Автор: Гусева Татьяна Васильевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 26 Населённый пункт: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, ст.Новолабинская Наименование материала: Педагогический проект Тема: "Три поколения" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26
муниципального образования Усть-Лабинский район
352302, ст.Новолабинская ул.Калинина, 87
8(86135)36-5-19; е-mail:dsad26ustlab@ mail
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Тема: "Три поколения"
Подготовила:ст.воспитатель:
Гусева Татьяна Васильевна
ст.Новолабинская
2014-2018гг.
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Три поколения»
Название проекта «Три поколения» выбрано не случайно: в нем
прослеживается тесная взаимосвязь трех поколений – современных детей, их
родителей и ветеранов, участников ВОВ родной станицы. Проектнаправлен
на пробуждение интереса к историко-героическому наследию
Краснодарского края и станицы Новолабинской в годы Великой
Отечественной Войны, на расширение и закрепление знаний о своей малой
Родине, о её героях.
Статус проекта: Муниципальный
Вид проекта : информационно-исследовательский.
Разработчики проекта:
Коллектив МДОУ детский сад №26 :
1.
В.Н.Коломийцева , заведующий МБДОУ
2.
Гусева Т.В, старший воспитатель
3.
Хаданович Н.В, музыкальный руководитель
4.
Бороденко Н.Г, воспитатель
5.
Дронова Н.А, воспитатель
6.
Исаенко Л.А, воспитатель
Руководители проекта : Заведующий МБДОУ № 26 Коломийцева
Вера Николаевна
Старший воспитатель МБДОУ № 2 6: Гусева Татьяна Васильевна
Срок реализации: 2014-2018 г.г.
Источники финансирования : Средства образовательного учреждения
Актуальность:
Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной
системе нашего государства. В современной дошкольной педагогике в
условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными
направлениями которой является, доступность
,
качество и эффективность
происходят позитивные преобразования.
Развитие образования требует активного применения инноваций, начиная с
внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов
(для
дошкольных
образовательных
учреждений)
и
заканчивая
созданием
систем
индивидуализации
образовательных
траекторий,
поддержки
отдельных
категорий
обучающихся,
воспитанников,
модернизации
инфраструктуры и кадрового потенциала детских садов.
Для того чтобы обеспечить соответствие образовательной деятельности
меняющимся
требованиям
общества
к
качеству
образования,
необходимо
проводить
работу
по
внедрению
инноваций
как
в
содержание
образовательного процесса, так и в его организацию, кадровое и материально
– техническое обеспечение.
ДОУ
являясь
открытой
социальной
системой,
не
может
быть
вне
процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к
качеству
образовательных
услуг
по
различным
направлениям
развития
и
воспитания ребенка. Но лишь при взаимодействии ДОУ, семьи и социальных
партнеров
могут
быть
решены
все
задачи
воспитания
и
развития
дошкольников.
Одним
из
приоритетных
направлений
работы
детского
сада
является
создание
условий
для
социально-коммуникативного,
познавательного,
художественно-эстетического развития дошкольников.
В
соответствии
с
актуальностью
решения
вопросов
современного
дошкольного
образования,
нравственно-патриотического
воспитания
дошкольников в ДОУ, в связи с 70-тилетием победы нашей страны в войне,
были поставлены цель и задачи реализации проекта «Три поколения», где
главным примером служит педагог, семья, семейные традиции, условия, в
которых
живёт
и
развивается
ребёнок,
взаимодействие
с
социальными
партнерами.
День
Победы
–
один
из
самых
важных
Российских
праздников,
этот
праздник
касается
каждого
жителя
страны,
он
объединяет
поколения
и
заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного. Люди не
жалея своих жизней шли к победе, чтобы сохранить жизнь другим, чтобы
сохранить родную землю.
Все мы не вечны. Но так грустно, когда из жизни уходят люди, которые
были свидетелями и участниками событий, вошедших в мировую историю.
Мы говорим о ветеранах Великой отечественной войны - людях, которые
своим самоотверженным героизмом
и трудом создали эту историю. Этих
замечательных людей становится все меньше и меньше с каждым годом. Всё
реже блеск орденов и медалей на улицах городов и сел в День Победы, почти
исчезли слезы радости от встреч однополчан. Вместе с ними уходят факты -
крупицы истории, касающиеся войны 1941-1945 годов.
Жизнью, которая есть у нас сейчас мы обязаны людям, которые, не
жалея
своих
сил
и
жизней,
боролись
с
фашистскими
захватчиками.
У
молодого поколения есть здоровье, сила, будущее. Необходимо воспитывать
уважение и гордость за героев войны, подарившим нам жизнь и свободу. В
народе говорят: «Человек жив пока о нем помнят». Наш проект создает
возможность воссоздать и сохранить историю всенародного подвига наших
бабушек и дедов на примере наших героев-земляков. Мы ни в коем случае не
должны потерять свою историю, мы должны знать своих героев в лицо. Во
время Великой Отечественной Войны было много героев. Подвиги некоторых
из них дошли до наших дней, а имена других, захороненных в братских
могилах, страна так и не узнала. Может быть, связывая воедино информацию,
полученную
из
воспоминаний
разных
людей,
удастся
прояснить
судьбу
неизвестных героев.
Цель проекта:
Сформировать у детей чувства исторической сопричастности к своему роду,
восстановить утраченные связи между поколениями.
Увековечение памяти погибших земляков - участников Великой
Отечественной войны и тружеников тыла.
Оживить творческую и поисково-исследовательскую активность
дошкольников через проектную деятельность.
Создать альбом об участниках и тружениках тыла Великой Отечественной
войны - родственниках и земляках: «Я помню, я горжусь...» и книгу-
раскладушку «Наш земляк – Герой Советского Союза И.Ф. Рулев
Проблема :
Наблюдается недостаточность патриотического воспитания.
У детей стали
искажены представления о доброте, великодушии, прервалась связь
поколений.
Нестабильность в обществе требует вернуться к лучшим традициям народа,
вековым корням, таким вечным понятиям, как любовь к семье, Родине.
Если послевоенное поколение еще хранят «зерна» подвигов, из которых
вырастают патриоты, то современное относится к патриотическому
воспитанию поверхностно: большинство родителей определяет его как
основу любви к родному краю, природе, близким людям, уважение к
старшим. Низкая компетентность родителей в вопросах патриотического
воспитания не способствует полноценному становлению личности ребёнка
как гражданина и патриота своей Родины.
Задачи проекта:
Внедрять и активно использовать инновационные педагогические
образовательные технологии в ДОУ
Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство
благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны: воспитывать
любовь к Родине, интерес к ее героической истории; формировать чувство
гордости за воинов-защитников; воспитывать любовь и уважение к ветеранам
войны, вызывать желание быть похожими на них.
Организовать беседы детей с родителями о родственниках-участниках
ВОВ (организация поисковой деятельности детей по сбору информации о
родственниках-участниках Великой Отечественной войны)
Систематизировать собранный материал в виде книги-раскладушки;
Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов
во время Великой Отечественной войны.
Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов,
составление рассказов о ветеранах
Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы
детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;
Организовать сотрудничеств о с родителями, оказывать поддержку и
содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств
.
Предмет исследования:
Процесс формирования нравственно-патриотических чувств у детей
дошкольного возраста.
База исследования:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №26
ст.Новолабинская
Гипотеза:
Актуальность данного проекта продиктована стремлением сохранить память
о земляках - участников Великой Отечественной войны, погибших и
оставшихся в живых, необходимостью формирования в детях патриотизма и
чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих
земляков.
Участники проекта:
Воспитанники ДОУ
Родители
Педагоги ДОУ.
Совет ветеранов
Партнеры: семьи ветеранов Великой Отечественной Войны, родители
воспитанников, работники дома культуры и библиотеки станицы
Новолабинской
Направления работы:
анализ существующей ситуации, определение точек роста, критериев
оценивания и возможных рисков при реализации проекта (создание
анализа);
создание единого образовательного и воспитательного пространства для
развития нравстсвенно-патриотического сознания и культуры детей
дошкольного возраста, родителей и педагогов;
формирование общей культуры участников образовательного процесса;
проведение обучающих семинаров, деловых игр, тренингов для
участников проекта;
Новизна: Четкая интеграция образовательных областей в программе ФГОС,
применение
новых
современных
технологий:
ИКТ,
Интернет-ресурсы,
исследовательская работа, различные техники и методики в художественном
творчестве, речевом развитии, активное привлечение родителей – законных
представителей к эффективной совместной деятельности.Совместная работа
с советом ветеранов по сбору материалов о воинах-станичниках.
