Автор: Белкина Анастасия Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №13
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Автоматизация звука Р (на материале лексической темы "Космос")
Раздел: дошкольное образование
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия
Вид занятия: тренировочное
Автор: учитель-логопед Белкина А.А. (МАДОУ №13)
Группа детей по структуре речевого нарушения: III уровень речевого развития при ОНР
Возраст:6 лет
Тема: Звук Р (на материале лексической темы «Космос»)
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное,
физическое развитие
Цель: Автоматизация звука Р в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Развивать навыки звукового анализа слов; развитие слухо-речевой памяти, внимания, мышления;
развитие ритмических способностей;
Развивать умение употреблять существительные винительного падежа мужского и женского рода.
Коррекционно-развивающие:
Закреплять навык правильного произношения звука Р в словах и предложениях;
Развивать фонематическое восприятие; тонкую и общую моторику, переключаемость движений;
четко координированные движения во взаимосвязи с речью; активизировать подбор слов с учетом
позиции звука.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитание усидчивости; формирование навыков сотрудничества; умение доводить начатое дело
до конца.
Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок может использовать речь для
выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; развита крупная и
мелкая моторика; способен к волевым усилиям. Умеет подчиняться разным правилам; участвует в
совместных играх. Обладает развитым воображением.
Оборудование: массажные коврики, предметные картинки, пуговицы на отрабатываемый звук,
деревянный домик, ракета.
Ход занятия:
I.Создание мотивационного поля (организационный момент)
Логопед берет ребенка за ручки, улыбается и говорит:
- Сегодня мы отправляемся с тобой в космос. Послушай загадку и догадайся, о чем она.
1.Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится (Ракета)
- Правильно! А как ты догадался?
2.Сенсорная дорожка «Живая природа»
- Прежде чем ракета отправится в полет, надо пройти полосу препятствий. Повторяй за мной!
2. Развитие общего праксиса. Моторная программа по типу: шаг правой ногой — хлопок
(одновременно) — шаг левой ногой — прыжок.
II.Актуализация знаний:
- В слове ракета звук Р находится на каком месте: в начале , середине, конце ?
- Что ты знаешь об этом звуке?
(Согласный, твердый, звонкий – при произношении губы
растянуты, рот приоткрыт, язычок «грибочком» )
-Посмотри, когда ракета готовится ко взлету, мотор рычит
:Р-Р-Р-Р – длинный выдох
-Какой звук мы будем учиться правильно произносить?
(Звук Р)
- Ракета готова ко взлету, кого же мы посадим в нее?
Ш. Самостоятельное применение новых знаний
Фонематическое восприятие
- Сначала посади в ракету картинки, в которых звук Р
находится в конце слова, а потом - посередине.
– Четко выделяя звук Р, назови предметы.
Составление предложений:
- Кого ты посадишь в ракету?
В ракету посажу корову и грушу. В ракету посажу виноград и комара и т.д.
- Надеваем шлем, скафандр и отправляемся в полет! (объяснить значение этих слов)
- Наша ракета приземлилась возле домика. Впереди дорожка из пуговиц. Наступай только на
картинки, где слышишь звук Р.
Развитие слухо-речевой памяти и грамматического строя речи
- Спрячь в домик сначала розу, потом краба, потом корову.
Вспомнить, кого ребенок спрятал в дом (розУ, крабА, коровУ).
- Придумай предложение с каждым словом.
- Сколько слов в твоем предложении?
IV. Рефлекия
- Какой звук мы научились произносить чисто и четко?
- Давай, посмотрим друг на друга и пожелаем хорошего счастливого дня.