Автор: Крылова Инна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: НРМДОБУ
Населённый пункт: ХМАО-Югра, Нефтеюганский район, сп. Каркатеевы
Наименование материала: учебная программа
Тема: Защита программы творческой мастерской по речевому развитию "Говорим, играя!"
Раздел: дошкольное образование
Я, Крылова Инна Юрьевна, работаю на группе раннего возраста.
№1
Представляю вашему вниманию программу творческой мастерской «Говорим,
играя!»
№2
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие
руки с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребёнок умнее…»
В. А Сухомлинский
Что побудило создать данную программу?
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорим, играя!»,
соотносится с тенденциями развития дополнительного образования в округе и
согласно Концепции развития дополнительного образования.
Еще в середине XX века было установлено, что уровень развития речи детей
напрямую зависит от формирования движений пальцев рук. Если движения
соответствуют возрасту, то и речь находится в пределах нормы.
Если
же
развитие движений пальцев отстает, задерживается и речевое развитие, хотя общая
моторика при этом может быть выше нормы. Даже нормально развивающему
ребенку в доречевом периоде не помешает массаж рук. Пальчиковые игры
развивают не только мелкую моторику и речь, но и умении слушать. Ребенок будет
учиться понимать смысл услышанного, улавливать ритм речи.
В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются
воспитательно - коррекционные мероприятия.
Основная идея состоит в том, чтобы сделать ребенка активным субъектом
игровой
деятельности,
что
способствует
повышению
речевой
активности,
познавательному, социальному и личностному развитию дошкольника.
Программа разработана на основе образовательной Программы НРМДОБУ
«Д/С «БУРАТИНО» по речевому разделу. Линия познания, которой основывается
на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищением миром;
развитию речи, умственных и творческих способностей.
№3
Цель программы: Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей
раннего возраста.
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства,
впечатления, используя речевые средства и элементарные формы общения;
Развивающие:
- Развивать речевые способности, творческо-игровой потенциал каждого ребёнка,
через пальчиковые игры.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
-
формировать
у
дошкольников
младшего
возраста
представления
о
нетрадиционном способе рисования - каплеграфии.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками и
совместной творческой деятельности.
№4
Программа «Говорим, играя!» рассчитана на детей раннего возраста 2-3 лет,
предполагает проведения одного занятия в две недели. Продолжительность занятия
10 минут. Общее количество занятий в год - 13.
Реализация программы проходила в рамках тематических недель по 11
темам и 2 темы на реализацию открытых мероприятий:
1.
«Я и мое здоровье»
2.
«Удивительный мир диких животных»
3.
«Семья и семейные традиции»
4.
«Народное творчество, игры и игрушки»
5.
«Мой дом»
6.
«Новогодние чудеса»
7.
«В гостях у сказки»
8.
«Почемучки»
9.
«Безопасность»
10. «Пальчики – наши друзья»
11. «Играй-повторяй»
12. «Растем здоровыми, активными, жизнерадостными»
13. «Пришла весна»
№5
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по
разделам:
1.
«Художественно –эстетическое развитие», где используется лепка,
конструирование из бумаги, рисование нетрадиционным способом- каплеграфия.
Постепенно овладевая всеми видами продуктивной деятельности у малышей
ручки становятся более умелыми, легко и свободно управляют инструментом,
развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию
связи рука-глаз.
2.
«Чтение художественной литературы», где знакомимся с русскими
народными сказками, потешками, стишками.
3.
«Познавательное развитие - математика», где при помощи пальчиковых
игр дети учатся считать, ориентироваться в пространстве.
4.
«Познавательное
развитие
-
природа»,
где
дети
знакомятся
с
предметами ближайшего окружения, природными и сезонными особенностями.
5.
«Социально – коммуникативное развитие», где дети знакомятся я
явлениями
общественной
жизни,
развиваются
умения
самоконтроля
и
саморегуляция своих действий, взаимоотношений с окружающими.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное
использование
наглядно-практических
методов
и
способов
организации
деятельности:
пальчиковые
игры,
потешки,
русские
народные
сказки
здоровьесберегающие технологии, нетрадиционное рисование, лепка, аппликация.
№6
Содержание данной программы осуществляется в соответствии со следующими
принципами:
Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию к специфике
возрастных особенностей, личностного развития детей раннего
возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное
обогащение содержания.
Принцип
системности
–
предполагающий
формирование
у
дошкольников представления об окружающем мире.
Принцип интегративности – предусматривающий возможность
использование содержания речевых умений и их реализацию в
разных видах деятельности.
№7
Ожидаемый результат:
Изменение в интеллектуальной сфере:
Усвоение знаний и умений предусмотренных программой;
Развитие любознательности, восприятия, воображения и мышления;
Расширение словарного запаса;
Изменения в эмоциональной сфере:
Формирование положительного отношения к окружающему миру;
Положительная мотивация в игровой деятельности;
Изменения в деятельно-практической сфере:
Положительная динамика мелкой моторики;
Обогащение опыта в игровой, творческой деятельности;
Расширение опыта социального взаимодействия (навыки работы в
группах, в парах).