Новые формы реализации:
Совместная деятельность с родителями: посещение семей ветеранов ВОВ,
сбор информации, создание буклетов, макетов , создание книги-раскладушки
«Наш земляк – Герой Советского Союза И.Ф. Рулев»,
видеоинтервью. Участие в акции «Бессмертный полк».
Основные формы реализации проекта
Экскурсии, беседы и рассказы ,с использованием презентаций о герое
Советского Союза, станичнике - Рулеве И.Ф..
Организация ООД, мини-музея «Три поколения», составление рассказов,
проведение спортивного праздника «Наши защитники», оформление
фотоальбома «Был солдатом папа, был солдатом дед»», творческие работы
детей, конкурс домашних рисунков «День Победы», составление буклетов о
ветеранах ВОВ и Герое Советского Союза –И.Ф.Рулев, встреча с
родственниками И.Ф.Рулева –героя Советского Союза, просмотр
видеофильма о посещении сына ( А.И.Рулева ) места, где отец совершил
свой подвиг. Участие в конкурсе чтецов стихотворений о войне,
диагностика родителей, консультации для родителей
Анализ деятельности ДОУ над проектом.
1. Деятельность педагогов
• Подготовка методических и дидактических материалов.
• Проведение интересных тематических занятий, организация выставок.
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования
учебной программы.
• Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву",
Л.Кассиль "Твои защитники", С.Михалков "День Победы", заучивание стихов
к празднику.
• Индивидуальные и коллективные беседы о Великой Отечественной войне
(показ презентаций)
• Слушание песен военно- патриотической тематики.
тематическое содержание книжного уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов
«Был солдатом папа, был солдатом дед»
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск,
памятников воинам, обелисков.
• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский
"Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков",
Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".
2. Деятельность детей
Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок
на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе,
дружбе и товариществе, предложенных педагогами;
Рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным
произведениям.
Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники", "Моряки".
3. Деятельность родителей
Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
Рисование с детьми плакатов "Мы -за мир!".
Подборка детьми вместе с родителями исторического материала
(фотографий, писем).
Написание очерков.
Изготовление гирлянды к памятнику Героям
ВОВ
Участие в акции "Бессмертный полк"
Аннотация к проекту
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
называет
одним
из
основных
принципов
дошкольного
образования: приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям
семьи, общества и государства.
В
доступных
для
детского
возраста
границах,
подчеркивают
важность
знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для
людей.
В
то
же
время
детям
важно
учиться
восхищаться
мужеством
и
героизмом
народа,
защитившего
свою
Родину;
переживать
свою
сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой
Победы, гордость за свое Отечество.
Сегодня
важная роль отведена дошкольному образованию, так как
именно
в
дошкольном
возрасте
формируются
основные
нравственные
качества
ребенка.
В
связи
с
этим
перед
педагогами
дошкольного
образовательного
учреждения
стоит
задача
формирования
у
детей
гражданственности,
чувства
любви
и
гордости
за
свою
Родину
через
построение
оптимальной
педагогической
системы,
направленной
на
формирование
гражданско-патриотических
качеств
дошкольников
с
использованием
современных
технологий.
Одним
из
наиболее
эффективных
методов
патриотического
воспитания
является
проектная
деятельность,
позволяющая
создать
естественную
ситуацию
общения
и
практического взаимодействия детей и взрослых.
В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из
жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек – участников Великой
Отечественной
Войны,
их
фронтовых
и
трудовых
подвигов)
необходимо
привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «Любовь к
Отечеству».
Мы
считаем,
что
основным
условием
нравственно
–
патриотического воспитания дошкольников является установление тесной
взаимосвязи
со
старшим
поколением.
В
преддверии
празднования
Дня
Победы
с
детьми
провели
блиц
-
опрос
по
выявлению
знаний
и
представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют очень скудные
знания о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о
причинах возникновения праздника. Мы опросили родителей детей старшего
дошкольного возраста нужно ли в нашем детском саду проводить работу,
посвященную теме ВОВ, и выяснили, что такая работа, по их мнению,
должна быть.
Таким
образом,
было
принято
решение
разработать
и
реализовать
инновационный проект «Три поколения"
Данный проект решает вопросы преемственности, передачу духовного
богатства
от
старшего
поколения
к
младшему
в
ходе
организации
и
проведения совместных мероприятий ДОУ с советом ветеранов, ветеранами
ВОВ, родителями.
Проект «Три поколения" направлен не только на создание условий для
формирования представлений детей об истории Российского государства в
годы
Великой
Отечественной
войны,
но
также
он
призван
дать
детям
возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах
деятельности.
Предполагаемый результат:
Реализация
данного
проекта
будет
способствовать
формированию
у
дошкольников
чувства
уважения
к
ветеранам,
гордости
за
свою
Родину;
улучшению
детско-родительских
отношений;
осознанного
отношения
к
празднованию Дня Победы, необходимости возлагать цветы к памятнику,
чтить память павших героев.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный –
сбор
информации,
работа
с
м е тод и ч е с ко й
литературой, составление плана работы над проектом.
Практический – реализация проекта.
Итоговый – подведение результатов: оформление выставки, фотоальбома,
музыкально – литературная композиция.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
составление плана деятельности
сотрудничество с родителями
подбор музыкальных произведений на патриотическую тематику
подготовка цикла бесед: о Великой отечественной Войне; о герое
Советского Союза Рулеве И.ф
сбор информации о ветеранах войны
оформление книги-раскладушки «Наш земляк – Герой Советского
Союза И.Ф. Рулев
подготовка презентаций «Наши герои», «День Победы»
подбор литературных произведений о войне
оформление альбомов
2 этап – основной, организационно-практический
Работа с родителями
Информация в родительском уголке о проекте.
Индивидуальные и групповые консультации по организации выставки
детского творчества «Я рисую мир»
Консультация «Как рассказать ребенку о войне? »
Папка-передвижка «Книга памяти»
Подбор детских книг в уголок на военную тему
Подборка детьми вместе с родителями исторического материала
фотографий, писем) о ветеранах ВОВ и Герое Советского Союза – И.Ф.
Рулеве (нашего станичника) принимавших участие в исторических
боевых действиях
.
Работа с детьми.
Экскурсия в библиотеку.
Чтение и обсуждение произведений о войне.
Рассматривание иллюстраций
Индивидуальные беседы о Великой Отечественной Войне
Разучивание стихов, песен о войне
Изготовление открыток для ветеранов
Оформление тематической выставки в книжном уголке.
Презентация «День Победы» , "Наши -герои станичники".
3этап – заключительный
• Акция «Бессмертный полк»
Возложение гирлянды к памятнику воинам ВОВ.
• Выставка рисунков «Салют Победы»
•
Презентация
рукописной
книги
об
участниках
Великой
отечественной
войны
Перспективный план реализации проекта
№
Мероприятие проекта
Сроки
проведения
Ответственные
I этап - организационный
1
Обсуждение, постановка цели и
задач проекта
август
2014
Заведующий
МБДОУ,
ст.воспитатель
2
Выбор группы участников,
распределение обязанностей
август
2014
ст.воспитатель
педагоги ДОУ
3
Составление плана мероприятий для
реализации проекта
август
2014
ст.воспитатель,
педагоги ДОУ
4
Подбор методической литературы,
определение источников
информации для реализации проекта
август-
сентябрь
2014
ст.воспитатель
5
Создание условий для реализации
проекта в ДОУ
В течение
реализации
проекта
ст.воспитатель,
педагоги ДОУ
Сбор информации об родственниках
участвовавших
в
ВОВ
и
герое
Советского Союза И.Ф.Рулеве.
