Напоминание

Формы оптимизации уроков литературы как средство привития интереса к занятиям и повышения их результативности


Автор: Наплёкова Валентина Владимировна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: село Дмитриевка, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: Статья
Тема: Формы оптимизации уроков литературы как средство привития интереса к занятиям и повышения их результативности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формы оптимизации уроков литературы как средство привития

интереса к занятиям и повышения их результативности

Валентина Владимировна Наплёкова

ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж»

Изменения в общественной жизни страны, всевозможные нововведения оказали

влияние

на

образование.

На

смену

книгам

пришло

телевидение,

компьютеры,

усовершенствованные телефоны и другие современные изобретения, которые не всегда

положительно влияют на детей, взрослых. У детей потерян интерес к учению,

безразличное отношение старших, снижение требований к обучающимся, равнодушие к

результатам обучения приводит к негативным результатам. В колледж приходят дети,

которые порою не умеют писать, читать, пересказывать простой текст, огни увлечены

телефонами, подменившими стремление к новому и полезному, к знаниям.

Неравнодушным педагогам приходится систематически работать с различной

литературой, чтобы найти методы и способы разнообразить учебный процесс, увлечь хотя

бы на уроках обучающихся процессом получения знаний, дать возможность получить

положительную оценку, научить чему-то,

что может пригодиться

в жизни после

окончания колледжа. В учебных заведениях СПО осуществляется компетенцностный

подход к проведению занятий, т. е. выпускники должны быть коммуникабельными,

способными к любым изменениям в процессе производства, приспособленными к

различным условиям, конкурентоспособными на рынке труда.

Поэтому планируя

занятия, надо помнить об этом. Способов и методических приёмов множество, но надо

подобрать оптимальный вариант.

Конечно, на всех занятиях нестандартные методы применять невозможно, к ним надо

готовиться, подобрать материал, который сможет увлечь обучающихся, оптимизировать

учебный процесс. Именно оптимизация и оказывает благоприятное влияние на учебный

процесс в группах детей, утративших интерес к учёбе.

Оптимизация обучения реализуется за счет следующих принципов: развивающего

обучения, разумного сочетания методов обучения, разумной организации «детской

жизни», интенсификации, как сказал об этом С. Т. Шацкий..

Оптимизация строится на личностном принятии преподавателем необходимости

поиска наилучшего варианта; на изживании шаблона в педагогических действиях; на

развитии самостоятельности и творческого подхода к делу.

Оптимизация обусловлена особенностями учебно-воспитательного процесса,

направленного

на

взаимосвязь

обучения,

образования,

воспитания

и

развития;

зависимостью

результатов

учебно-воспитательной

деятельности

от

реальных

возможностей студентов, от условий, в которых она протекает, от наилучшего сочетания

всех

элементов

учебно-воспитательного

процесса;

взаимозависимостью

процессов

преподавания и учения, которая строится на комплексном использовании педагогом

целей, содержания, методов, средств и форм обучения.

Оптимизация направлена на освобождение преподавателя и обучаемого от исправления

дефектов обучения в виде дополнительных занятий, малоэффективных внеаудиторных

занятий,

опросов для накопления оценок к концу семестра, от периодических

собеседований со слабоуспевающими студентами как контрольного мероприятия.

На обобщающих занятиях по какой-либо теме уместно применять необычные методы:

игры, соревнования, викторины. Чтобы раскрепостить обучающихся, переступивших

порог колледжа на первом же занятии я провожу игру «Поле чудес», в результате которой

многие учащиеся получают оценки, призы и понимают, что следует учить материал,

чтобы знать и побеждать в любой игре. Способности и знания у обучающихся разные.

Чтобы оптимизировать изучение творчества поэта, писателя, зная возможности каждого

ученика группы, я провожу уроки-соревнования, для чего разбиваю группу на две

команды, можно и на три. Обучающиеся знают тему, например, «Жизнь и творчество Ф.

И. Тютчева», знают состав своей команды, знают условия соревнования. Часть

обучающихся

каждой группы

учат наизусть стихотворения поэта, составляют

презентации, подбирают записи романсов на стихи поэта.. На занятии члены каждой

команды выполняют задания: одни составляют таблицу жизни и творчества, другие

готовят выступление с сообщениями, касающимися биографии и творчества Тютчева,

более способные выполняют анализ стихотворений, увлечённые рисованием, создают

рисунки к стихотворениям поэта. Начинаем занятие с чтения наизусть стихотворений

Тютчева, обращаемся к сообщениям, презентациям, слушаем анализ, проверяем таблицы,

затем восхищаемся рисунками юных художников. На доске таблица результатов

выполнения заданий по командам, все обучающиеся получают оценки. Рефлексия

показывает интерес к подобным урокам.

