Напоминание

Программа дополнительного образования по обучению чтению "Грамотейка" для воспитанников 6-7 лет


Автор: Галикаева Люция Гатиятулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.п. Излучинск Нижневартовский район Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Программа дополнительного образования по обучению чтению "Грамотейка" для воспитанников 6-7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи Программы

4

1.3

Принципы обучения

4

1.4

Ожидаемые результаты освоения Программы

5

1.5

Педагогический мониторинг

5

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

5

2.1

Формы совместной деятельности

5

2.2

Методы организации образовательного процесса

5

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

6

3.1

Учебный план организации Программы

6

3.2

Организация развивающей предметно-пространственной среды

6

3.3

Учебно-тематический план реализации Программы.

7

З.4

Перспективный план занятий по обучению чтению

7

3.5

Программно-методическое обеспечение

11

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе методики Н.А. Зайцева «Обучение чтению детей дошкольного возраста».

Чтение

сложный

психофизиологический процесс.

В

его

акте

принимают

участие

различные

анализаторные

системы:

зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с

соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова – его прочитывание. Вследствие соотнесения

звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и

остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из

главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество

перед своим не умеющим читать сверстником.

Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно

было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только

ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и

согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для

более легкого запоминания графических элементов

– букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек,

карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время

проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой

культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса

речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения

навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для

усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым

внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются

трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни

не

будет

освоен.

Таким

образом,

необходимость

более

раннего,

чем

в

школьные

годы,

обучения

детей

чтению,

продиктована

потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития

ребенка.

Актуальность данной программы в ее здоровьесберегающей направленности, а именно в разработке таких методов и приемов обучения,

которые позволяли бы полноценно образовывать детей, сохраняя и укрепляя их здоровье. Техника чтения Зайцева даёт интенсивное

развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях чтения по методике Зайцева ребенок

должен достичь всего сам.

Общая методическая концепция заключается в том, что в основе обучения детей чтению лежит давно известный принцип обучения

чтению не по буквам или слогам, а по складам, так называемый «складовой» принцип чтения.

1.2 Цель и задачи Программы

Цель Программы: Обучение детей дошкольного возраста чтению.

Задачи Программы:

Познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по цвету, звучанию, величине, классифицировать их.

Уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова.

Легко и весело ввести ребенка в обучение чтению.

Развивать устную речь путем пропевания складов по таблице, кубикам.

Свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам.

Способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребёнка.

Привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению.

Развивать у детей внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, слух.

Воспитывать любовь к родному языку.

1.3

Принципы обучения

здоровьесбережения (всё занятие дети активно двигаются, максимально включена крупная моторика);

систематичности (непрерывность и регулярность занятий);

игровой (чтение по методике происходит только в игре);

наглядности (звенящие и стучащие кубики позволяют без излишних определений услышать и прочувствовать особенности звуков

русского языка);

повторяемости материала (повторение вырабатываемых навыков чтения);

сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение ребёнка к своим действиям);

эмоциональности;

самостоятельности (ребёнок сам должен правильно сложить кубики, чтобы получилось слово).

1.4 Ожидаемые результаты

чтение по складам;

«написание» слов (собирание) из кубиков и по таблицам;

систематизация знаний об окружающем мире;

обогащение активного словаря, более полное и глубокое представление об окружающем мире, о котором можно не только говорить,

ни и читать и «писать» (кубиками и по таблицам);

улучшение работы артикуляционного аппарата, развитие фонематического и музыкального слуха.

1.5

Педагогический мониторинг

Педагогический мониторинг проходит в форме игровых занятий. Итоговый контроль осуществляется в форме открытого занятия.

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1Формы совместной деятельности:

Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

Решение головоломок, разгадывание загадок.

Участие в викторинах.

2.2 Методы организации образовательного процесса:

Словесные методы обучения:

объяснение;

пропевание (звуков и складов).

Наглядные методы обучения:

показ кубиков, таблиц;

использование дополнительных пособий (иллюстрации, карточки, настольно - печатные игры);

показ способов действия.

Практические методы обучения:

совместная деятельность взрослого и детей;

самостоятельная детская деятельность.

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Учебный план организации Программы

Данная программа рассчитана на один год обучения и предназначена для детей 6-7 лет. Занятия построены на совместной деятельности

ребёнка и взрослого, проводятся 2 раза в неделю, с группой детей, с использованием таблиц и кубиков Н.А. Зайцева. Курс связан с

несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.

Возраст

Продолжительность

занятия

Периодичность в

неделю

Количество часов в

неделю

Количество часов в

месяц

Количество часов в

год

6-7 лет

25 мин.

2

50 мин.

3 часа 20 мин

22часа 30 мин

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Наглядный и дидактический инструментарий

«Кубики Заёцева»;

таблицы демонстрационные складовые;

дидактические игры для обучения чтению;

пособия «Пишу красиво», «Читай и пой» (автор Пятибратова Н.В.);

подборка загадок, пословиц и поговорок, скороговорок, стихов;

складовые картинки;

учебная аудиокассета с напевками всех складов.

3.3 Учебно-тематический план реализации Программы.

№ п/п

Наименование тем

Количество занятий

1

Введение. Знакомство с кубиками и таблицами. Песенка кубиков.

Озвучь кубик.

2

2

«Королевское имя»

2

3

Классификация

9

4

Игры

9

5

Поезда

4

6

Знакомство со складовыми картинками

2

7

Чтение складовых картинок, «письмо»

5

8

Собери слово

5

9

Собери слово из заданного количества кубиков

3

10

Соревнование

1

11

Чтение скороговорок

3

12

Чтение пословиц

1

13

Отгадывание загадок

4

14

Чтение стихотворений

2

15

Игра «Книжный магазин»

1

15

Викторина

1

Итого:

54

3.4 Перспективный план занятий по обучению чтению

№ занятия

Тема

Содержание

1

Знакомство с кубиками и

таблицами. Песенка

кубиков. Озвучь кубик.

Познакомить детей с правилами поведения на занятии, с кубиками, таблицей,

правилом игры: можно брать только 1 кубик. Познакомить с песней кубиков.

2

Знакомство с кубиками и

таблицами. Песенка

кубиков. Озвучь глухой

кубик.

Рассказ –пояснение, почему у кубиков коричневый и синий цвет.

Знакомство с правилами игры: можно брать только 1 кубик.

Д/и «Угадай какой кубик звучит?»

3

«Королевское имя»,

ударение

Закреплять с детьми названия кубиков. Д/и «Найди кубик, какой я назвала»

«Написать» свое имя кубиками - по таблице, имена мамы, папы, бабушки,

дедушки, сестренки или братишки.

Д/и «Найди такой же»

4

«Королевское имя»,

ударение

Закреплять с детьми названия кубиков. Д/и «Подойди к кубику, какой я назвала»

«Написать» свое имя кубиками - по таблице, имена мамы, папы, бабушки,

дедушки, сестренки или братишки, друзей.

Д/и «Какого кубика не стало?»

5

Классификация: знакомство

с кубиками (железные,

деревянные, золотые).

Песенка кубиков.

Повторить с детьми названия больших глухих кубиков.

Игра: в два обруча разложить деревянные и железные кубики, сравнить их

количество. Прочитать имя.

Д/и «Пойдем в гости», «Путаница»

6

Классификация: большие и

маленькие.

Повторить с детьми названия больших звонких кубиков.

Игра: разобрать кубики на большие и маленькие. Какие остались? (дать имена)

Д/и «Чудесный мешочек», «Имена»

7

Классификация: А-Я, игра

«Братишки-сестренки»,

«Зоопарк»

Знакомство с семьями ЛА-ЛЯ; БА-БЯ…

Д/и «Составь из кубиков названия к картинкам» (домашние животные)

Собрать названия животных, живущих в зоопарке из кубиков, написать по

таблице. Д/и «Кто пришел в гости?»

8

Классификация: У-Ю, игра

«Братишки-сестренки»,

«Зоопарк»

Знакомство с семьями ЛУ-ЛЮ; БУ-БЮ…

Д/и «Составь из кубиков названия к картинкам» (дикие животные)

Собрать названия животных, живущих в зоопарке из кубиков, написать по

таблице. Д/и «Кто пришел в гости?»

