Автор: Жукова Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: конспект урока
Тема: ПРИГОТОВЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНОЙ РУБЛЕННОЙ И КОТЛЕТНОЙ МАССЫ И ПОЛУФАБРИКАТОВ ИХ НИХ.
Раздел: среднее профессиональное
ПРИГОТОВЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНОЙ РУБЛЕННОЙ И КОТЛЕТНОЙ
МАССЫ И ПОЛУФАБРИКАТОВ ИХ НИХ.
Приготовление натуральной рубленной массы для бифштекса
Последовательность приготовления натурально-рубленого массы для
бифштекса
1. Мясо зачищают от пленок, сухожилий.
2. Нарезают мясо кубиками, примерно одинаковых размеров.
3. Раскладывают, кубики на доске и рубят их двумя одинаковыми
ножами, работая при этом одними запястьями рук, стараясь держать ножи
параллельно друг другу и не напрягать кисти.
В ходе рубки массу с краев переносят на середину, что позволяет
получить однородную структуру массы мяса.
4. Работают ножами до тех пор, пока фарш не получится требуемой
степени измельчения.
5. Добавляют в фарш соль, перец, молоко и выбивают его.
Задание 3. Приготовить полуфабрикаты из натурально-рубленной
массы
Приготовление полуфабрикатов из натурально-рубленой массы мяса
Бифштекс рубленый. Шпик нарезают кубиками. Измельченное мясо
соединяют
со
шпиком.
Порционируют.
Придают
полуфабрикату
приплюснуто-округлую форму толщиной 2 см.
Котлеты
натуральные
рубленые.
Готовят
фарш
из
баранины.
Порционируют. Придают полуфабрикатам овальную форму, смачивают в
льезоне и панируют в сухарях.
Шницель натуральный рубленый. Рубленую массу порционируют,
придают полуфабрикату овально-продолговатую форму, толщиной 1 см.
Смачивают в льезоне и панируют в сухарях.
Фрикадельки.
Рубленую массу соединяют с пассированным луком,
сырыми яйцами, вымешивают и разделяют на порции по 1-10 г в виде
шариков.
Люля-кебаб. Рубленую массу готовят из баранины, добавляют баранье
сало, репчатый лук, перец, соль, лимонную кислоту и маринуют в
холодильнике в течение 2-3 ч. Порционируют, придавая полуфабрикатам
форму маленьких колбасок, и накалывают их на шпажки по 2-3 штуки на 1
порцию.
Требования к качеству
Бифштекс рубленый должен иметь приплюснуто-округлую форму,
быть толщиной 1,5- 2 см. Поверхность полуфабриката должна быть
незаветренной, края выровнены. Запах должен соответствовать запаху
доброкачественного мяса со специями. На разрезе полуфабриката мясо
должно быть однородным с равномерным вкраплением кубиков шпика.
Котлеты натурально-рубленые должна иметь овально-приплюснутую
форму с одним заостренным концом, толщину 1-1,5 см. Их поверхность
должна быть равномерно закрыта панировочными сухарями.
Шницель
натуральный
рубленый
должен
иметь
овально-
приплюснутую форму, быть толщиной 1 см и иметь равномерно закрытую
панировочными сухарями поверхность
Фрикадельки должны иметь форму шариков массой 7-10 г. Их запах
должен соответствовать запаху доброкачественного мяса со специями.
Люля-кебаб должны иметь форму небольших колбасок с запахом лука
и специй.
Сроки хранения
Фарш мясной должен хранится не более 6 ч при температуре 2-6°С.
Задание 4. Приготовить котлетную массу и полуфабрикаты из нее
Приготовление котлетной массы и полуфабрикатов из нее
Материально-техническое оснащение
Оборудование:
мясорубка,
настольные
циферблатные
весы,
холодильники, производственные столы.
Инвентарь, инструменты, посуда: ножи поварские и доски разделочные
с маркировкой «МС», контейнеры для укладывания полуфабрикатов,
противни для рулета, тефтелей, лопатки.
Сырье: мясо, хлеб, молоко, перец, соль, панировочные сухари,
пшеничная мука, яйца, репчатый лук.
Последовательность технологических операций при приготовлении
котлетной массы
1. Обработка и подготовка сырья. Мясо зачищают от сухожилий и
пленок, нарезают небольшими кусками, моют. Хлеб замачивают в холодной
воде или молоке, репчатый лук очищают и моют, рис перебирают, моют,
варят рассыпчатую кашу. Яйца моют и варят вкрутую. Муку и панировочные
сухари просеивают.
