Напоминание

Защита программы творческой мастерской по речевому развитию "Говорим, играя!"


Автор: Крылова Инна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: НРМДОБУ
Населённый пункт: ХМАО-Югра, Нефтеюганский район, сп. Каркатеевы
Наименование материала: учебная программа
Тема: Защита программы творческой мастерской по речевому развитию "Говорим, играя!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Я, Крылова Инна Юрьевна, работаю на группе раннего возраста.

№1

Представляю вашему вниманию программу творческой мастерской «Говорим,

играя!»

№2

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие

руки с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребёнок умнее…»

В. А Сухомлинский

Что побудило создать данную программу?

Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорим, играя!»,

соотносится с тенденциями развития дополнительного образования в округе и

согласно Концепции развития дополнительного образования.

Еще в середине XX века было установлено, что уровень развития речи детей

напрямую зависит от формирования движений пальцев рук. Если движения

соответствуют возрасту, то и речь находится в пределах нормы.

Если

же

развитие движений пальцев отстает, задерживается и речевое развитие, хотя общая

моторика при этом может быть выше нормы. Даже нормально развивающему

ребенку в доречевом периоде не помешает массаж рук. Пальчиковые игры

развивают не только мелкую моторику и речь, но и умении слушать. Ребенок будет

учиться понимать смысл услышанного, улавливать ритм речи.

В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются

воспитательно - коррекционные мероприятия.

Основная идея состоит в том, чтобы сделать ребенка активным субъектом

игровой

деятельности,

что

способствует

повышению

речевой

активности,

познавательному, социальному и личностному развитию дошкольника.

Программа разработана на основе образовательной Программы НРМДОБУ

«Д/С «БУРАТИНО» по речевому разделу. Линия познания, которой основывается

на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищением миром;

развитию речи, умственных и творческих способностей.

№3

Цель программы: Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей

раннего возраста.

Задачи:

Обучающие:

- Учить детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства,

впечатления, используя речевые средства и элементарные формы общения;

Развивающие:

- Развивать речевые способности, творческо-игровой потенциал каждого ребёнка,

через пальчиковые игры.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

-

формировать

у

дошкольников

младшего

возраста

представления

о

нетрадиционном способе рисования - каплеграфии.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками и

совместной творческой деятельности.

№4

Программа «Говорим, играя!» рассчитана на детей раннего возраста 2-3 лет,

предполагает проведения одного занятия в две недели. Продолжительность занятия

10 минут. Общее количество занятий в год - 13.

Реализация программы проходила в рамках тематических недель по 11

темам и 2 темы на реализацию открытых мероприятий:

1.

«Я и мое здоровье»

2.

«Удивительный мир диких животных»

3.

«Семья и семейные традиции»

4.

«Народное творчество, игры и игрушки»

5.

«Мой дом»

6.

«Новогодние чудеса»

7.

«В гостях у сказки»

8.

«Почемучки»

9.

«Безопасность»

10. «Пальчики – наши друзья»

11. «Играй-повторяй»

12. «Растем здоровыми, активными, жизнерадостными»

13. «Пришла весна»

№5

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по

разделам:

1.

«Художественно –эстетическое развитие», где используется лепка,

конструирование из бумаги, рисование нетрадиционным способом- каплеграфия.

Постепенно овладевая всеми видами продуктивной деятельности у малышей

ручки становятся более умелыми, легко и свободно управляют инструментом,

развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию

связи рука-глаз.

2.

«Чтение художественной литературы», где знакомимся с русскими

народными сказками, потешками, стишками.

3.

«Познавательное развитие - математика», где при помощи пальчиковых

игр дети учатся считать, ориентироваться в пространстве.

4.

«Познавательное

развитие

-

природа»,

где

дети

знакомятся

с

предметами ближайшего окружения, природными и сезонными особенностями.

5.

«Социально – коммуникативное развитие», где дети знакомятся я

явлениями

общественной

жизни,

развиваются

умения

самоконтроля

и

саморегуляция своих действий, взаимоотношений с окружающими.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное

использование

наглядно-практических

методов

и

способов

организации

деятельности:

пальчиковые

игры,

потешки,

русские

народные

сказки

здоровьесберегающие технологии, нетрадиционное рисование, лепка, аппликация.

№6

Содержание данной программы осуществляется в соответствии со следующими

принципами:

Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию к специфике

возрастных особенностей, личностного развития детей раннего

возраста.

Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное

обогащение содержания.

Принцип

системности

предполагающий

формирование

у

дошкольников представления об окружающем мире.

Принцип интегративности – предусматривающий возможность

использование содержания речевых умений и их реализацию в

разных видах деятельности.

№7

Ожидаемый результат:

Изменение в интеллектуальной сфере:

Усвоение знаний и умений предусмотренных программой;

Развитие любознательности, восприятия, воображения и мышления;

Расширение словарного запаса;

Изменения в эмоциональной сфере:

Формирование положительного отношения к окружающему миру;

Положительная мотивация в игровой деятельности;

Изменения в деятельно-практической сфере:

Положительная динамика мелкой моторики;

Обогащение опыта в игровой, творческой деятельности;

Расширение опыта социального взаимодействия (навыки работы в

группах, в парах).

Расширение представлений о нетрадиционном способе рисования -

каплеграфия.

Сроки реализации программы: 1год

Успешно апробирована в условиях нашего детского сада.

Спасибо за внимание.

№8

Для успешной реализации программы на первом этапе своей работы изучила

особенности организации, развивающей предметно- пространственной среды по

ФГОС ДО. Оперативно наполнила и организовала образовательное пространство

разнообразным материалом, оборудованием и инвентарем, тем самым обеспечив

игровую, двигательную, познавательную, творческую активность детей, учитывая

эмоциональное

благополучие

детей

во

взаимодействии

с

предметно-

пространственным окружением.

Ознакомилась с различными видами игр для развития речи и мелкой

моторики детей раннего возраста. Подобрала методический материал, составила

план реализации данной программы.

№9

Занятия в творческой мастерской выстроила и проводила в едином стиле:

Как пример, открытое мероприятие «Пальчики – наши друзья!»

Ритуал «Веселая погремушка»:

актуальность выбранного приема

В раннем возрасте успешен, как маневр для привлечения внимания и

заинтересованности к происходящему.

Вводная

мини-беседа

«Пальчики

-

наши

друзья!»

с

применением

наглядного материала по теме:

актуальность выбранного приема

В ходе беседы налаживается эмоциональный контакт, взаимодействие

происходит на основе мотивации, без принуждения, тем самым активизируя

диалогическую речь.

Пальчиковая игра:

актуальность выбранного приема

Таит в себе богатые возможности для развития гибкости пальцев и силы их

подвижности. Является важной частью в развитии мелкомоторных

способностей. В процессе игры ребенок чувствует себя полноправным

участником и испытывает положительные эмоции.

Здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, самомассаж при

помощи предметов)

актуальность выбранного приема

Оптимальный вариант развития мелкой моторики, как элемент снятия

утомления, связанное с сидением. Проводила в сочетании движений с речью

детей для повышения работоспособности, двигательной активности,

переключения на другой вид деятельности. Проговаривание слов

одновременно с движениями обладают рядом преимуществ: речь как бы

ритмизуется движениями, делается более эмоциональной, четкой, громкой.

Продуктивная

деятельность

(лепка,

конструирование,

рисование

нетрадиционным способом- каплеграфия»)

актуальность выбранного приема

Очень хорошо себя зарекомендовала в развитии мелкой моторики,

творческого потенциала.

№10

В

процессе

реализации

творческой

мастерской

проводилась

работа

с

родителями. В форме консультаций, памяток, видеороликов была представлена и

размещена информация для родителей, касающаяся развития речи и мелкой

моторики рук. Самые яркие моменты деятельности творческой мастерской

размещены на сайте детского сада.

Многие родители расспрашивали о занятиях, интересовались, что нового дети

узнали.

В целях развития речевых умений, мелкой моторики и творческого

потенциала в домашних условиях прислушивались к моим рекомендациям и с

удовольствием выполняли задания.

№11

Вывод:

В своей работе я старалась предоставить детям возможность испытать

удовольствие от игровой деятельности и творческого процесса, от того, что он что-

то сделал сам, учу тому, что любую игровую деятельность и любое действие

можно сделать с интересом.

Результаты с детьми наши таковы:

заметны положительные изменения

в интеллектуальной сфере:

Усвоение знаний и умений, предусмотренных программой;

Развитие любознательности, восприятия, воображения и мышления;

Расширение словарного запаса;

в эмоциональной сфере:

Формирование положительного отношения к окружающему миру;

Положительная мотивация в игровой деятельности;

в деятельно-практической сфере:

Положительная динамика мелкой моторики;

Обогащение опыта в игровой, творческой деятельности;

Расширение опыта социального взаимодействия (навыки работы в

группах, в парах).

Расширение представлений о нетрадиционном способе рисования -

каплеграфия (мы сделали с ними уже много работ, пусть еще совсем

неуклюжих, не совсем красивых, но зато это самое первое и самое

значимое творчество для детей и их родителей).

Библиографический список:

1.

Образовательная Программа НРМДОБУ «Д/С«БУРАТИНО».

2.

Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Владение речью

как средство общения. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

3.

Методы организации различных форм совместной деятельности детей и

взрослых по развитию мелкой моторики «СОВРЕМЕННЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ», 2021

4.

Батяева С.В., Савостьянова Альбом по развитию речи для самых маленьких

«Говорим правильно», 2020

5.

Новиковская О.А. Альбом по развитию малыша: мелкая моторика, речь,

внимание, память. – Москва: Издательство АСТ, 2020

6.

Даянова Д. Обучающие карточки «Запуск речи. Договорилки», 2020



В раздел образования