9

Классификация: О-Ё,

игра «Путешествие».

Попевка А-Я, О-Ё… с

ударением на «братиков»

Знакомство с семьями НО-НЁ…

Собрать всё, что нужно для путешествия: чемодан, юбка, футболка…

Знакомство с новой попевкой (ударяем «братиков»)

10

Классификация: Э-Е.

Игра «Путешествие».

Попевка А-Я, О-Ё… с

ударением на «сестричек»

Знакомство с семьями ЛЭ-ЛЕ… Работа над ударением.

Продолжаем собирать всё, что нужно для путешествия: одежда, обувь…

Заучивание новой попевки (ударяем «сестричек»)

11

Классификация: Ы-И.

Игра «Магазин».

Знакомство с семьями МЫ-МИ…

«Пишем» всё, что можно купить в магазине игрушек.

12

Классификация.

Игра «Булочная».

«Пишем» всё, что можно купить в булочной.

13

Классификация:

электроприборы

«Написать» кубиками и по таблице названия знакомых электроприборов.

14

Игра «Кочки», знакомство с

новыми попевками (во всю

длину таблицы)

Перед детьми на полу лежат разрезанные на склады слова в хаотичном порядке.

Надо наступая на «кочки-склады», собрать нужное слово, не провалившись в

«болото». Например: имена детей, предметы, которые брали в путешествие и т.д.

15

Игра «Кочки», новая

попевка (во всю длину

таблицы)

Перед детьми на полу лежат разрезанные на склады слова в хаотичном порядке.

Надо наступая на «кочки-склады», собрать нужное слово, не провалившись в

«болото».

16

Игра «Кочки» с буквой А.

Чтение слов, написанных по

таблице педагогом.

Кочки расположены по длине ковра. Задача: наступать только на кочки с буквой А

и читать их. Чтение слов, написанных педагогом по таблице и 2-х кубиков (зубы,

каша, лапа, пень и т.д.)

17

Игра «Кочки» из 1-ой

попевки (У-О-А-Э-Ы. НУ-

НО-НА-НЭ-НЫ и т.д.)

Кочки расположены по длине ковра. Задача: наступать только на кочки из 1-ой

попевки и читать их. Собрать любые слова на «А».

18

Игра «Деревья». Чтение

складовых картинок.

Собрать из кубиков и «написать» по таблице названия деревьев. Работа с

ударением.

19

Игра «Собери слова с

заданными кубиками»

Дать кубики, из которых можно собрать определенные слова. Ребенок должен

собрать как можно больше слов из этих кубиков. Работа с ударением.

20

Игра «Собери слова с

заданными кубиками»

Дать кубики, из которых можно собрать определенные слова. Ребенок должен

собрать как можно больше слов из этих кубиков. Работа с ударением.

21

Игра «Каша-суп»

Собрать из определённых кубиков слова на скорость. Работа с ударением.

22

Игра «Рыбки»

«Ловить» рыбок со словами магнитной удочкой, прочитать слова, «написать» по

таблице.

23

Поезд «А», игра

«Сардельки»

Собрать поезд из кубиков с гранями на «А». Затем поделить поезд на сегменты

(«сардельки») и прочитать с разноместным ударением.

24

Поезд «Я», игра

«Сардельки»

Собрать поезд из кубиков с гранями на «Я». Затем поделить поезд на сегменты

(«сардельки») и прочитать с разноместным ударением.

25

Поезд «О», игра

«Сардельки»

Собрать поезд из кубиков с гранями на «О». Затем поделить поезд на сегменты

(«сардельки») и прочитать с разноместным ударением.

26

Поезд «Ё», игра

«Сардельки»

Собрать поезд из кубиков с гранями на «Ё». Затем поделить поезд на сегменты

(«сардельки») и прочитать с разноместным ударением.

27

Знакомство со складовыми

картинками (на 2 склада) их

чтение и самостоятельное

собирание слов из кубиков

Познакомить детей со складовыми картинками. Чтение в виде соревнования, затем

каждый ребенок самостоятельно собирает любое слово из кубиков по своей

картинке.

