Напоминание

"Три поколения"


Автор: Гусева Татьяна Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 26
Населённый пункт: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, ст.Новолабинская
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Три поколения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 муниципального образования Усть-Лабинский район 352302, ст.Новолабинская ул.Калинина, 87 8(86135)36-5-19; е-mail:dsad26ustlab@ mail
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Тема: "Три поколения"
Подготовила:ст.воспитатель: Гусева Татьяна Васильевна
ст.Новолабинская

2014-2018гг.


Паспорт проекта

Наименование проекта:
«Три поколения» Название проекта «Три поколения» выбрано не случайно: в нем прослеживается тесная взаимосвязь трех поколений – современных детей, их родителей и ветеранов, участников ВОВ родной станицы. Проектнаправлен на пробуждение интереса к историко-героическому наследию Краснодарского края и станицы Новолабинской в годы Великой Отечественной Войны, на расширение и закрепление знаний о своей малой Родине, о её героях.
Статус проекта:
Муниципальный
Вид проекта
: информационно-исследовательский.
Разработчики проекта:
Коллектив МДОУ детский сад №26 : 1. В.Н.Коломийцева , заведующий МБДОУ 2. Гусева Т.В, старший воспитатель 3. Хаданович Н.В, музыкальный руководитель 4. Бороденко Н.Г, воспитатель 5. Дронова Н.А, воспитатель 6. Исаенко Л.А, воспитатель
Руководители проекта :
Заведующий МБДОУ № 26 Коломийцева Вера Николаевна
Старший воспитатель
МБДОУ № 2
6:
Гусева Татьяна Васильевна


