Автор: Тимофеева Лидия Александровна
Должность: учитель Русского языка и Литературы
Учебное заведение: филиал МБОУ СОШ с. Святославка в селе Крийнички
Населённый пункт: Саратовская обл., Самойловский р-н, с. Крийнички.
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по преподаванию дисциплины Русский язык
Раздел: среднее образование
Методические рекомендации
по преподаванию
дисциплины Русский язык
Автор: Тимофеева Лидия
Александровна
Дисциплина
Русский
язык
как
средство
познания
действительности
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Русский язык изучается в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения
основной
образовательной
программы
на
базе
основного
общего
образования при подготовке специалистов среднего звена.
Учителю необходимо ознакомиться с профессиональными компетенциями,
установленными Федеральным государственным образовательным стандартом по
конкретной профессии (специальности) и, в соответствии с ним, определить наиболее
профессионально значимые темы учебной программы по дисциплине. Русский язык
предполагает
высокий
уровень
обучения
и
усвоения
учебного
материала.
Характерным является развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому
взаимодействию
и
социальной
адаптации;
готовности
к
трудовой
деятельности, развитие навыков самоорганизации и саморазвития; информационных
умений и навыков, повышение уровня речевой культуры, орфографической и
пунктуационной
грамотности
с
ориентацией
на
будущую профессиональную
деятельность. Профильная направленность в обучении русскому языку, прежде всего,
достигается подбором дидактических единиц, непосредственным образом связанных с
конкретной профессией (специальностью).
В целях формирования культуры устной и письменной речи рекомендуется:
проводить
на
учебных,
факультативных
занятиях
специальную
работу,
направленную на полноценное восприятие обучающимися учебного текста и слова
преподавателя, которые являются не только основными источниками учебной
информации, но и образцами правильно оформленной речи;
использовать выразительное чтение вслух как один из приемов формирования
культуры устной речи, как средство эмоционального и логичного осмысления текста;
учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и
картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять
результаты самостоятельной работы с книгой, цитируемый материал, составлять
тезисы, конспекты, списки литературы;
проводить
систематическую
работу
по
обогащению
словарного
запаса
обучающихся, ознакомлению с лингвистической терминологией;
формировать умения составлять схемы, обобщающие таблицы, описывать,
характеризовать,
сравнивать,
анализировать
учебный
материал,
вести
диалог,
дискуссию, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в
них;
повышать культуру устной и письменной речи, логичность высказываний,
тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на
котором осуществляются обучение и воспитание в учреждении образования.
В процессе преподавания русского языка необходимо руководствоваться
следующим минимумом документов: программой, календарно-тематическим планом,
контрольно-измерительными материалами.
В результате изучения дисциплины Русский язык обучающийся должен:
знать/понимать:
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого
поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах
общения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности
и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
использовать
основные
виды
чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-
научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
создавать
устные
и
письменные
монологические
и
диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития
интеллектуальных
и
творческих
способностей,
навыков
самостоятельной
деятельности;
самореализации,
самовыражения
в
различных
областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых
и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности
к
речевому
взаимодействию,
межличностному
и
межкультурному
общению,
сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства.
Обучение направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому
взаимодействию
и
взаимопониманию;
потребности
в
речевом
самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах
русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и
расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и
развития
коммуникативной,
языковой
и
лингвистической
(языковедческой),
культуроведческой компетенций.
Коммуникативная
компетенция –
овладение
всеми
видами
речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками
использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих
опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на
разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-
русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение
словарного
запаса
и
грамматического
строя
речи
учащихся;
формирование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-
культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета,
культурой межнационального общения.
Успех в преподавательской деятельности напрямую связан с серьезной
психологической, педагогической и методической подготовкой преподавателей, их
глубоким знанием специфики предмета и характера профессиональной деятельности
выпускников.
Одной из основных форм передачи обучающимся базовых и современных
знаний в области русского языка по-прежнему является чтение лекций. Лекции
дополняют материал, изложенный в учебнике, систематизируют его в соответствии с
учебной программой, позволяют акцентировать внимание обучающихся, изучающих
дисциплину, на узловых моментах, необходимых для формирования специалиста,
способствуют стимуляции активной познавательной деятельности, формированию
творческого и профессионального мышления.
Во
время
лекции
необходимо
использовать
различные
дополнительные
мультимедийные средства для демонстрации учебного материала, и одновременно
устно излагать и комментировать материал. Для чтения лекций также может быть
использован
компьютерный
класс,
а
мониторы
–
как
техническое
средство
индивидуального обучения.
Преподавателям, читающим дисциплину Русский язык, рекомендуется иметь
полный текст фондовых лекций, а также регулярно проводить открытые лекции с
целью передачи знаний молодым преподавателям. Это позволит повысить качество
учебного процесса и возможность контроля над объемом, ракурсом материала и его
строгим
соответствием
требованиям
федерального
государственного
образовательного стандарта, а также даст возможность постоянно совершенствовать
материал.
Отдельные проблемные лекции лучше проводить в форме беседы, т.е. с
элементами обратной связи. Данная форма предполагает такую обстановку, при
которой преподаватель и обучающиеся могут друг другу задавать уточняющие
вопросы, касающиеся особенностей рассматриваемой проблемы или ситуации, и
позволяет усилить активность обучающихся, сконцентрировать их внимание на
предлагаемом материале, укрепить контакт лектора с аудиторией.
При работе с обучающимися необходимо помнить и о воспитательном значении
лекций, в ходе которых необходимо приводить примеры, связанные с этическими
нормами и принципами поведения работников в процессе выполнения ими своих
профессиональных обязанностей, а также воспитывать чувство ответственности,
связанное
с
выбранной
профессией.
Преподавателю
следует
учитывать,
что
воспитывает все: обращение к обучающимся, глубокое знание предмета, общая
эрудиция, методика изложения материала, внешний вид, манера поведения, мимика.
Активной
формой
работы
преподавателя
с
обучающимися
являются
практические занятия, на которых обучающиеся имеют наибольший контакт с
преподавателем для отработки умений и навыков практической деятельности.
В целях совершенствования учебного процесса, активизации самостоятельной
работы обучающихся, повышения их интереса к изучаемому предмету, а также для
получения
дополнительной
информации,
занятия
целесообразно
проводить
в
активных формах, в виде выполнения тренировочных заданий, моделирования
проблемной ситуации.
Системное моделирование в учебном процессе в конечном итоге способствует
формированию умений, практических навыков и профессионального мышления, так
необходимого современному выпускнику.
Рекомендуется использование приемов закрепления: повторение, вопросы на
проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции.
Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов:
текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.
Руководство работой обучающихся включает следующее:
Требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение
обучающихся методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор,
паузы, вычерчивание таблиц.
Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и
практических занятиях.
Использование приемов поддержания внимания — риторические вопросы,
шутки, ораторские приемы.
Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).
Методика практических занятий может быть различной, она зависит от
авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами
достигалась дидактическая цель.
Для вовлечения в образовательный процесс обучающихся рекомендуется
подготовка обучающимися сообщений, включающих в себя наряду с исследованием
конкретного теоретического вопроса обзоры прессы, Internet и др.
Виды, содержание и объём обучающих работ определяются преподавателем на
основе учебных программ, а также заданий из учебников, учебных пособий,
дидактических материалов и учебно-методических пособий с учётом требований
образовательного стандарта учебного предмета Русский язык.
При выполнении обучающих работ на учебных занятиях записывается тема
учебного занятия на той же строке, на которой записана дата.
Между видами работ в тетради пропускаются 4 строки (для выставления
отметки или словесной оценки учебных достижений обучающегося).
При выполнении различных видов работ обучающиеся должны соблюдать
красную строку, писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой
ручкой с пастой синего или фиолетового цвета. При выполнении рисунков, таблиц,
схем обучающиеся могут использовать простой и цветные карандаши.
Итоговые проверочные работы проверяются к следующему занятию (при
большом количестве тетрадей – через один-два занятия) у каждого обучающегося,
отметки выставляются в журнал учебной группы.
Обучающие работы проверяются выборочно, однако они должны быть
проверены у каждого обучающегося не менее одного раза в месяц.
При проверке обучающих и проверочных работ преподаватель зачёркивает
ошибку, надписывает правильный вариант выполнения задания ручкой с красными
чернилами
или
пастой
красного
цвета,
а
также
исправляет
допущенные
обучающимися
орфографические,
грамматические,
пунктуационные,
речевые,
текстовые ошибки.
По результатам проверки тетрадей, по усмотрению преподавателя, может быть
выставлена отметка в тетрадь, журнал учебной группы.
На
занятиях
русского
языка
проверяется
уровень
сформированности
лингвистической компетенции,
языковой компетенции (владение самим языком:
словарным
запасом,
грамматическим
строем,
нормами
литературного
языка),
коммуникативной компетенции (умение строить высказывание в соответствии с
речевой ситуацией). Поэтому, выбирая формы текущего и промежуточного контроля
на занятиях русского языка, предпочтение должно отдаваться заданиям, проверяющим
разные компетенции обучающихся.
В итоге можно отметить, что обучающийся достигает высшего уровня речевой
культуры, если обладает правильной и связной речью. Это значит, что он не только не
допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в
соответствии с целью общения.