Автор: Бондарева Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 «Белоснежка» г. Воркуты
Населённый пункт: Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: Развивающий потенциал подвижных игр
Раздел: дошкольное образование
«Развивающий потенциал подвижных игр»
Бондарева Галина Ивановна,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 41», г. Воркуты
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство движений, но
и свобода
использования
в разнообразных
игровых
ситуациях,
что
создает
большие
возможности для проведения инициативы, творчества. Детям разного возраста выполнение
игровых заданий доставляет огромное удовольствие. Играя ребенок упражняется в различных
движениях
с помощью
взрослых
овладевает
новыми,
более
сложными
движениями.
Многократное повторение требует от детей внимания, волевых усилий, координации движений.
Так как подвижные игры коллективные, то это вырабатывает элементарное умение
ориентироваться
в пространстве,
согласовывать
свои
движения
с движениями
других
играющих. Совместные действия создают условия для общих радостных переживаний, учат
уступать друг другу, помогать. Игра помогает преодолевать детям робость, застенчивость,
подчиняясь правилам игры воспитывается организованность внимание, умение у детей
управлять своими движениями. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме
способствуют значительному усилию деятельности костно-мышечной, сердечно - сосудистой
и дыхательной систем. Благодаря чему улучшается обмен веществ в организме. Влияние
подвижных игр на развитие движений детей, а так же волевых проявлений зависит от
длительности игры. Чем активнее действует ребенок, тем больше он упражняется в том или
ином движении, чаще вступает в разные взаимоотношения с другими играющими, проявляет
ловкость выдержку, умение подчинятся правилам.
Наиболее полезны и целесообразны
подвижные игры на свежем воздухе. Они способствуют закаливанию детского организма,
усиливают работу легких, сердца, улучшают общее состояние детей, повышают аппетит,
укрепляют нервную систему, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям.
Подвижные игры организуют со всей группой или подгруппами. В зависимости от
характера игры, игровых действий, количества играющих, степени их подготовленности,
желания детей, условий проведения, природных факторов. Чтобы не снизить интерес детей
к игре используются различные методические приемы: Вынесение яркой большой игрушки,
звонок колокольчика — в младшем возрасте. В старшем возрасте — внесение атрибутов,
использование потешек, закличек, звуковых сигналов. Они являются дают возможность быстро
организовать игроков, настроить их на игру, выбрать водящего.
В. Кудрявцев предлагает следующую классификацию народных подвижных игр:
по видовому отражению национальной культуры:
1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Сюда относятся русские народные игры:
«Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Кошки-мышки», «Курочка-хохлатка», «Коршун и наседка» и
их различные варианты.
2.Игры, отражающие быт русского народа. Такие игры как: «Без соли - соль», «Домики»,
«Золотые ворота», «Заря-заряница», «Каравай», «Плетень», «Рыбак и рыбки»,, а также
различные их варианты.
3.Игры русских детей. К этому разделу относятся игры: «Городки», «Горелки», «Жмурки»,
«Ловишка», «Ляпка», «Прятки», «Третий – лишний», «Птички в гнездышках», «Отгадай, чей
голосок» и т. д.
4.Вечная борьба добра против зла. В этом разделе применяются игры: «Единоборство» (в
различных положениях, с различным инвентарем), «Цепи кованы», «Перетягивание каната»,
«Вытолкни за круг», «Вокруг стульев», «Солнце и луна», «Бои на бревне» и их различные
варианты.
по интенсивности используемых в игре движений:
1.Игры малой подвижности. Например: «Краски», «Море волнуется», «Малечина-калечина»,
«Ветер», «Цапля», «Перелизы» и т. д.
2.Игры средней интенсивности. Например: «Водяной», «У медведя во бору», «Лохматый пес» и
т. д.
3.Игры высокой интенсивности. Например: «Вышибало», «Северный и Южный верер»,
«Пятнашки», «Выше ноги от земли» и т. д.
по типу двигательного действия:
сюда относятся игры с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в
подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча. Например, «Шлепанки»,
«Большой мяч», «Волки во рву», «Cтрелок», «Гаккарис», «Классики» и т. д.
по содержанию и сложности построения игры:
по своему содержанию и структуре игры делятся на простые, переходящие и командные.
Наблюдается усложнение сюжета. Например: игры-эстафеты; условия игр предполагают
двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию
всех членов команды; игры без разделения команды - каждый играющий действует
самостоятельно в соответствии с правилами игр «Вершки-корешки», «Ловкий мяч», «Прыжки
со связанными ногами», «Тачки», «Узелок» и т. д.
по способу проведения:
сюда входят игры с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные,
бессюжетные. Например: «Липкие пеньки», «Невод», «Лошадки», «Ляпка», «Бубенцы» и т. д.
по видам спорта:
игры, включающие задания и упражнения, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу,
хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности.
Создание развивающей среды для игр имеет огромное значение для развития интереса
у детей к игре, вызывает у них желание играть самостоятельно. Чтобы закрепить интерес
к игре, и активировать деятельность используются методические приемы:
- Интересные атрибуты
- Призы
- Сюрпризы
- Сюрпризные моменты
- Соревнования
и дидактические приемы:
- Ознакомление с живой природой
- Вариативность
- Непосредственное участие
- Подбор игрового материала
- Поощрение, разъяснения, вопросы
Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно
только совместными усилиями родителей и педагога. Дети совсем не играют в подвижные
игры, на улице предоставлены сами себе, в выходные дни заняты конструированием,
рисованием, компьютером, чтением, телевизионные программы. Подвижные игры занимают
последнее место в этом списке. Это свидетельствует, о том, что дети не получают необходимой
физической нагрузки и двигательной активности в семье.