2. Приготовление фарша. Котлетное мясо измельчают на мясорубке с
двойной решеткой, после чего измельченное мясо соединяют с замоченным
отжатым хлебом, пропущенным через мясорубку. Добавляют соль, перец,
перемешивают и выбивают массу.
Приготовление полуфабрикатов из котлетной массы
Котлеты и биточки. Котлетную массу взвешивают и рассчитывают,
сколько полуфабрикатов из нее выйдет. Развешивают всю котлетную массу
по частям для получения из каждой 10 полуфабрикатов котлет или биточков.
Затем эти части порционируют по-штучно. Панируют каждый полуфабрикат,
подсыпая просеянные сухари. После этого придают котлетам овально-
приплюснутую
форму с одним заостренным концом (длина полуфабриката 10-11 см,
ширина 5 см, толщина 1-2 см), а биточкам - приплюснуто-округлую форму
(толщина полуфабриката 2 см, диаметр 6 см). Готовые полуфабрикаты
равномерно панируют, сглаживают морщины, ломаные края и трещины.
Шницель.
Котлетную
массу
для
шницелей
взвешивают.
Затем
развешивают на части по 10 порций, а получившиеся части на порции.
Полуфабрикатам придают овально-приплюснутую форму толщиной 0,5.-1см.
Тефтели.
В
котлетную
массу,
предназначенную
для
тефтелей,
добавляют пассированный репчатый лук, а полученную массу перемешивают
и из нее готовят полуфабрикаты в форме шариков. Панируют их в муке.
Укладывают полуфабрикаты в противень. Тефтели можно приготовить с
рисом.
Рулет. Котлетную массу раскладывают тонким слоем на влажную
ткань, а на середину этого слоя помещают фарш. После этого края слоя
котлетной массы заворачивают так, чтобы один край находил на другой (рис.
2) и осторожно кладут полуфабрикат швом вниз. Поверхность его смазывают
льезоном, посыпают панировочными сухарями и прокалывают в нескольких
местах. Фарш для рулета может быть приготовлен из сваренных вкрутую яиц
и отварных макарон.
Зразы рубленые. На середину лепешки из котлетной массы толщиной 1
см
кладут
фарш,
заворачивают
ее
края,
придавая
полуфабрикату
соответствующую форму. Фарш для зраз рубленых может быть приготовлен
из сваренных вкрутую яиц и пассированного репчатого лука.
Требования к качеству
Котлетная масса должна быть однородной, сочной, иметь цвет розово-
серый, а запах - доброкачественного мяса со специями.
Котлеты и биточки должны быть без трещин и ломаных краев, иметь
равномерно панированную в пшеничных сухарях поверхность. На разломе не
должно быть видно сухожилий и кусочков хлеба. Запах - свойственный
доброкачественному мясу со специями. Котлеты должны иметь овально-
приплюснутую форму с одним заостренным концом, их толщина 1-1,5 см.
Форма биточков приплюснуто-округлая, толщина полуфабриката 1 см.
Шницель должен иметь овально-приплюснутую форму, толщину 0,5-1
см.
Зразы
рубленые
должны
быть
овальной
формы,
украшены
размельченной
зеленью
петрушки
и
посыпаны
пшеничными
пани-
ровочными сухарями.
Тефтели должны иметь форму шара, быть запанированными в
пшеничной муке, иметь запах доброкачественного мяса, специй и лука.
Сроки хранения
Хранят полуфабрикаты из натурально-рубленной массы мяса скота не
более 12 ч, а фарш не более 6 ч при температуре 2-6 °С.
План учебного занятия производственного обучения
Тема
Приготовление натуральной рубленной и котлетной массы и полуфабрикатов из неё
1.Цели:
Образовательная:
__
создать условия для изучения нового материала, с соблюдением т/б,
личной гигиены, санитарии_____
Воспитательная:
Создание условий прививания любви к профессии, бережному отношению к
продуктам, оборудованию
Развивающая:
Развить профессиональные умения, навыки, способности работы по ТК.
Тип урока:
формирование новых знаний и умений и их первичное закрепление.
