творческой художественной деятельности.
Дидактическая игра. Воспитатель осуществляет руководство дидактической игрой
в трёх направлениях:
подготовка дидактической игры;
проведение дидактической игры;
анализ дидактической игры.
Подготовка воспитателя к дидактической игре осуществляется следующим
образом:
отобрать игры в соответствии с задачами обучения и воспитания;
установить
соответствие отобранной игры программным требованиям обучения и воспитания
дошкольников;
определить удобное время проведения дидактической игры (в свободное
от занятий или процессе организованного обучения на занятиях и других режимных
процессов время);
выбрать место для игры;
определить качества играющих;
подготовить необходимый дидактический материал для выбранной игры. Воспитатель сам
должен подготовиться к игре:
изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игровой
деятельности, методы руководства игрой;
подготовить детей к игре: обогатить их
знаниями о явлениях и предметах окружающей действительности, необходимыми для
решения игровой задачи. Проведение дидактических игры начинается в ознакомления
воспитанников с содержанием игровой деятельности, с дидактическим материалом,
который будет использован в игре (показ картин, предметов, краткая беседа с целью
уточнения знаний и представлений воспитанников о них); объяснения хода и правил игры.
Воспитатель обращает внимание на поведение воспитанников в соответствии с правилами
игры, на чёткое выполнение правил (что они предписывают, разрешают, запрещают);
показывает игровые действия, в процессе которого воспитатель учит дошкольников
правильно выполнять действия, доказывает, что противном случае результат не будет
достигнут; определение роли воспитателя в игровой деятельности, его участие в качестве
болельщика, играющего или арбитра. В зависимости от возраста воспитанников, уровня
4
их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил определяется мера
непосредственного участия воспитателя в игровой деятельности. Участвуя в игре,
воспитатель
направляет
действия
игроков
(вопросом,
напоминанием,
советом);
подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так по
результатам детей в игре, можно судить о её эффективности, будет ли она с интересом
использоваться детьми в самостоятельной деятельности.
Игровая деятельность, а именно обучающие дидактические игры способствуют
развитию познавательной сферы детей в дошкольном возрасте. Ребёнок познает, получает
новые знания, обобщает и закрепляет их.
Важно наполнять жизнь детей впечатлениями, создавать условия для более
глубокого усвоения окружающего, формировать умение видеть характерные особенности
предметов, явлений, развивать наблюдательность, любознательность, познавательную
активность дошкольников. В современных условиях.
5