Срок реализации:
2014-2018 г.г.
Источники финансирования :
Средства образовательного учреждения
Актуальность:
Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является, доступность , качество и эффективность происходят позитивные преобразования. Развитие образования требует активного применения инноваций, начиная с внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов (для дошкольных образовательных учреждений) и заканчивая созданием систем индивидуализации образовательных траекторий, поддержки отдельных категорий обучающихся, воспитанников, модернизации инфраструктуры и кадрового потенциала детских садов.
Для того чтобы обеспечить соответствие образовательной деятельности меняющимся требованиям общества к качеству образования, необходимо проводить работу по внедрению инноваций как в содержание образовательного процесса, так и в его организацию, кадровое и материально – техническое обеспечение. ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка. Но лишь при взаимодействии ДОУ, семьи и социальных партнеров могут быть решены все задачи воспитания и развития дошкольников. Одним из приоритетных направлений работы детского сада является создание условий для социально-коммуникативного, познавательного, художественно-эстетического развития дошкольников. В соответствии с актуальностью решения вопросов современного дошкольного образования, нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОУ, в связи с 70-тилетием победы нашей страны в войне, были поставлены цель и задачи реализации проекта «Три поколения», где главным примером служит педагог, семья, семейные традиции, условия, в которых живёт и развивается ребёнок, взаимодействие с социальными партнерами. День Победы – один из самых важных Российских праздников, этот праздник касается каждого жителя страны, он объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного. Люди не жалея своих жизней шли к победе, чтобы сохранить жизнь другим, чтобы сохранить родную землю. Все мы не вечны. Но так грустно, когда из жизни уходят люди, которые были свидетелями и участниками событий, вошедших в мировую историю. Мы говорим о ветеранах Великой отечественной войны - людях, которые своим самоотверженным героизмом и трудом создали эту историю. Этих замечательных людей становится все меньше и меньше с каждым годом. Всё реже блеск орденов и медалей на улицах городов и сел в День Победы, почти исчезли слезы радости от встреч однополчан. Вместе с ними уходят факты - крупицы истории, касающиеся войны 1941-1945 годов. Жизнью, которая есть у нас сейчас мы обязаны людям, которые, не жалея своих сил и жизней, боролись с фашистскими захватчиками. У молодого поколения есть здоровье, сила, будущее. Необходимо воспитывать уважение и гордость за героев войны, подарившим нам жизнь и свободу. В народе говорят: «Человек жив пока о нем помнят». Наш проект создает возможность воссоздать и сохранить историю всенародного подвига наших бабушек и дедов на примере наших героев-земляков. Мы ни в коем случае не должны потерять свою историю, мы должны знать своих героев в лицо. Во время Великой Отечественной Войны было много героев. Подвиги некоторых из них дошли до наших дней, а имена других, захороненных в братских
могилах, страна так и не узнала. Может быть, связывая воедино информацию, полученную из воспоминаний разных людей, удастся прояснить судьбу неизвестных героев.
Цель проекта:
Сформировать у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, восстановить утраченные связи между поколениями. Увековечение памяти погибших земляков - участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Оживить творческую и поисково-исследовательскую активность дошкольников через проектную деятельность. Создать альбом об участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны - родственниках и земляках: «Я помню, я горжусь...» и книгу- раскладушку «Наш земляк – Герой Советского Союза И.Ф. Рулев
Проблема
: Наблюдается недостаточность патриотического воспитания. У детей стали искажены представления о доброте, великодушии, прервалась связь поколений. Нестабильность в обществе требует вернуться к лучшим традициям народа, вековым корням, таким вечным понятиям, как любовь к семье, Родине. Если послевоенное поколение еще хранят «зерна» подвигов, из которых вырастают патриоты, то современное относится к патриотическому воспитанию поверхностно: большинство родителей определяет его как основу любви к родному краю, природе, близким людям, уважение к старшим. Низкая компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания не способствует полноценному становлению личности ребёнка как гражданина и патриота своей Родины.
Задачи проекта:
 Внедрять и активно использовать инновационные педагогические образовательные технологии в ДОУ  Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны: воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории; формировать чувство гордости за воинов-защитников; воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание быть похожими на них.
 Организовать беседы детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ (организация поисковой деятельности детей по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны)  Систематизировать собранный материал в виде книги-раскладушки;  Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.  Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах  Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;  Организовать сотрудничеств
о
с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств .
Предмет исследования:
Процесс формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
База исследования:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №26 ст.Новолабинская
Гипотеза:
Актуальность данного проекта продиктована стремлением сохранить память о земляках - участников Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых, необходимостью формирования в детях патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.
Участники проекта:
Воспитанники ДОУ Родители Педагоги ДОУ. Совет ветеранов
Партнеры:
семьи ветеранов Великой Отечественной Войны, родители воспитанников, работники дома культуры и библиотеки станицы Новолабинской
Направления работы:
 анализ существующей ситуации, определение точек роста, критериев оценивания и возможных рисков при реализации проекта (создание анализа);
 создание единого образовательного и воспитательного пространства для развития нравстсвенно-патриотического сознания и культуры детей дошкольного возраста, родителей и педагогов;  формирование общей культуры участников образовательного процесса;  проведение обучающих семинаров, деловых игр, тренингов для участников проекта;
Новизна:
Четкая интеграция образовательных областей в программе ФГОС, применение новых современных технологий: ИКТ, Интернет-ресурсы, исследовательская работа, различные техники и методики в художественном творчестве, речевом развитии, активное привлечение родителей – законных представителей к эффективной совместной деятельности.Совместная работа с советом ветеранов по сбору материалов о воинах-станичниках.
Новые формы реализации:
Совместная деятельность с родителями: посещение семей ветеранов ВОВ, сбор информации, создание буклетов, макетов , создание книги-раскладушки «Наш земляк – Герой Советского Союза И.Ф. Рулев», видеоинтервью. Участие в акции «Бессмертный полк».
Основные формы реализации проекта
Экскурсии, беседы и рассказы ,с использованием презентаций о герое Советского Союза, станичнике - Рулеве И.Ф.. Организация ООД, мини-музея «Три поколения», составление рассказов, проведение спортивного праздника «Наши защитники», оформление фотоальбома «Был солдатом папа, был солдатом дед»», творческие работы детей, конкурс домашних рисунков «День Победы», составление буклетов о ветеранах ВОВ и Герое Советского Союза –И.Ф.Рулев, встреча с родственниками И.Ф.Рулева –героя Советского Союза, просмотр видеофильма о посещении сына ( А.И.Рулева ) места, где отец совершил свой подвиг. Участие в конкурсе чтецов стихотворений о войне, диагностика родителей, консультации для родителей
Анализ деятельности ДОУ над проектом.