Интересно проходят занятия в форме игры «Что? Где? Когда?», посвящённые жизни и

творчеству писателя, поэта. Предшествует подготовка обучающихся. Они самостоятельно

изучают биографию писателя или поэта. На уроке провожу игру. Обучающиеся

объединяются в команды. В каждой команде пять человек. Вопросы помещаю в конверты

под номерами. Представитель команды выбирает вопрос (вопросы из конверта, подобно

билетам на экзамене, раскладываются на столе), отвечает команда, у которой первый

вопрос и т. д. Во время обдумывания ответов звучит музыка. Я подбираю музыкальные

произведения, связанные с произведениями писателя или поэта, творчество которого

изучается на данном занятии, чтобы обучающиеся на некоторое время приблизились к

той исторической эпохе, когда жил и писал свои произведения автор. За правильный

ответ команда получает 5 баллов, если не ответили на вопрос - 0 баллов. В конце каждого

тура есть возможность получить дополнительные баллы, отвечая на вопросы другой

команды, члены которой не смогли ответить на свой вопрос. Обычно игра состоит из 5

туров. Привожу пример такой игры.

Игра «Что? Где? Когда?» по творчеству А. С. Пушкина.

Вопросы первого тура (Они в конверте)

№1.Что представлял собой лицей в Царском Селе?

№2. Кто из поэтов подарил А. С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-

ученику от побеждённого- учителя в тот высокоторжественный день, в который он

окончил свою поэму…» Какую поэму он имел в виду?

№3. За что А. С. Пушкина отправили в Екатеринослав в распоряжение генерала И. Н.

Инзова в 1820 году (первая ссылка)?

№4. С кем совершил А. С. Пушкин путешествие по маршруту: Кавказ – Крым –

Кишинёв? Какое значение имело это путешествие для поэта?

Звучит фрагмент музыки Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель»

Вопросы второго тура (в конверте)

№ 1. По какой причине возникли противоречия у Пушкина и графа Воронцова в

Одессе, куда поэта перевели из Кишинёва?

№2. Каким образом А. С. Пушкин оказался сосланным в Михайловское под надзор

местного начальства?

№3. Какие отношения сложились у поэта с царём Николаем Первым после казни

декабристов?

№4. Что хотел сказать поэт в стихотворении «Арион»?

Звучит музыка Г. Свиридова к произведениям А. С. Пушкина.

Вопросы третьего тура (в конверте)

№1. Назовите произведения А. С. Пушкина, относящиеся к периоду «Болдинской

осени». Назовите причину, по которой пришлось ему три месяца находиться в Болдино.

№2. О каком городе писал А. С. Пушкин:

Прошло сто лет и юный град.

Полночных стран краса и диво,

Из тьмы лесов и топи блат

Вознёсся пышно, горделиво…?

В какой поэме он так писал об этом городе?

№3. Как назывался журнал, открытый А. С. Пушкиным? Сколько номеров журнала

вышло при жизни поэта?

№4. Какое звание царь пожаловал Пушкину? Какие обязанности оно возлагало на

поэта?

Вопросы четвёртого тура (в конверте)

№1. Кого царь и его приближённые использовали в травле А. С. Пушкина? Как?

№2. Чем закончилась первая ссора поэта с Дантесом? Из-за чего она вспыхнула?

№3. Расскажите о дуэли Пушкина и Дантеса. Как царь отнёсся к этой дуэли?

№4. Кому посвящено стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»?

Можете прочитать это стихотворение.

Вопросы пятого тура (в конверте)

№1. Назовите сказки А. С. Пушкина.

№2. Назовите поэмы А. С. Пушкина.

№3. Какие произведения вошли в сборник «Повести И. П. Белкина»?

№4. Как называется роман в стихах А. С. Пушкина?

Подведение итогов игры

Закончив изучение раздела литературы, можно подвести итог изучения в форме

соревнования. Обучающиеся в ходе урока выполняют различные задания, касающиеся

знания текстов произведений, героев произведений,

просматривают отрывки

из

кинофильмов, созданных по мотивам романов и рассказов, а учащиеся называют автора и

название

произведения,

разыгрывают

отрывки

из

пьес,

читают

стихотворения,

инсценируют басни. Такие занятия проходят на одном дыхании, нравятся обучающимся

В процессе проведения подобных занятий формируются общие компетенции

обучающихся: умение работать в команде, ответственность за результаты, эффективно

общаться с коллегами, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного

решения проблем



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники