Напоминание

Методические рекомендации по преподаванию дисциплины Русский язык


Автор: Тимофеева Лидия Александровна
Должность: учитель Русского языка и Литературы
Учебное заведение: филиал МБОУ СОШ с. Святославка в селе Крийнички
Населённый пункт: Саратовская обл., Самойловский р-н, с. Крийнички.
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по преподаванию дисциплины Русский язык
Раздел: среднее образование





Назад




Методические рекомендации

по преподаванию

дисциплины Русский язык

Автор: Тимофеева Лидия

Александровна

Дисциплина

Русский

язык

как

средство

познания

действительности

обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,

развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки

самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Русский язык изучается в профессиональных образовательных организациях,

реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах

освоения

основной

образовательной

программы

на

базе

основного

общего

образования при подготовке специалистов среднего звена.

Учителю необходимо ознакомиться с профессиональными компетенциями,

установленными Федеральным государственным образовательным стандартом по

конкретной профессии (специальности) и, в соответствии с ним, определить наиболее

профессионально значимые темы учебной программы по дисциплине. Русский язык

предполагает

высокий

уровень

обучения

и

усвоения

учебного

материала.

Характерным является развитие и совершенствование способности и готовности к

речевому

взаимодействию

и

социальной

адаптации;

готовности

к

трудовой

деятельности, развитие навыков самоорганизации и саморазвития; информационных

умений и навыков, повышение уровня речевой культуры, орфографической и

пунктуационной

грамотности

с

ориентацией

на

будущую профессиональную

деятельность. Профильная направленность в обучении русскому языку, прежде всего,

достигается подбором дидактических единиц, непосредственным образом связанных с

конкретной профессией (специальностью).

В целях формирования культуры устной и письменной речи рекомендуется:

проводить

на

учебных,

факультативных

занятиях

специальную

работу,

направленную на полноценное восприятие обучающимися учебного текста и слова

преподавателя, которые являются не только основными источниками учебной

информации, но и образцами правильно оформленной речи;

использовать выразительное чтение вслух как один из приемов формирования

культуры устной речи, как средство эмоционального и логичного осмысления текста;

учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и

картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять

результаты самостоятельной работы с книгой, цитируемый материал, составлять

тезисы, конспекты, списки литературы;

проводить

систематическую

работу

по

обогащению

словарного

запаса

обучающихся, ознакомлению с лингвистической терминологией;

формировать умения составлять схемы, обобщающие таблицы, описывать,

характеризовать,

сравнивать,

анализировать

учебный

материал,

вести

диалог,

дискуссию, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в

них;

повышать культуру устной и письменной речи, логичность высказываний,

тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на

котором осуществляются обучение и воспитание в учреждении образования.

В процессе преподавания русского языка необходимо руководствоваться

следующим минимумом документов: программой, календарно-тематическим планом,

контрольно-измерительными материалами.

В результате изучения дисциплины Русский язык обучающийся должен:

знать/понимать:

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,

языковая норма, культура речи;

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические,

лексические,

грамматические,

орфографические

и

пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого

поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах

общения;

уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные

высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения

поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности

и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных

стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

использовать

основные

виды

чтения

(ознакомительно-изучающее,

ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-

научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе

представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

создавать

устные

и

письменные

монологические

и

диалогические

высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых

учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы

современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях

общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и

письменного текста;

использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной

ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития

интеллектуальных

и

творческих

способностей,

навыков

самостоятельной

деятельности;

самореализации,

самовыражения

в

различных

областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых

и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе

наблюдения за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности

к

речевому

взаимодействию,

межличностному

и

межкультурному

общению,

сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и

общественной жизни государства.

Обучение направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;

сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и

получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и

навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в

разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому

взаимодействию

и

взаимопониманию;

потребности

в

речевом

самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в

различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах

русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и

расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые

факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации

общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать

необходимую информацию;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и

развития

коммуникативной,

языковой

и

лингвистической

(языковедческой),

культуроведческой компетенций.

Коммуникативная

компетенция

овладение

всеми

видами

речевой

деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками

использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих

опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на

разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение

знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,

развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-

русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение

словарного

запаса

и

грамматического

строя

речи

учащихся;

формирование

способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться

различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения

национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-

культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета,

культурой межнационального общения.

Успех в преподавательской деятельности напрямую связан с серьезной

психологической, педагогической и методической подготовкой преподавателей, их

глубоким знанием специфики предмета и характера профессиональной деятельности

выпускников.

Одной из основных форм передачи обучающимся базовых и современных

знаний в области русского языка по-прежнему является чтение лекций. Лекции

дополняют материал, изложенный в учебнике, систематизируют его в соответствии с

учебной программой, позволяют акцентировать внимание обучающихся, изучающих

дисциплину, на узловых моментах, необходимых для формирования специалиста,

способствуют стимуляции активной познавательной деятельности, формированию

творческого и профессионального мышления.

Во

время

лекции

необходимо

использовать

различные

дополнительные

мультимедийные средства для демонстрации учебного материала, и одновременно

устно излагать и комментировать материал. Для чтения лекций также может быть

использован

компьютерный

класс,

а

мониторы

как

техническое

средство

индивидуального обучения.

Преподавателям, читающим дисциплину Русский язык, рекомендуется иметь

полный текст фондовых лекций, а также регулярно проводить открытые лекции с

целью передачи знаний молодым преподавателям. Это позволит повысить качество

учебного процесса и возможность контроля над объемом, ракурсом материала и его

строгим

соответствием

требованиям

федерального

государственного

образовательного стандарта, а также даст возможность постоянно совершенствовать

материал.

Отдельные проблемные лекции лучше проводить в форме беседы, т.е. с

элементами обратной связи. Данная форма предполагает такую обстановку, при

которой преподаватель и обучающиеся могут друг другу задавать уточняющие

вопросы, касающиеся особенностей рассматриваемой проблемы или ситуации, и

позволяет усилить активность обучающихся, сконцентрировать их внимание на

предлагаемом материале, укрепить контакт лектора с аудиторией.

При работе с обучающимися необходимо помнить и о воспитательном значении

лекций, в ходе которых необходимо приводить примеры, связанные с этическими

нормами и принципами поведения работников в процессе выполнения ими своих

профессиональных обязанностей, а также воспитывать чувство ответственности,

связанное

с

выбранной

профессией.

Преподавателю

следует

учитывать,

что

воспитывает все: обращение к обучающимся, глубокое знание предмета, общая

эрудиция, методика изложения материала, внешний вид, манера поведения, мимика.

Активной

формой

работы

преподавателя

с

обучающимися

являются

практические занятия, на которых обучающиеся имеют наибольший контакт с

преподавателем для отработки умений и навыков практической деятельности.

В целях совершенствования учебного процесса, активизации самостоятельной

работы обучающихся, повышения их интереса к изучаемому предмету, а также для

получения

дополнительной

информации,

занятия

целесообразно

проводить

в

активных формах, в виде выполнения тренировочных заданий, моделирования

проблемной ситуации.

Системное моделирование в учебном процессе в конечном итоге способствует

формированию умений, практических навыков и профессионального мышления, так

необходимого современному выпускнику.

Рекомендуется использование приемов закрепления: повторение, вопросы на

проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции.

Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов:

текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

Руководство работой обучающихся включает следующее:

Требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение

обучающихся методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор,

паузы, вычерчивание таблиц.

Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и

практических занятиях.

Использование приемов поддержания внимания — риторические вопросы,

шутки, ораторские приемы.

Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).

Методика практических занятий может быть различной, она зависит от

авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами

достигалась дидактическая цель.

Для вовлечения в образовательный процесс обучающихся рекомендуется

подготовка обучающимися сообщений, включающих в себя наряду с исследованием

конкретного теоретического вопроса обзоры прессы, Internet и др.

Виды, содержание и объём обучающих работ определяются преподавателем на

основе учебных программ, а также заданий из учебников, учебных пособий,

дидактических материалов и учебно-методических пособий с учётом требований

образовательного стандарта учебного предмета Русский язык.

При выполнении обучающих работ на учебных занятиях записывается тема

учебного занятия на той же строке, на которой записана дата.

Между видами работ в тетради пропускаются 4 строки (для выставления

отметки или словесной оценки учебных достижений обучающегося).

При выполнении различных видов работ обучающиеся должны соблюдать

красную строку, писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой

ручкой с пастой синего или фиолетового цвета. При выполнении рисунков, таблиц,

схем обучающиеся могут использовать простой и цветные карандаши.

Итоговые проверочные работы проверяются к следующему занятию (при

большом количестве тетрадей – через один-два занятия) у каждого обучающегося,

отметки выставляются в журнал учебной группы.

Обучающие работы проверяются выборочно, однако они должны быть

проверены у каждого обучающегося не менее одного раза в месяц.

При проверке обучающих и проверочных работ преподаватель зачёркивает

ошибку, надписывает правильный вариант выполнения задания ручкой с красными

чернилами

или

пастой

красного

цвета,

а

также

исправляет

допущенные

обучающимися

орфографические,

грамматические,

пунктуационные,

речевые,

текстовые ошибки.

По результатам проверки тетрадей, по усмотрению преподавателя, может быть

выставлена отметка в тетрадь, журнал учебной группы.

На

занятиях

русского

языка

проверяется

уровень

сформированности

лингвистической компетенции,

языковой компетенции (владение самим языком:

словарным

запасом,

грамматическим

строем,

нормами

литературного

языка),

коммуникативной компетенции (умение строить высказывание в соответствии с

речевой ситуацией). Поэтому, выбирая формы текущего и промежуточного контроля

на занятиях русского языка, предпочтение должно отдаваться заданиям, проверяющим

разные компетенции обучающихся.

В итоге можно отметить, что обучающийся достигает высшего уровня речевой

культуры, если обладает правильной и связной речью. Это значит, что он не только не

допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в

соответствии с целью общения.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники