Напоминание

Формирование представлений о космосе - как неотъемлемая часть патриотического воспитания детей дошкольного возраста


Автор: Демиденко Гульнара Рауфовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование представлений о космосе - как неотъемлемая часть патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование представлений о космосе – как неотъемлемая часть

патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание является неотъемлемой составляющей процесса

гармоничного развития личности. В сознании нации обобщены и сформулированы

базовые понятия добра и зла, долга и справедливости. Работа над формированием

патриотических чувств должна быть планомерной и систематической, начиная с

дошкольного детства воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача

чрезвычайно важная, и в то же время, сложная. Особенно, если она ставится

применительно детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда

закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о

человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно

привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям

родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется

активная жизненная позиция. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в

отечественной образовательной системе всегда занимало приоритетное значение. На

протяжении всего исторического развития наше общество нуждалось не только в

интеллектуально грамотных людях, но, прежде всего, имеющих стойкую гражданскую

позицию, развитые патриотические качества и чувства. Таким образом, патриотическое

воспитание детей является одной из важных задач учреждения дошкольного образования.

Это сложный образовательный процесс, в основе которого лежит развитие нравственных

чувств.

В своей работе я очень много внимания уделяю знакомству детей с космосом, так как

тема моего самообразования «Развитие представлений о космосе у детей дошкольного

возраста». В нашей группе имеется дидактический материал для ознакомления детей с

космосом, такой как: магнитная игра «Космическая карта», напольный пазл «Солнечная

система», магнитный плакат «Планеты Солнечной системы», игра «Собери ракету», игра

«Созвездия», «Зодиакальный круг»;

Мною разработан цикл бесед: Цикл «Солнечная система» состоит из 10 бесед:

Солнечная система, Планеты земной группы, Планеты – гиганты, Солнце – источник

жизни на земле, Луна – спутник Земли, Астероиды и кометы, Звездное небо, Созвездия,

Галактики, Вселенная. Цель этих бесед: познакомить детей С космосом: планетами,

Солнцем, Луной, звездами и другими небесными телами. Цикл «Первооткрыватели

космоса» состоит из 10 бесед: Мечты о небе и полетах, К.Э.Циолковский, С.П.Королев,

Космический телескоп, Первый спутник, Ракета – космический летательный аппарат,

Космодром, Орбитальная станция, МКС, Луноход. Цель бесед: познакомить детей с

людьми, стоявших у истоков освоения космоса, а также для чего нужна космическая

станция. Цикл «Освоение космоса» состоит из 5 бесед: Животные в космосе «Белка и

Стрелка», Первый космонавт – Юрий Гагарин, Второй космонавт – Герман Титов, Первая

женщина – космонавт – Валентина Терешкова, Первый выход человека в открытый

космос – Алексей Леонов. Цель бесед: познакомить детей с первыми космонавтами. Цикл

«Изучение космоса» состоит из 3 бесед: Исследования Луны, Исследования Марса и

Венеры, Центр управления полетами. Цель бесед: рассказать детям, для чего проводятся

исследования на Луне, Марсе и Венере. Цикл «Основные термины и понятия» состоит из

8 бесед: Невесомость, Гравитация, Кратер, Орбита, Разгерметизация, Туманность,

Скафандр, Черная дыра. Цель бесед: объяснить детям основные «космические» термины и

понятия.;

Изготовлены дидактические игры: «Планеты солнечной системы», «Звезды на небе»,

«Найди лишнее», «Солнце», «Луна», «Почему Луна не падает на Землю», «Зачем нужен

спутник», «Метеоры и метеориты», «Космические профессии»;

Имеется картотека экспериментов и наблюдений – «Почему все падает на Землю», «Как

движутся спиральные галактики», «Кратеры на Луне», «Почему в космосе темно?»,

«Солнце за горизонтом», «Смена дня и ночи», «Марсианская ржавчина», «Красное

пятно»; «Наблюдение за звездным небом», «Наблюдение за Луной», «Наблюдение за

частями суток», «Что необходимо для жизни на Земле?»;

Подобраны детские развивающие фильмы и презентации, научные документальные

фильмы: «Астрономия для маленьких», «Невероятный фильм про космос», «Обучающее

видео про планеты Солнечной Системы», презентация «Путешествие в космос» и др.

Документальные фильмы «Первый полет Гагарина», «Станция Байконур», «МКС» и др.

Играем с детьми в сюжетно-ролевые игры и проводим развлечения: «Исследователи

новой планеты», «Космодром», «Знатоки космоса»;

Провожу тематические занятия по художественному творчеству и конструированию:

«На далекой неизведанной планете», «Наш космодром», «Животные в космосе», «В

далеком космосе», «Покорители космоса», «Звезды и кометы», «Луноход, «День и ночь»,

«Ракета», «Белка и Стрелка»;

Читаем художественную литературу и проводим викторины: «Как мальчик стал

космонавтом» 9рассказы о Юрии Гагарине), К.Булычев «Тайна третьей планеты»,

«Девочка с Земли», Н.Носов «Незнайка на Луне», «Как Солнце и Луна друг к другу в

гости ходили», «Небесный Олень», «Звездочет», «Звездочка Алида», «Жила была

планета», «Путешествие на Марс», сказки Ольги Сыроватиной, Елены Ульевой, стихи и

загадки;

Кроме того, слушаем песни о космосе и космонавтах: «Марш юных космонавтов»,

«Полет на Луну», музыкально-ритмические импровизации;

Посещаем в ДОУ тематический центр «Космос»;

Посетили Музейный ресурсный центр – тематическое занятие «Покорители космоса».

Патриотическое воспитание осуществляют различные социальные институты, но

приоритет, безусловно, принадлежит семье, которая имеет возможность влиять на ребенка

на ранних этапах жизненного цикла, когда закладываются базовые основания его

духовной и интеллектуальной сфер. Для этого в группе размещены консультации и

рекомендации - как познакомить ребенка с миром космоса, папки – передвижки, а также

проводятся мероприятия для родителей и детей.

Таким образом, для ознакомления с космосом в группе созданы условия развивающей

среды, соблюдены педагогические принципы, продумано содержание обучения, которое

способствует формированию и закреплению знаний о Вселенной.

Благодаря проделанной работе дети усвоили много знаний связанных с космосом,

научились самостоятельно строить ракеты и другие летательные аппараты, а самое

главное стали задавать много вопросов о прошлом и будущем, что говорит о развитии

любознательности, научились делать простые умозаключения.



В раздел образования