Автор: Зайцева Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: пгт. Коренево, Курской области
Наименование материала: методическая разработка «Кожлянская игрушка – символ Курского края»
Тема: Внедрение регионального компонента в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
НОД на тему: «Кожлянская игрушка – символ Курского края»
Цель: знакомство детей с народным промыслом Курского края – Кожлянской
глиняной игрушкой, ее историей, последовательностью и спецификой её
изготовления, особенностями ее росписи.
Задачи:
- Воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев
Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.
- Раскрыть природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора;
- Развивать у детей интегративные качества, творческое воображение, внимание,
наглядно-образное мышление и эстетическое восприятие как эмоционально-
интеллектуальный процесс;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Физическое развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие».
Методические приемы: словесный (беседа, рассказ воспитателя, объяснение,
познавательные вопросы) практический (роспись Кожлянской игрушки), наглядный
(показ образцов Кожлянской глиняной игрушки, образцов росписи, просмотр
презентции).
Оборудование: Кожлянские игрушки, образцы росписи, гуашь, кисти, баночки с
водой, заготовки Кожлянской игрушки для росписи детьми, салфетки, кисти,
проектор, колокольчик, сундучок, изображение герба Курской области.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята!
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- И подарим улыбки нашим гостям!
Я на ярмарке была
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Ребята, а в этом сундучке подсказка для вас, о чем сегодня будет наше занятие.
(воспитатель достает герб Курска и глиняную игрушку).
Что же это? Как вы думаете о чем сегодня будет наше занятие?
Да, мы сегодня с вами поговорим и узнаем много нового о Курской игрушке,
называется она Кожлянская игрушка.
Воспитатель: Как
вы
думаете,
отличаются
ли
современные
игрушки
от
старинных? Чем?
Дети: Современные игрушки сделаны из пластмассы, металла, резины, фарфора.
Они могут издавать звуки, говорить, плакать, смеяться, передвигаться, шевелить
руками и ногами …
Воспитатель: А в старину игрушки были совсем другие. Как вы думаете из чего их
мастерили ?
1
Слайд
Дети: их делали из тряпочек, соломы, глины, дерева.
Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с такими старинными игрушками.
Они с давних времён создавались на нашей Курской земле. И каждая игрушка
хранила тепло рук мастера, вложившего в неё всю свою душу. Поэтому они
получили название – Кожлянские игрушки.
2
Слайд
А хотите узнать, откуда эта игрушка возникла и почему она именно такая?
Дети: да.
Кожлянская игрушка – это небольшая глиняная игрушка, является русским
народным промыслом.
3
Слайд
Родина Кожлянской игрушки – деревня Кожля, Курской области.
Земли у Кожли не славились плодородием и погода часто была дождливая, поэтому
гончарное мастерство было основным занятием населения.
4
Слайд
Игрушки делали из дроняевской глины.
5
Слайд
В сыром виде она отливает синевой, а после обжига становится песочного цвета,
практически белой. Если в других областях народные игрушки подкрашивали белый
цветом, то основной оттенок кожлянских фигурок – натуральный, песочный,
обязательно
здесь
присутствуют
неокрашенные
части.
Свежую
глину,
по
старорусским рецептам, замачивают в воде на пару недель, тщательно разминают,
чтобы не было комков и камешков. Сама игрушка изготавливается из цельного
куска глины.
6
Слайд
Основные персонажи, которых лепили мастера: барыни с котятами и корзинами,
всадники, птицы, бараны, гуси, лисы, петухи, единороги и, конечно же, козочки
.
7
Слайд
Для росписи игрушек ремесленники использовано четыре основных цвета: красный,
синий, желтый и зеленый. Раньше использовали природные краски, сегодня рисуют
акриловыми, гуашевыми и другими. В краски добавляли молоко, для того чтобы
цвет узоров был ярким и сочным, и сырое яйцо, чтобы краска была стойкой. Еще в
краску
могли
добавлять
сахар
для
придания
блеска.
Основные узоры, используемые для росписи игрушек: крестики, точки, полосы,
сетки и круги. Предметы гардероба, головные уборы персонажей, гребни птичек и
рога коз и баранов традиционно окрашивали сплошным цветом, обязательно ярким
– малиновым или фиолетовым.
8
Слайд
До сих пор жители деревни Кожля продолжают заниматься ремеслом создания
глиняных игрушек.
9
Слайд
Узор у Кожлянской игрушки простой, но несет определенный смысл. Давайте
вместе рассмотрим элементы росписи Кожлянской игрушки.
10 Слайд
– орнамент "волнистые линии" рассказывает о воде. Это реки, озера;
11 Слайд
– орнамент "прямые линии" – подразумевает жизнь человека;
12 Слайд
– орнамент "звезды" – это человеческие мечты.
13 Слайд
– орнамент "точки " – это семена, которые мы сеем в землю;
14 Слайд
– орнамент "косые линии" олицетворяют дождь, ведь чтобы получить урожай,
нужна вода;
15 Слайд
– орнамент "сеточка" – это вспаханное поле;
16 Слайд
– орнамент "елочка" символизирует взаимосвязь всего в мире, символ долгой жизни,
семейного достатка и процветания;
Так расписывают только Кожлянскую глиняную игрушку в нашем Курском крае.
17 Слайд
- Ребята, вы хотите превратиться в кожлянских мастеров?
Но перед тем, как преступить к работе мы немного отдохнем.
Физминутка
- Мы будем изображать современные игрушки:
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, вразвалочку)
Все живут в большой коробке (присесть на корточки, показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть («моторчики»)
Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание, выставляя ногу на «каблучок»)
Очень весело живем (прыжки на месте)
- Ну что ж, ребята, предлагаю пройти в нашу творческую мастерскую.
Присаживайтесь.
- Чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую
гимнастику.
Чтоб игрушку расписать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Теперь внимательно, посмотрите, как правильно расписывать нашу Кожлянскую
игрушку.
- Свою игрушку я украшу точками. Для этого я набираю на кончик кисти красной
краски и ставлю несколько точек. Обратите внимание, узор нужно выполнять
кончиком кисточки, аккуратно, придерживая игрушку рукой за «хвостик».
Потом промываю кисточку, обязательно промокаю о салфетку, чтобы краска не
потекла и не испортила нашу Кожлянскую игрушку.
Набираю синей краски, ставлю ещё несколько точек и снова промываю кисточку в
воде, убираю воду и смотрю. Узоров какого цвета не хватает на моей игрушке?
А теперь предлагаю вам выбрать каким узором вы будете украшать свою игрушку и
приступить к работе.
(Ребята выполняют работу, воспитатель контролирует, оказывает необходимую
помощь.)
- Вот и готовы ваши Кожлянские игрушки. Вам они нравятся? Мне очень нравятся.
Вы настоящие мастера. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы
работали старательно, аккуратно и дружно.
Я думаю, обязательно нужно поблагодарить
себя за прекрасную творческую
работу.
- С историей какой игрушки вы сегодня познакомились?
- Из чего ее делают?
- Почему она так называется?
- Какие цвета используются в росписи Кожлянской игрушки?
Ответы детей.
- Красный, желтый, синий.
- Какой орнамент используют в росписи ?
Ответы детей.
- Сеточка, прямая линия, волнистые линии.
- Молодцы!