28

Знакомство со складовыми

картинками (на 2 склада) их

чтение и самостоятельное

собирание слов из кубиков

Продолжить знакомить детей со складовыми картинками. Чтение в виде

соревнования, затем каждый ребенок самостоятельно собирает любое слово из

кубиков по своей картинке.

29

Чтение складовых картинок

Чтение картинок на определенные склады. Составление предложений по

картинкам. Работа с ударением.

30

Чтение складовых картинок

Чтение картинок на определенные склады. Составление предложений по

картинкам. Работа с ударением.

31

Чтение складовых картинок

Чтение картинок на определенные склады. Составление предложений по

картинкам. Работа с ударением.

32

Чтение складовых картинок

Чтение картинок на определенные склады. Составление предложений по

картинкам. Работа с ударением.

33

Чтение складовых картинок

Чтение картинок на определенные склады. Составление предложений по

картинкам. Работа с ударением.

34

Собери слова из кубиков по

картинкам

Прочитать картинки и собрать слова из кубиков.

35

Собери слова из кубиков по

картинкам

Прочитать картинки и собрать слова из кубиков.

36

Собери слова из кубиков по

картинкам

Прочитать картинки и собрать слова из кубиков.

37

Собери слова из кубиков по

картинкам

Прочитать картинки и собрать слова из кубиков.

38

Собери слова из кубиков по

картинкам

Прочитать картинки и собрать слова из кубиков.

39

Собери слова из заданного

количества кубиков

Дать кубики, из которых можно собрать определенные слова. Ребенок старается

собрать как можно больше слов из этих кубиков. Работа с ударением.

40

Собери слова из заданного

количества кубиков

Дать кубики, из которых можно собрать определенные слова. Ребенок старается

собрать как можно больше слов из этих кубиков. Работа с ударением.

41

Собери слова из заданного

количества кубиков

Дать кубики, из которых можно собрать определенные слова. Ребенок старается

собрать как можно больше слов из этих кубиков. Работа с ударением.

42

Соревнования: «Кто

быстрее соберет слова с

заданным количеством

кубиков»

«Письмо» из кубиков на скорость.

43

Чтение скороговорок

Чтение скороговорок по книге, «письмо» по таблице.

44

Чтение скороговорок

Чтение скороговорок по книге, «письмо» по таблице.

45

Чтение скороговорок

Чтение скороговорок по книге, «письмо» по таблице.

46

Чтение пословиц

Чтение пословиц по складовым карточкам, «письмо» по таблице и кубиками.

Дать кубики, из которых можно собрать определенные слова. Ребенок старается

собрать как можно больше слов из этих кубиков

47

Отгадывание загадок

«Написать» кубиками и по таблице все, что относиться к диким животным.

«Письмо» из кубиков на скорость.

48

Отгадывание загадок

«Написать» кубиками и по таблице все, что относится к домашним животным.

«Письмо» из кубиков на скорость.

49

Отгадывание загадок

«Написать» кубиками и по таблице все, что относится к фруктам.

«Письмо» из кубиков на скорость.

50

Отгадывание загадок

«Написать» кубиками и по таблице все, что относится к растениям.

«Письмо» из кубиков на скорость.

51

Чтение стихотворений

«Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

Чтение стихов по книге, «письмо» по таблице

52

Чтение стихотворений

Прочитать с детьми по таблице мягкие склады.

Составить из кубиков опорные слова

Д/и «Убери лишний кубик», «Замени кубик, чтоб получилось другое слово»

53

«Книжный магазин»

Прочитать с детьми по таблице мягкие склады.

Д/и «Книжный магазин». Дети выбирают книгу, «читают» её название и

составляют его из кубиков.

54

Викторина

«Письмо» из кубиков и по таблице по заданию воспитателя.

Самооценка результатов.

3.5

Программно-методическое обеспечение

1.

Кубики Зайцева. Комплект для дома, группы, класса. Учебное пособие. – СПб., 2012.

2.

Пятибратова Н.В. Учусь читать и писать. Игровой комплект. – ООО «Издательство Робинс», 2012.

3.

Пятибратова Н.В. Изучаю и запоминаю буквы. Игровой комплект с картинками-ассоциациями. - ООО «Издательство Робинс», 2012.



В раздел образования