Расширение представлений о нетрадиционном способе рисования -
каплеграфия.
Сроки реализации программы: 1год
Успешно апробирована в условиях нашего детского сада.
Спасибо за внимание.
№8
Для успешной реализации программы на первом этапе своей работы изучила
особенности организации, развивающей предметно- пространственной среды по
ФГОС ДО. Оперативно наполнила и организовала образовательное пространство
разнообразным материалом, оборудованием и инвентарем, тем самым обеспечив
игровую, двигательную, познавательную, творческую активность детей, учитывая
эмоциональное
благополучие
детей
во
взаимодействии
с
предметно-
пространственным окружением.
Ознакомилась с различными видами игр для развития речи и мелкой
моторики детей раннего возраста. Подобрала методический материал, составила
план реализации данной программы.
№9
Занятия в творческой мастерской выстроила и проводила в едином стиле:
Как пример, открытое мероприятие «Пальчики – наши друзья!»
Ритуал «Веселая погремушка»:
актуальность выбранного приема
В раннем возрасте успешен, как маневр для привлечения внимания и
заинтересованности к происходящему.
Вводная
мини-беседа
«Пальчики
-
наши
друзья!»
с
применением
наглядного материала по теме:
актуальность выбранного приема
В ходе беседы налаживается эмоциональный контакт, взаимодействие
происходит на основе мотивации, без принуждения, тем самым активизируя
диалогическую речь.
Пальчиковая игра:
актуальность выбранного приема
Таит в себе богатые возможности для развития гибкости пальцев и силы их
подвижности. Является важной частью в развитии мелкомоторных
способностей. В процессе игры ребенок чувствует себя полноправным
участником и испытывает положительные эмоции.
Здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, самомассаж при
помощи предметов)
актуальность выбранного приема
Оптимальный вариант развития мелкой моторики, как элемент снятия
утомления, связанное с сидением. Проводила в сочетании движений с речью
детей для повышения работоспособности, двигательной активности,
переключения на другой вид деятельности. Проговаривание слов
одновременно с движениями обладают рядом преимуществ: речь как бы
ритмизуется движениями, делается более эмоциональной, четкой, громкой.
Продуктивная
деятельность
(лепка,
конструирование,
рисование
нетрадиционным способом- каплеграфия»)
актуальность выбранного приема
Очень хорошо себя зарекомендовала в развитии мелкой моторики,
творческого потенциала.
№10
В
процессе
реализации
творческой
мастерской
проводилась
работа
с
родителями. В форме консультаций, памяток, видеороликов была представлена и
размещена информация для родителей, касающаяся развития речи и мелкой
моторики рук. Самые яркие моменты деятельности творческой мастерской
размещены на сайте детского сада.
Многие родители расспрашивали о занятиях, интересовались, что нового дети
узнали.
В целях развития речевых умений, мелкой моторики и творческого
потенциала в домашних условиях прислушивались к моим рекомендациям и с
удовольствием выполняли задания.
№11
Вывод:
В своей работе я старалась предоставить детям возможность испытать
удовольствие от игровой деятельности и творческого процесса, от того, что он что-
то сделал сам, учу тому, что любую игровую деятельность и любое действие
можно сделать с интересом.
Результаты с детьми наши таковы:
заметны положительные изменения
в интеллектуальной сфере:
Усвоение знаний и умений, предусмотренных программой;
Развитие любознательности, восприятия, воображения и мышления;
Расширение словарного запаса;
в эмоциональной сфере:
Формирование положительного отношения к окружающему миру;
Положительная мотивация в игровой деятельности;
в деятельно-практической сфере:
Положительная динамика мелкой моторики;
Обогащение опыта в игровой, творческой деятельности;
Расширение опыта социального взаимодействия (навыки работы в
группах, в парах).
Расширение представлений о нетрадиционном способе рисования -
каплеграфия (мы сделали с ними уже много работ, пусть еще совсем
неуклюжих, не совсем красивых, но зато это самое первое и самое
значимое творчество для детей и их родителей).
Библиографический список:
1.
Образовательная Программа НРМДОБУ «Д/С«БУРАТИНО».
2.
Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Владение речью
как средство общения. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
3.
Методы организации различных форм совместной деятельности детей и
взрослых по развитию мелкой моторики «СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ», 2021
4.
Батяева С.В., Савостьянова Альбом по развитию речи для самых маленьких
«Говорим правильно», 2020
5.
Новиковская О.А. Альбом по развитию малыша: мелкая моторика, речь,
внимание, память. – Москва: Издательство АСТ, 2020
6.
Даянова Д. Обучающие карточки «Запуск речи. Договорилки», 2020