Напоминание

Внедрение регионального компонента в ДОУ


Автор: Зайцева Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: пгт. Коренево, Курской области
Наименование материала: методическая разработка «Кожлянская игрушка – символ Курского края»
Тема: Внедрение регионального компонента в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




НОД на тему: «Кожлянская игрушка – символ Курского края»

Цель: знакомство детей с народным промыслом Курского края – Кожлянской

глиняной игрушкой, ее историей, последовательностью и спецификой её

изготовления, особенностями ее росписи.

Задачи:

- Воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев

Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.

- Раскрыть природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора;

- Развивать у детей интегративные качества, творческое воображение, внимание,

наглядно-образное мышление и эстетическое восприятие как эмоционально-

интеллектуальный процесс;

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое

развитие», «Физическое развитие»,

«Художественно – эстетическое развитие»,

«Социально – коммуникативное развитие».

Методические приемы: словесный (беседа, рассказ воспитателя, объяснение,

познавательные вопросы) практический (роспись Кожлянской игрушки), наглядный

(показ образцов Кожлянской глиняной игрушки, образцов росписи, просмотр

презентции).

Оборудование: Кожлянские игрушки, образцы росписи, гуашь, кисти, баночки с

водой, заготовки Кожлянской игрушки для росписи детьми, салфетки, кисти,

проектор, колокольчик, сундучок, изображение герба Курской области.

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята!

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- И подарим улыбки нашим гостям!

Я на ярмарке была

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Ребята, а в этом сундучке подсказка для вас, о чем сегодня будет наше занятие.

(воспитатель достает герб Курска и глиняную игрушку).

Что же это? Как вы думаете о чем сегодня будет наше занятие?

Да, мы сегодня с вами поговорим и узнаем много нового о Курской игрушке,

называется она Кожлянская игрушка.

Воспитатель: Как

вы

думаете,

отличаются

ли

современные

игрушки

от

старинных? Чем?

Дети: Современные игрушки сделаны из пластмассы, металла, резины, фарфора.

Они могут издавать звуки, говорить, плакать, смеяться, передвигаться, шевелить

руками и ногами …

Воспитатель: А в старину игрушки были совсем другие. Как вы думаете из чего их

мастерили ?

1

Слайд

Дети: их делали из тряпочек, соломы, глины, дерева.

Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с такими старинными игрушками.

Они с давних времён создавались на нашей Курской земле. И каждая игрушка

хранила тепло рук мастера, вложившего в неё всю свою душу. Поэтому они

получили название – Кожлянские игрушки.

2

Слайд

А хотите узнать, откуда эта игрушка возникла и почему она именно такая?

Дети: да.

Кожлянская игрушка – это небольшая глиняная игрушка, является русским

народным промыслом.

3

Слайд

Родина Кожлянской игрушки – деревня Кожля, Курской области.

Земли у Кожли не славились плодородием и погода часто была дождливая, поэтому

гончарное мастерство было основным занятием населения.

4

Слайд

Игрушки делали из дроняевской глины.

5

Слайд

В сыром виде она отливает синевой, а после обжига становится песочного цвета,

практически белой. Если в других областях народные игрушки подкрашивали белый

цветом, то основной оттенок кожлянских фигурок – натуральный, песочный,

обязательно

здесь

присутствуют

неокрашенные

части.

Свежую

глину,

по

старорусским рецептам, замачивают в воде на пару недель, тщательно разминают,

чтобы не было комков и камешков. Сама игрушка изготавливается из цельного

куска глины.

6

Слайд

Основные персонажи, которых лепили мастера: барыни с котятами и корзинами,

всадники, птицы, бараны, гуси, лисы, петухи, единороги и, конечно же, козочки

.

7

Слайд

Для росписи игрушек ремесленники использовано четыре основных цвета: красный,

синий, желтый и зеленый. Раньше использовали природные краски, сегодня рисуют

акриловыми, гуашевыми и другими. В краски добавляли молоко, для того чтобы

цвет узоров был ярким и сочным, и сырое яйцо, чтобы краска была стойкой. Еще в

краску

могли

добавлять

сахар

для

придания

блеска.

Основные узоры, используемые для росписи игрушек: крестики, точки, полосы,

сетки и круги. Предметы гардероба, головные уборы персонажей, гребни птичек и

рога коз и баранов традиционно окрашивали сплошным цветом, обязательно ярким

– малиновым или фиолетовым.

8

Слайд

До сих пор жители деревни Кожля продолжают заниматься ремеслом создания

глиняных игрушек.

9

Слайд

Узор у Кожлянской игрушки простой, но несет определенный смысл. Давайте

вместе рассмотрим элементы росписи Кожлянской игрушки.

10 Слайд

– орнамент "волнистые линии" рассказывает о воде. Это реки, озера;

11 Слайд

– орнамент "прямые линии" – подразумевает жизнь человека;

12 Слайд

– орнамент "звезды" – это человеческие мечты.

13 Слайд

– орнамент "точки " – это семена, которые мы сеем в землю;

14 Слайд

– орнамент "косые линии" олицетворяют дождь, ведь чтобы получить урожай,

нужна вода;

15 Слайд

– орнамент "сеточка" – это вспаханное поле;

16 Слайд

– орнамент "елочка" символизирует взаимосвязь всего в мире, символ долгой жизни,

семейного достатка и процветания;

Так расписывают только Кожлянскую глиняную игрушку в нашем Курском крае.

17 Слайд

- Ребята, вы хотите превратиться в кожлянских мастеров?

Но перед тем, как преступить к работе мы немного отдохнем.

Физминутка

- Мы будем изображать современные игрушки:

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, вразвалочку)

Все живут в большой коробке (присесть на корточки, показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть («моторчики»)

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание, выставляя ногу на «каблучок»)

Очень весело живем (прыжки на месте)

- Ну что ж, ребята, предлагаю пройти в нашу творческую мастерскую.

Присаживайтесь.

- Чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую

гимнастику.

Чтоб игрушку расписать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Теперь внимательно, посмотрите, как правильно расписывать нашу Кожлянскую

игрушку.

- Свою игрушку я украшу точками. Для этого я набираю на кончик кисти красной

краски и ставлю несколько точек. Обратите внимание, узор нужно выполнять

кончиком кисточки, аккуратно, придерживая игрушку рукой за «хвостик».

Потом промываю кисточку, обязательно промокаю о салфетку, чтобы краска не

потекла и не испортила нашу Кожлянскую игрушку.

Набираю синей краски, ставлю ещё несколько точек и снова промываю кисточку в

воде, убираю воду и смотрю. Узоров какого цвета не хватает на моей игрушке?

А теперь предлагаю вам выбрать каким узором вы будете украшать свою игрушку и

приступить к работе.

(Ребята выполняют работу, воспитатель контролирует, оказывает необходимую

помощь.)

- Вот и готовы ваши Кожлянские игрушки. Вам они нравятся? Мне очень нравятся.

Вы настоящие мастера. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы

работали старательно, аккуратно и дружно.

Я думаю, обязательно нужно поблагодарить

себя за прекрасную творческую

работу.

- С историей какой игрушки вы сегодня познакомились?

- Из чего ее делают?

- Почему она так называется?

- Какие цвета используются в росписи Кожлянской игрушки?

Ответы детей.

- Красный, желтый, синий.

- Какой орнамент используют в росписи ?

Ответы детей.

- Сеточка, прямая линия, волнистые линии.

- Молодцы!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники