Автор: Лебедева Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 26 Красносельского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия в старшей группе. Звук [ж].
Раздел: дошкольное образование
Логопедическое занятие
по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Тема: Звук [ж]
Цель:
Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на
логопедических занятиях через игровую деятельность и знакомство со звуком [ж].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить произношение звука [ж];
- формировать умения давать характеристику звука по артикуляционным и
акустическим признакам;
- совершенствовать звуковой анализ и синтез;
- упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного
значения;
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление, память;
- развивать фонематический слух,
- развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую моторику кистей,
координацию речи с движением;
-развивать связную речь;
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к
занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык
сотрудничества, умение слушать собеседника.
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
- следить за правильной посадкой детей;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: синие фишки, схемы места звука в слове, картинки со звуком [ж].в
названии и без него, «волшебная» палочка, мяч, мячики Су-джок, фишки для
звукового анализа.
Ход занятия
1.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Послушайте слова, назовите лишнее слово и объясните,
почему оно не подходит к другим словам?
Жираф, волк, медведь, лиса.
Воробей, жук, голубь, ворона.
Петух, индюк, курица, журавль.
Жаба, щука, карась, лещ.
Сестра, Жанна, тетя, бабушка.
Зима, весна, осень, жара.
2. Основная часть
2.1. Уточнение артикуляции и характеристики звука
Вспомните все слова, которые были лишние? (Жираф, жук, журавль, жаба, Жанна,
жара)
-Какой первый звук в этих словах? (Звук [ж])
-Давайте произнесем его вместе.
-Как ведут себя губы при произнесении этого звука? (округлены и чуть вытянуты
вперед).
-Где находится язычок? (Язык поднят вверх за зубы)
-Положите руку на горлышко, почувствуйте как оно дрожит, когда мы произносим
звук [ж].
Запомните: Звук [ж] - согласный, звонкий. Обозначать его будем синим кружочком.
2.2. Артикуляцонная гимнастика
Поставьте перед собой зеркало. Сейчас выполним артикуляционную гимнастику
чтобы звук [ж] получался у вас правильно.
Упражнения: «улыбочка-трубочка», «лошадка», «чашечка», «бублик».
2.3. Развитие фонематического слуха
Поиграем в игру «Светофор». Я буду говорить вам слова, если услышите слово со
звуком [ж], поднимите синий кружок вверх.
Слова: Жанна, желток, ручка, ладони, желуди, пижама, халат, железо, …
2.4. Перед вами на столе картинки, выберите из них те, в которых есть звук [ж].
2.5. Развитие элементарного звукового анализа
Посмотрите, на доске есть схемы места звука в слове. Давайте ваши выбранные
картинки прикрепим на доску рядом с той схемой, где мы слышим звук [ж] в слове,
в начале, в середине, в конце.
2.6. Динамическая пауза. Игра с мячом «Звукоедик».
-Я буду бросать вам мяч и говорить слово, в котором нет первого звука [ж], а вы
отгадайте это слово и бросайте мне мяч, называя слово правильно.
…ук, …аба, анна, …урнал, …акет, …учка, …олудь, …асмин, …элток, …
2.7. Развитие фонематического анализа и синтеза
–Поиграем в игру «Волшебники». Посмотрите, у меня есть красивая палочка,
представим что она волшебная. Я назову слово и передам кому то эту палочку. А вы
поменяйте первый звук в этом слове на звук [ж] и превратите его в новое слово.
Лук-жук, баба-…, пакет-…, билет-…, ручка-…, сало-…, …
2.8. Пальчиковая гимнастика с мячиком СУ-джок.
Отгадайте загадку:
Вот иголки и булавки
Выползают из под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Еж)
Возьмите мячики Су-джок, посмотрите какие они колючие, как ежики. Давайте
сними поиграем.
Зашагали по дорожке ежа маленькие ножки.(перехватываем мячик подушечками
пальцев)
А теперь остановись, пошагай со мной вверх-вниз.(катаем между ладонями)
Мы с ежом договорились, по ладошкам покружились.(круговые движения между
ладонями.
2.9. Выполнение полного звукового анализа слова.
Повторите за мной чистоговорку
У ежа ежата, у ужа - ужата.
Выложим из фишек схему слова УЖАТА.
-Какой первый звук? Какой он? Как обозначаем? (Звук у- гласный, красный кружок)
-Какой второй звук? Какой он? (Второй звук [ж], согласный, обозначаем синим
кружком)
-Какой третий звук? Четвертый? Пятый?
-Придумайте каждый предложение со словом УЖАТА.
3. Подведение итогов.
Сегодня мы называли много слов со звуком [ж]. Какие слова вы запомнили?
Дома поищите предметы со звуком [ж] в названии.
Что вам сегодня понравилось на занятии?
Молодцы!