Оснащение урока:
Инструкции по ТБ, Сборник рецептур блюд, ТК
Оборудование, инструменты, инвентарь:
производственные столы, моечные ванны, мясорубки,
фаршемешалка, мясорыхлитель, размолочный механизм, весы, холодильные камеры и шкафы, ножи, доски
разделочные, тяпки, мусат.
Продукты:
свинина, говядина, соль, специи, шпик, хлеб пшеничный, молоко, яйцо, лук р., сухари, рис.
Индексы осваиваемых компетенций: ПК ___
ОК 1-9
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Вводный инструктаж
1.Организация работы
Метод работы: Практический показ мастера с элементами самостоятельной работы
Самостоятельная работа обучающихся на рабочих местах под руководством мастера и
руководителя
2.Текущий инструктаж:
1.Оказание практической помощи при подготовке продуктов и расчете их на порции,
пользуясь сборником рецептур:
организация рабочего места в цехе, расчет продуктов на
порции, пользуясь ТК и сборником рецептур блюд, согласно заданию преподавателя и
меню.____________
2. Практическая помощь при приготовлении блюд по меню:
соблюдение технологии при
приготовлении блюд согласно меню, взвешивание, нарезка, доведение до вкуса, порционирование,
оформление и подача.
3. Контроль за соблюдением правил Т/Б, производственной санитарии и технологическим
процессом при приготовлении блюд по меню, за технологией приготовления блюд:
осуществление контроля в течении всего дня на производстве за технологическим процессом при
приготовлении блюд, согласно меню
4. Оказание практической помощи слабым обучающимся и выполняющим сложные
операции при приготовлении блюд по меню в рамках дуального обучения: оказание помощи в
расчете продуктов согласно меню, ТТК, подбор продуктов и ингредиентов, оказание помощи при
технологическом процессе приготовления блюд согласно заданиям.___
5. Доведение блюд до готовности и организация раздачи
бракераж готовых блюд, доведение
блюд до вкуса, требования к качеству, температура отпуска.
3. Практическое занятие по теме:
o
проверка готовности к уроку – 2-3 мин.
o
проверка санитарного состояния – 2 мин.
o
проведение инструктажа по охране труда и т/б – 5-7 мин.
Повторение изученного материала – 10 мин
Метод: Фронтальный опрос с использованием проблемных ситуаций.
1.
Какие продукты входят в состав котлетной массы? (мясо на мясорубке + хлеб замочен. в воде
на мясорубке + соль, перец + вода и вымешивают)
2.
Какие полуфабрикаты готовят из котлетной массы? (котлеты, биточки, шницели, тефтели,
зразы, рулет, фрикадельки, котлеты московские, киевские, домашние)
3.
Технология приготовления рубленой массы? (мясо+сало на мясорубке, соль, перец, вода)
4.
Какие полуфабрикаты готовят из рубленой массы? (бифштекс, котлеты, люля-кебаб, шницель,
котлеты полтавские)
Ход урока
Метод: Практический показ мастера с элементами самостоятельной работы обучающихся:
1.Составление ТК.
2.Организация рабочего места.
3. Подготовка оборудования, инвентаря.
4.Подготовка продуктов и дополнительных ингредиентов.
5.Взвешивание и изучение норм выхода.
6.Технологический процесс приготовления блюд и изделий.
7. Своевременность окончания работы, аккуратность, поддержание чистоты рабочего места.
8. Подведение итогов урока, отмечая положительные стороны и ошибки.
9.Уборка рабочего места, инвентаря, посуды, стола.
Закрепление темы
1. Практически
: повторение показанных преподавателем приемов, приготовление п/ф, готового блюда,
изделия.
2.Фронтально:
1.
Технология приготовления люля-кебаб? (Масса п/ф шницель натуральный рубленный?
2.
Что добавляют в рубленую массу при приготовлении котлет полтавских? (шпик кубиком,
чеснок)
3.
Какую форму имеет бифштекс рубленный?
4.
В чем отличия панирования шницеля натурального рубленного от шницеля из коллетной
массы?
5.
Что добавляют вместо хлеба в тефтели
4. Заключительный инструктаж:
Подведение итогов за день:
Выставление оценок: выводим оценку ставим в журнал
Домашнее задание: заполнить дневники, повторить пройденный материал
5. Работа с документацией:
____заполнение отчетов, дневников, заполнение журнала.___
6. Рефлексия:
Что нового я узнал……?