1. Деятельность педагогов
• Подготовка методических и дидактических материалов. • Проведение интересных тематических занятий, организация выставок. • Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы. • Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву", Л.Кассиль "Твои защитники", С.Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику.
• Индивидуальные и коллективные беседы о Великой Отечественной войне (показ презентаций) • Слушание песен военно- патриотической тематики. тематическое содержание книжного уголка. • Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Был солдатом папа, был солдатом дед» • Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков. • Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".
2. Деятельность детей
 Участие в конкурсах, праздниках, беседах.  Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.  Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами;  Рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.  Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники", "Моряки".
3. Деятельность родителей
 Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.  Рисование с детьми плакатов "Мы -за мир!".  Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем).  Написание очерков.  Изготовление гирлянды к памятнику Героям ВОВ  Участие в акции "Бессмертный полк"
Аннотация к проекту
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество. Сегодня важная роль отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей
гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек – участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству». Мы считаем, что основным условием нравственно – патриотического воспитания дошкольников является установление тесной взаимосвязи со старшим поколением. В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц - опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Мы опросили родителей детей старшего дошкольного возраста нужно ли в нашем детском саду проводить работу, посвященную теме ВОВ, и выяснили, что такая работа, по их мнению, должна быть. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать инновационный проект «Три поколения" Данный проект решает вопросы преемственности, передачу духовного богатства от старшего поколения к младшему в ходе организации и проведения совместных мероприятий ДОУ с советом ветеранов, ветеранами ВОВ, родителями. Проект «Три поколения" направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности.
Предполагаемый результат:
Реализация данного проекта будет способствовать формированию у дошкольников чувства уважения к ветеранам, гордости за свою Родину; улучшению детско-родительских отношений; осознанного отношения к празднованию Дня Победы, необходимости возлагать цветы к памятнику, чтить память павших героев.
Этапы реализации проекта:

Подготовительный
– сбор информации, работа с м е тод и ч е с ко й литературой, составление плана работы над проектом.

Практический –
реализация проекта.
Итоговый –
подведение результатов: оформление выставки, фотоальбома, музыкально – литературная композиция.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный  составление плана деятельности  сотрудничество с родителями  подбор музыкальных произведений на патриотическую тематику  подготовка цикла бесед: о Великой отечественной Войне; о герое Советского Союза Рулеве И.ф  сбор информации о ветеранах войны  оформление книги-раскладушки «Наш земляк – Герой Советского Союза И.Ф. Рулев  подготовка презентаций «Наши герои», «День Победы»  подбор литературных произведений о войне  оформление альбомов
2 этап – основной, организационно-практический
Работа с родителями  Информация в родительском уголке о проекте.  Индивидуальные и групповые консультации по организации выставки детского творчества «Я рисую мир»  Консультация «Как рассказать ребенку о войне? »  Папка-передвижка «Книга памяти»  Подбор детских книг в уголок на военную тему  Подборка детьми вместе с родителями исторического материала фотографий, писем) о ветеранах ВОВ и Герое Советского Союза – И.Ф. Рулеве (нашего станичника) принимавших участие в исторических боевых действиях . Работа с детьми. Экскурсия в библиотеку. Чтение и обсуждение произведений о войне. Рассматривание иллюстраций Индивидуальные беседы о Великой Отечественной Войне Разучивание стихов, песен о войне Изготовление открыток для ветеранов Оформление тематической выставки в книжном уголке. Презентация «День Победы» , "Наши -герои станичники".

3этап – заключительный
• Акция «Бессмертный полк»  Возложение гирлянды к памятнику воинам ВОВ. • Выставка рисунков «Салют Победы» • Презентация рукописной книги об участниках Великой отечественной войны Перспективный план реализации проекта №
Мероприятие проекта

Сроки

проведения

Ответственные

I этап - организационный
1 Обсуждение, постановка цели и задач проекта август 2014 Заведующий МБДОУ, ст.воспитатель 2 Выбор группы участников, распределение обязанностей август 2014 ст.воспитатель педагоги ДОУ 3 Составление плана мероприятий для реализации проекта август 2014 ст.воспитатель, педагоги ДОУ 4 Подбор методической литературы, определение источников информации для реализации проекта август- сентябрь 2014 ст.воспитатель 5 Создание условий для реализации проекта в ДОУ В течение реализации проекта ст.воспитатель, педагоги ДОУ Сбор информации об родственниках участвовавших в ВОВ и герое Советского Союза И.Ф.Рулеве. В течение реализации ст.воспитатель,
проекта педагоги ДОУ 6 Выбор критериев и показателей оценки результативности и эффективности реализации проекта август 2014 ст.воспитатель , педагоги ДОУ
II этап - реализация проекта
1 Участие в торжественных мероприятиях, посвященных 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов (муниципальный уровень) В течение года ст.воспитатель, педагоги ДОУ 2 Организация предметно - развивающей среды. Обновление уголков боевой Славы в группах "Никто не забыт и нечто не забыто", "Слава героям-землякам! ", "Летопись военных лет", "9 мая день Победы" и т. д. Сентябрь- март 2014-2015 гг. ст.воспитатель , педагоги ДОУ 3
Создание презентаций:
«Великая Отечественная война», «Герой Советского союза И.Ф.Рулев - наш земляк"» и т. д. В течение реализации проекта ст.воспитатель , педагоги ДОУ 4
Организация торжественных

встреч с ветеранами
«Не забудем их подвиг великий! » с приглашением ветеранов фронта и тружеников тыла. В течение реализации проекта ст.воспитатель , педагоги ДОУ 5 Проведение с детьми дошкольного возраста тематических занятий, бесед, встреч с участниками Великой Отечественной войны «Что такое героизм», «Дети в годы войны», «Мы помним героев», Экскурсии к памятнику воинам ВОВ В течение реализации проекта ст.воспитатель , педагоги ДОУ, совет ветеранов 6 Экскурсия в библиотеку Ноябрь – декабрь 2014 г. ст.воспитатель , педагоги ДОУ,
7 Организация фотовыставки "Мой дедушка -герой" апрель - май 2015г. ст.воспитатель , педагоги ДОУ, родители 8 Вернисаж творчества «Салют в честь праздника Победы», «Мы рисуем мир! », посвященного 70- летию Победы Апрель-май 2015гг. Ст.воспитатель, педагоги ДОУ, родители 9 Участие в муниципальном конкурсе детского рисунка май 2015 г. Заведующий ДОУ, педагоги ДОУ, родители 10 Экскурсия в музей «Боевой славы» Апрель 2015 г. Ст.воспитатель, педагоги ДОУ. 11 Проведение праздничных развлечений для детей, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне (совместно с участниками Великой Отечественной войны) Май Муз.руководитель педагоги ДОУ, родители 12 Музыкально-литературная встреча «Песни, с которыми мы победили» («Катюша», «Вставай, страна огромная», «Синий платочек» и т.д.) Март - май 2015 г. Муз.руководитель педагоги ДОУ, родители 13 Муниципальный конкурс чтецов «Победный май» май 2015 г. Заведующий ДОУ, педагоги ДОУ, родители 14 Чтение художественной литературы: С.Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран» Е.Благинина «Шинель» Л. Кассиль «Памятник советскому солдату» М. Пляцковский «Май сорок пятого года» А.Митяев «Мешок овсянки» А.Твардовский «Рассказ танкиста» В течение реализации проекта Педагоги ДОУ, родители
III этап
-
заключительный
15 Публикация на сайте ДОУ, в СМИ материалов проведения мероприятий. В течение реализации проекта Ст.воспитатель, педагоги ДОУ. 16 Мониторинг уровня развития дошкольников в соответствии реализацией задач проекта сентябрь 2015 Заведующий ДОУ, ст.воспитатель
17 Презентация проекта. Защит а проекта сентябрь 2015 Ст.воспитатель, педагоги ДОУ. 18 Оценка и анализ выполнения задач проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) сентябрь 2015 Заведующий ДОУ, Ст.воспитатель, педагоги ДОУ.
Дальнейшее развитие проекта:
-Продолжить работу по развитию проекта: -превратить работы по проекту в повседневную необходимость.
Распространение результатов:
-Трансляция опыта работы через Интернет.
Предполагаемые продукты проектной деятельности:
Повышение исследовательского интереса к изучению истории и судеб своих родных и соотечественников, ставших участниками и свидетелями Великой отечественной войны Пополнение знаний по истории Великой отечественной войны, периоде оккупации станицы Новолабинской , её героях. Привлечение к совместной работе родителей. Создание мини- музея «Три поколения». Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.). Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека. Работа над проектом продолжается и сегодня- собрать материал о том далеком времени, о жизни своих близких, приобщить ребенка к истории своей семьи- это задача взрослых. Но уже сейчас, глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память об исторических событиях и о героях Великой Отечественной войны будет жить.


В раздел образования