Автор: Алексеева Анна Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Таганрогский авиационный колледж имени В.М. Петлякова ГБПОУ РО «ТАВИАК»
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Презентация
Тема: "Инновационные технологии в преподавании технических дисциплин общепрофессионального цикла"
Раздел: среднее профессиональное
Аннотация: в презентации представлен краткий обзор некоторых из инновационных технологий, таких как:
МЕТОД КЕЙСОВ (CASE-
STUDY) ,
МЕТОД «КОМПЬЮТЕРНАЯ СИМУЛЯЦИЯ», ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО МЕХАНИКЕ,
РАЗРАБОТАННЫЙ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.
Алексеев А.В.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Таганрогского авиационного колледжа имени В.М. Петлякова
(ГБПОУ РО «ТАВИАК»)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО
ТЕМЕ:
«Инновационные технологии в преподавании технических
дисциплин общепрофессионального цикла»
ИННОВАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Инновационные технологии – это те, которые
предполагают не столько освоение дисциплины, сколько
формирование компетенций, для чего используют
активные и интерактивные методы обучения. К таким
технологиям относятся, например, информационно-
коммуникационные технологии (привлечение
информатики в изучение технических дисциплин),
личностно-ориентированные технологии (развивающие
природные данные обучающихся, коммуникативные
способности), дидактические (использование новых
приемов, методов в учебном процессе) и др.
ПАССИВНЫЙ МЕТОД
Пассивный метод – это форма взаимодействия
преподавателя и обучающегося, при которой
преподаватель является основным действующим
лицом, управляющим ходом занятия, а
обучающиеся выступают в роли пассивных
слушателей.
АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Активный метод обучения – это организации
учебного процесса, которая способствует
более активному, чем при пассивном способе,
взаимодействию с преподавателем. Если
пассивные методы предполагали
авторитарный стиль взаимодействия, то
активные предполагают демократический
стиль.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД.
Интерактивный метод – это
«замыкание» студентов на себя.
Главное – общение студентов между
собой в процессе получения знаний. Роль
преподавателя на интерактивных
занятиях сводится к направлению
деятельности обучающихся на
достижение целей занятия.
Интерактивное обучение – это прежде
всего диалоговое обучение.
МЕТОД КЕЙСОВ (CASE-STUDY)
Метод кейсов (Case-study) – это предложение группе
конкретной ситуации с целью поиска решения,
обоснования данного решения с подробным анализом
поиска решения. Представилось возможным
использовать метод кейсов в преподавании
технических дисциплин для работы в малых группах.
Деятельность в малых группах – это одна из самых
результативных стратегий, так как она дает всем
студентам возможность участвовать в работе,
практиковать навыки сотрудничества,
межличностного общения (в частности, умение
активно слушать, вырабатывать общее мнение,
разрешать возникающие разногласия).
МЕТОД «КОМПЬЮТЕРНАЯ СИМУЛЯЦИЯ»
Метод «Компьютерная симуляция»
применялся в преподавании дисциплины
«Моделирование в технике». Обучающимся,
например, предлагались задания по
моделированию технологического процесса
с помощью средств визуализации.
Предлагалось диагностировать
переходный процесс при запуске
устройства, после чего методом подбора
параметров оптимизировать переходный
процесс.
МЕТОД «КОМПЬЮТЕРНАЯ СИМУЛЯЦИЯ»
Группа разбивалась на подгруппы по 2 студента. Были
поставлены цели:
1) ознакомление с инструментальными приложениями
программного пакета Scilab, получение навыков
первоначальной работы с системой визуального
моделирования Xcos;
2) исследование на ЭВМ динамических свойств объекта. В
качестве примера предлагалась простейшая замкнутая
система регулирования уровня жидкости в потоке с
отрицательной обратной связью, включающей объект
управления (ОУ) в виде инерционного звена 1-го порядка с
запаздыванием и управляющего устройства (УУ),
представляющего ПИ-регулятор (см. рис. 1). Регулируется
уровень потока h путём изменения положения S регулируемого
шибера.
МЕТОД «КОМПЬЮТЕРНАЯ СИМУЛЯЦИЯ»
Рис. 1. Схема системы регулирования
уровня жидкости
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО МЕХАНИКЕ,
РАЗРАБОТАННЫЙ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.
На 1-ом этапе выполнения задания студент производит расчет
механизма или конструкции и получает искомые параметры. В
традиционной технологии обучения на этом процесс познания
заканчивался.
При обучении с применением ВЛП на 2 этапе студенту предлагается
промоделировать спроектированное изделие на компьютере. Если
параметры, рассчитанные студентом, совпадут с теми, которые
покажет компьютер, то расчет выполнен правильно, тема освоена. В
противном случае студент в своих расчетах ошибся, тему не освоил.
В случае успешного выполнения 1-го этапа задания студент может в
виртуальной среде промоделировать поведение исследуемой
механической системы в других условиях, что позволит ему более
глубоко усвоить изучаемую тему.
На 3 этапе студенту дается возможность поработать с реальной
механической системой, создать в ней те условия, которые были в
его расчете, и исследовать поведение системы с учетом
особенностей ее физической реализации.
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО МЕХАНИКЕ,
РАЗРАБОТАННЫЙ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.
Разработка ВЛП по направлению
«Механика и мехатроника»
выполняется в среде LabVIEW 8.5 с
использованием дополнительных
модулей и библиотек.
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО МЕХАНИКЕ,
РАЗРАБОТАННЫЙ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО МЕХАНИКЕ,
РАЗРАБОТАННЫЙ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.
Ниже, в качестве примера, рассматривается
реализация виртуальной лабораторной работы
«Вертикальная спичка». Реальная механическая
конструкция состоит из спички, пробки и двух
вилок. Вес и координаты центров тяжести каждого
тела известны. Расчетная схема конструкции
представлена на рисунке 2.
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО МЕХАНИКЕ,
РАЗРАБОТАННЫЙ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.
Рис. 2. Схема конструкции для исследования условий
устойчивого равновесия твердого тела
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО МЕХАНИКЕ,
РАЗРАБОТАННЫЙ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.
Задавая углы наклона вилок и координаты их центров
масс (С1 и С2), студент должен по известным
формулам рассчитать координаты центра массы всей
конструкции (С) и определить предельное положение
вилок, при которых конструкция становится
неустойчивой и опрокидывается. Результаты расчетов
затем вводятся в модель, и проверяется
правильность решения. На рисунке 3 изображена
лицевая панель виртуальной лабораторной работы.
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО МЕХАНИКЕ,
РАЗРАБОТАННЫЙ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.
Рис. 3. Лицевая панель лабораторной работы
«Вертикальная спичка»
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО МЕХАНИКЕ,
РАЗРАБОТАННЫЙ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.
Программа реализована с использованием базовых функций
LabVIEW, для наглядной визуализации результатов
применены 3D объекты и простейшие средства анимации.
Все детали конструкции текстурированы в соответствии с
материалами, из которых они изготовлены, это улучшает
наглядность модели и «оживляет» модельный эксперимент.
Изменяя параметры модели, студент может оперативно
исследовать поведение конструкции, находить граничные
условия, оценивать запас устойчивости по отношению к
внешним возмущающим факторам и т.п.
По завершении моделирования, студент собирает
конструкцию из реальных деталей и наблюдает поведение
физической конструкции. Неизбежные при этом отклонения
он должен объяснить.
Список литературы
1.
Раевская Л.Т., Карякин А.Л.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН //
Современные проблемы науки и образования. –
2017. – № 5.
2.
Е.Д. Баран , Н.В. Крамаренко , Е.С. Карнаков ,
Я.С. Купров. ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ
ПРАКТИКУМ ПО МЕХАНИКЕ.