Автор: Туктарова Нурия Нурулловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №4 "Морозко"
Населённый пункт: Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Мегион
Наименование материала: Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе
Тема: "Путешествие в страну Правдилия"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну Правдилия»
для детей подготовительной к школе группы
Цель: создание условий для знакомства детей с основами человеческих прав.
Задачи:
- Закрепить знания детей, в интересной и занимательной форме, основы
человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав человека».
- Развивать способность анализировать действия и поступки сказочных героев и
людей, создавать ситуации для развития умений применять, полученные знания в
реальной жизни.
- Активизировать познавательный процесс, обогащать речь детей новыми словами.
- Воспитывать доброжелательность детей, умение общаться со сверстниками.
Оборудование: ТСО (экран, проектор, ноутбук), презентация к занятию, на доске
«цветок Счастья», письмо от Короля сказочной страны «Правдилия», медали
«Знаток права», коробка с призами.
Предварительная работа: беседы о правах человека, ребенка; рассматривание
иллюстраций: «Права ребенка»; чтение сказок, беседы по сказкам, характеризуя
героев, обращая внимание на нарушение прав; разучивание пословиц, поговорок,
стихов о дружбе, семье, здоровье.
Ход занятия:
Дети входят под спокойную музыку, становятся возле педагога.
Ребята посмотрите сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте мы
поприветствуем друг с другом и наших гостей
Разминка:
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое
Здравствуйте, мои друзья
Очень раз вас видеть я
Педагог: Ребята, послушайте стихотворение:
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.
Кто из вас знает, какие права есть у детей?
Ответы детей: права на жизнь, на имя, на гражданство, на отдых, на образование.
Стук в дверь. Педагог: Кто-то стучит. Ребята нам прислали письмо. Давайте
посмотрим от кого. Нам пишет Король сказочной страны «Правдилия».
Педагог читает письмо (Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам король из
сказочной страны «Правдилия» (СЛАЙД 2). В моей стране жили люди, звери,
насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав:
право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в этой
стране был необычный сад с цветущими растениями (СЛАЙД 3). К одному из них
жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был
«цветок Счастья» (СЛАЙД 4). У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на
обратной стороне которых были записаны права. Именно эти права строго
соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы…
Однажды над страной нависла черная - пречерная туча, налетел злой холодный
ветер (СЛАЙД 5).
Это были проделки злого волшебника, (СЛАЙД 6) и все жители Правдилии
разбежались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда все утихло, все были
удивлены тем, что на “цветке Счастья” не осталось ни одного лепестка. (СЛАЙД
7).
И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в
неразбериху. До сих пор жители ищут заветные лепестки, и надежда отыскать их
тает с каждым днем.
Я очень прошу вас помочь моей стране и отыскать лепестки «цветка
Счастья». На вас у меня последняя надежда. Злой волшебник приготовил для вас
разные задания, которые вам необходимо выполнить. Только тогда вы сможете
найти лепестки. Желаю удачи!!!).
- Ребята, сможем ли мы помочь жителям Правдилии?
Ответы детей (Да)
Поможем найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаем права этой страны.
СЛАЙД 8 Педагог: Итак, ребята первое задание «Угадай право» (Картинка с
изображением детей, четверо детей с подписанными именами, а пятый мальчик –
без имени.)
- Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какое право нарушено
в изображении, которое вы видите на экране?
Ответы детей: право на имя.
СЛАЙД 9. Давайте посмотрим правильно ли вы ответили.
СЛАЙД 10. Здорово, правильно ответили.
Педагог: А какой документ получает ребёнок при рождении, подтверждающее это
право?
Дети: Свидетельство о рождении.
Педагог: Давайте проверим, правильно ли вы ответили.
СЛАЙД 11. (Картинка с изображением свидетельства о рождении.)
СЛАЙД 12. Молодцы! С первым заданием вы отлично справились, мы смогли
отыскать первый лепесток голубого цвета.
Следующее задание №2.
Педагог: Ребята как называется страна, в которой мы живем?
Ответы детей: Россия.
СЛАЙД 13. (Картинка с изображением флага с гербом РФ.)
Педагог: Ребята, раз вы живёте в России, значит вы…?
Ответы детей: россияне.
Педагог: Значит, какое право вы все имеете, живя в России?
Ответы детей: право на гражданство.
- Давайте посмотрим, правильно ли вы ответили?
СЛАЙД 14. Молодцы, все вы являетесь гражданами Российской Федерации, а
жители сказочной страны являются гражданами страны Правдилии, у них тоже
есть такое право.
Педагог: Вот мы справились и со вторым заданием, за это мы получаем второй
лепесток зеленого цвета.
И переходим к следующему заданию №3.
Педагог: Послушайте стихотворение
- Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит…..
Дети: Добрый доктор Айболит!
СЛАЙД 14. (Картинка с доктором Айболитом.)
Педагог:
Да, ребята, доктора оказывают медицинскую помощь не только
животным, но и людям.
- О каком праве пришла пора нам говорить?
Ответ детей: (О праве на медицинское обслуживание).
Педагог: Молодцы, а вот наверняка у каждого из вас дома имеется домашняя
аптечка. Вы знаете, какое самое главное правило про домашнюю аптечку?
Ответ детей: Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно,
даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой
вред.
Педагог: Лучше всего не простужаться и не болеть, чтоб домашняя аптечка вам
никогда не пригождалась. А что для этого нужно делать?
Ответ детей: Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не
есть снег зимой, не сосать сосульки, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.
Давайте мы тоже с вами сделаем зарядку
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в сторону развел, видно ключик не нашел
Чтобы ключик взять на носочки надо встать
СЛАЙД 15. Молодцы вы справились и с этим заданием.
За это вам
лепесток желтого цвета.
Педагог: И переходим к следующему заданию №4.
СЛАЙД 16. (Картинки с изображением Буратино и Незнайки.)
Педагог: Посмотрите внимательно на экран и скажите, из каких сказок эти герои?
О каком праве говорят нам эти картинки?
Ответы детей: Эти картинки говорят нам о Праве на образование.
Педагог: Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?
Ответы детей: Чтобы получить профессию, быть умным.
СЛАЙД 17 Педагог: Молодцы, ребята. Вы справились и с этим заданием.
За это вы получаете лепесток синего цвета.
Педагог: Следующее задание №5
Вам нужно будет отгадать загадки
Вы любите отгадывать загадки? Любите. Я вам буду загадывать, а вы - отгадывать.
1.Излучает свет она, 2.Кто не в шутку, а всерьёз
От улыбки – ямочки… Нас забить научит гвоздь?
Никого дороже нет, Кто научит смелым быть?
Чем родная… (мамочка) С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно.… (папа)
3. Кто любить не устает, 4.Мочит в теплом молоке
Пироги для нас печет, Он кусочек хлебушка,
Вкусные оладушки? Ходит с палочкой в руке
Это наша... (бабушка) Наш любимый… (дедушка)
5.Надарила безделушек – 6.Должен вам признаться я:
Семь матрешек и бобренка… Есть приятель у меня,
Но дороже всех игрушек Но надежней во сто крат
Для меня моя… (сёстренка) Мой защитник, старший… (брат)
Педагог: Как можно назвать эту группу людей, живущих вместе?
Ответы детей: Семья
Давайте проверим (СЛАЙД № 18)
Педагог: А для чего человеку нужна семья?
Ответы детей: Чтоб ухаживать и заботиться друг о друге, чтоб помогать друг
другу в трудную минуту, чтоб любить друг друга.
Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.
1.
Дружная семья гору сдвинет. (П, С)
2.
Вся семья вместе, так и душа на месте. (П, Р)
3.
В недружной семье – добра не бывает. (П, С)
4.
Семьей дорожить - счастливым быть. (П, Р)
5.
В гостях хорошо, а дома лучше. (Р, С)
6.
В хорошей семье, хорошие дети растут. (Р, П)
7.
Дома и стены помогают. (Р, П)
8.
Не будет добра, коли в семье вражда. (Р)
9.
Дружная семья не знает печали. (С, П)
10.
В семье, где нет согласия, добра не бывает. (С, Р)
11.
Когда нет семьи, так и дома нет. (С, П)
12.
При солнышке тепло, при матушке добро. (С, Р)
Спасибо!
Педагог: Давайте посмотрим, справились ли вы с этим заданием?
Слайд 19. Молодцы!
А вот и следующий лепесток оранжевого цвета.
Педагог: А мы переходим к следующему заданию № 6.
Слайд 20. Ребята, на экране изображены картинки из сказок «Колобок», «Серая
шейка», «Теремок», «Красная шапочка».) В этом задании нужно подумать и
выбрать лишнюю картинку и объяснить, почему вы так считаете. (Дети обсуждают,
какая картинка может быть лишней и почему).
Ответы детей: Лишней является картинка из сказки «Теремок», потому что в этой
сказке нарушено право на жилье, а в остальных сказках нарушено право на жизнь.
Педагог: Молодцы ребята!
Педагог: Скажите, а кто вам подарил жизнь?
Ответы детей: Мама.
Слайд 21. (Мама с ребенком)
Педагог: Да, мама подарила вам жизнь. Жизнь, подаренную вам мамой, никто не
вправе у вас отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми,
свободными гражданами своей страны.
Давайте посмотрим, справились ли вы с этим заданием?
Слайд 22. (Молодцы! смайлик)
Педагог: За это вы получаете лепесток красного цвета.
Педагог: Приступим к выполнению следующего задания №7.
Слайд 23. (Картинки с изображением Золушки)
Педагог: Посмотрите внимательно на экран и скажите, как называется эта сказка?
О каком праве говорят нам эти картинки?
Ответы детей: Эти картинки говорят нам о Праве на досуг, на отдых.
Педагог: Мы с вами тоже сегодня много трудились, хотите отдохнуть?
Ответы детей: Да.
Педагог: Мы немножко отдохнем, сделаем музыкальную паузу (Танец «Если
весело живется делай так»)
- Хорошо отдохнули? Мы с вами сейчас каким правом воспользовались?
Ответы детей: (Правом на отдых.)
А вот и последний лепесток фиолетового цвета. Вот мы и собрали все лепестки
на «цветке Счастья».
Педагог: Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее приключение?
Ответы детей. (Да.)
Педагог: А что больше понравилось? О каких правах героев из сказочной страны
Правдилии мы сегодня говорили?
Стук в дверь. Педагог:
Кто-то стучит. Ребята Король сказочной страны
«Правдилия» нам снова прислал письмо, тут еще и посылка есть. Давайте прочтем
его.
Слайд 24. (Картинка «Спасибо»).
Педагог читает письмо «Спасибо, дорогие ребята. С вашей помощью в нашей
стране снова воцарился порядок, ведь все права снова на месте. Обещаю, что
жители нашей страны теперь будут лучше охранять «цветок Счастья». На память
об этом приключении мы дарим вам эти медали, чтоб вы всегда помнили о своих
правах, а так же вручаем сладкие призы за оказанную помощь нашей стране).