Напоминание

Развивающий потенциал подвижных игр


Автор: Бондарева Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 «Белоснежка» г. Воркуты
Населённый пункт: Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: Развивающий потенциал подвижных игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развивающий потенциал подвижных игр»

Бондарева Галина Ивановна,

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 41», г. Воркуты

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство движений, но

и свобода

использования

в разнообразных

игровых

ситуациях,

что

создает

большие

возможности для проведения инициативы, творчества. Детям разного возраста выполнение

игровых заданий доставляет огромное удовольствие. Играя ребенок упражняется в различных

движениях

с помощью

взрослых

овладевает

новыми,

более

сложными

движениями.

Многократное повторение требует от детей внимания, волевых усилий, координации движений.

Так как подвижные игры коллективные, то это вырабатывает элементарное умение

ориентироваться

в пространстве,

согласовывать

свои

движения

с движениями

других

играющих. Совместные действия создают условия для общих радостных переживаний, учат

уступать друг другу, помогать. Игра помогает преодолевать детям робость, застенчивость,

подчиняясь правилам игры воспитывается организованность внимание, умение у детей

управлять своими движениями. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме

способствуют значительному усилию деятельности костно-мышечной, сердечно - сосудистой

и дыхательной систем. Благодаря чему улучшается обмен веществ в организме. Влияние

подвижных игр на развитие движений детей, а так же волевых проявлений зависит от

длительности игры. Чем активнее действует ребенок, тем больше он упражняется в том или

ином движении, чаще вступает в разные взаимоотношения с другими играющими, проявляет

ловкость выдержку, умение подчинятся правилам.

Наиболее полезны и целесообразны

подвижные игры на свежем воздухе. Они способствуют закаливанию детского организма,

усиливают работу легких, сердца, улучшают общее состояние детей, повышают аппетит,

укрепляют нервную систему, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям.

Подвижные игры организуют со всей группой или подгруппами. В зависимости от

характера игры, игровых действий, количества играющих, степени их подготовленности,

желания детей, условий проведения, природных факторов. Чтобы не снизить интерес детей

к игре используются различные методические приемы: Вынесение яркой большой игрушки,

звонок колокольчика — в младшем возрасте. В старшем возрасте — внесение атрибутов,

использование потешек, закличек, звуковых сигналов. Они являются дают возможность быстро

организовать игроков, настроить их на игру, выбрать водящего.

В. Кудрявцев предлагает следующую классификацию народных подвижных игр:

по видовому отражению национальной культуры:

1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Сюда относятся русские народные игры:

«Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Кошки-мышки», «Курочка-хохлатка», «Коршун и наседка» и

их различные варианты.

2.Игры, отражающие быт русского народа. Такие игры как: «Без соли - соль», «Домики»,

«Золотые ворота», «Заря-заряница», «Каравай», «Плетень», «Рыбак и рыбки»,, а также

различные их варианты.

3.Игры русских детей. К этому разделу относятся игры: «Городки», «Горелки», «Жмурки»,

«Ловишка», «Ляпка», «Прятки», «Третий – лишний», «Птички в гнездышках», «Отгадай, чей

голосок» и т. д.

4.Вечная борьба добра против зла. В этом разделе применяются игры: «Единоборство» (в

различных положениях, с различным инвентарем), «Цепи кованы», «Перетягивание каната»,

«Вытолкни за круг», «Вокруг стульев», «Солнце и луна», «Бои на бревне» и их различные

варианты.

по интенсивности используемых в игре движений:

1.Игры малой подвижности. Например: «Краски», «Море волнуется», «Малечина-калечина»,

«Ветер», «Цапля», «Перелизы» и т. д.

2.Игры средней интенсивности. Например: «Водяной», «У медведя во бору», «Лохматый пес» и

т. д.

3.Игры высокой интенсивности. Например: «Вышибало», «Северный и Южный верер»,

«Пятнашки», «Выше ноги от земли» и т. д.

по типу двигательного действия:

сюда относятся игры с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в

подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча. Например, «Шлепанки»,

«Большой мяч», «Волки во рву», «Cтрелок», «Гаккарис», «Классики» и т. д.

по содержанию и сложности построения игры:

по своему содержанию и структуре игры делятся на простые, переходящие и командные.

Наблюдается усложнение сюжета. Например: игры-эстафеты; условия игр предполагают

двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию

всех членов команды; игры без разделения команды - каждый играющий действует

самостоятельно в соответствии с правилами игр «Вершки-корешки», «Ловкий мяч», «Прыжки

со связанными ногами», «Тачки», «Узелок» и т. д.

по способу проведения:

сюда входят игры с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные,

бессюжетные. Например: «Липкие пеньки», «Невод», «Лошадки», «Ляпка», «Бубенцы» и т. д.

по видам спорта:

игры, включающие задания и упражнения, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу,

хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности.

Создание развивающей среды для игр имеет огромное значение для развития интереса

у детей к игре, вызывает у них желание играть самостоятельно. Чтобы закрепить интерес

к игре, и активировать деятельность используются методические приемы:

- Интересные атрибуты

- Призы

- Сюрпризы

- Сюрпризные моменты

- Соревнования

и дидактические приемы:

- Ознакомление с живой природой

- Вариативность

- Непосредственное участие

- Подбор игрового материала

- Поощрение, разъяснения, вопросы

Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно

только совместными усилиями родителей и педагога. Дети совсем не играют в подвижные

игры, на улице предоставлены сами себе, в выходные дни заняты конструированием,

рисованием, компьютером, чтением, телевизионные программы. Подвижные игры занимают

последнее место в этом списке. Это свидетельствует, о том, что дети не получают необходимой

физической нагрузки и двигательной активности в семье.



В раздел образования