В течение
реализации
ст.воспитатель,
проекта
педагоги ДОУ
6
Выбор критериев и показателей
оценки результативности и
эффективности реализации проекта
август
2014
ст.воспитатель
,
педагоги ДОУ
II этап - реализация проекта
1
Участие в торжественных
мероприятиях, посвященных 70-
летию Победы в Великой
Отечественной войне 1941 -1945
годов (муниципальный уровень)
В течение
года
ст.воспитатель,
педагоги ДОУ
2
Организация предметно -
развивающей среды. Обновление
уголков боевой Славы в группах
"Никто не забыт и нечто не забыто",
"Слава героям-землякам! ",
"Летопись военных лет",
"9 мая день Победы" и т. д.
Сентябрь-
март
2014-2015
гг.
ст.воспитатель
,
педагоги ДОУ
3
Создание презентаций:
«Великая Отечественная война»,
«Герой Советского союза И.Ф.Рулев
- наш земляк"» и т. д.
В течение
реализации
проекта
ст.воспитатель
,
педагоги ДОУ
4
Организация торжественных
встреч с ветеранами
«Не забудем их подвиг великий! »
с приглашением ветеранов фронта и
тружеников тыла.
В течение
реализации
проекта
ст.воспитатель
,
педагоги ДОУ
5
Проведение с детьми дошкольного
возраста тематических занятий,
бесед, встреч с участниками
Великой Отечественной войны
«Что такое героизм»,
«Дети в годы войны»,
«Мы помним героев»,
Экскурсии к памятнику воинам
ВОВ
В течение
реализации
проекта
ст.воспитатель
,
педагоги ДОУ,
совет ветеранов
6
Экскурсия в библиотеку
Ноябрь –
декабрь
2014 г.
ст.воспитатель
,
педагоги ДОУ,
7
Организация фотовыставки "Мой
дедушка -герой"
апрель -
май 2015г.
ст.воспитатель
,
педагоги ДОУ,
родители
8
Вернисаж творчества «Салют в
честь праздника Победы», «Мы
рисуем мир! », посвященного 70-
летию Победы
Апрель-май
2015гг.
Ст.воспитатель,
педагоги ДОУ,
родители
9
Участие в муниципальном
конкурсе детского рисунка
май 2015 г.
Заведующий ДОУ,
педагоги ДОУ,
родители
10
Экскурсия в музей «Боевой славы»
Апрель
2015 г.
Ст.воспитатель,
педагоги ДОУ.
11
Проведение праздничных
развлечений для детей,
посвященных Дню Победы в
Великой Отечественной войне
(совместно с участниками Великой
Отечественной войны)
Май
Муз.руководитель
педагоги ДОУ,
родители
12
Музыкально-литературная встреча
«Песни, с которыми мы победили»
(«Катюша», «Вставай, страна
огромная», «Синий платочек» и т.д.)
Март - май
2015 г.
Муз.руководитель
педагоги ДОУ,
родители
13
Муниципальный конкурс чтецов
«Победный май»
май 2015 г.
Заведующий ДОУ,
педагоги ДОУ,
родители
14
Чтение художественной
литературы:
С.Алексеев «Первая колонна»,
«Первый ночной таран»
Е.Благинина «Шинель»
Л. Кассиль «Памятник советскому
солдату»
М. Пляцковский «Май сорок пятого
года»
А.Митяев «Мешок овсянки»
А.Твардовский «Рассказ танкиста»
В течение
реализации
проекта
Педагоги ДОУ,
родители
III этап - заключительный
15
Публикация на сайте ДОУ, в СМИ
материалов проведения
мероприятий.
В течение
реализации
проекта
Ст.воспитатель,
педагоги ДОУ.
16
Мониторинг уровня развития
дошкольников в соответствии
реализацией задач проекта
сентябрь
2015
Заведующий ДОУ,
ст.воспитатель
17
Презентация
проекта.
Защит а
проекта
сентябрь
2015
Ст.воспитатель,
педагоги ДОУ.
18
Оценка и анализ выполнения задач
проекта, достигнутых результатов
(успехов и неудач)
сентябрь
2015
Заведующий ДОУ,
Ст.воспитатель,
педагоги ДОУ.
Дальнейшее развитие проекта:
-Продолжить работу по развитию проекта:
-превратить работы по проекту в повседневную необходимость.
Распространение результатов:
-Трансляция опыта работы через Интернет.
Предполагаемые продукты проектной деятельности:
Повышение исследовательского интереса к изучению истории и судеб
своих родных и соотечественников, ставших участниками и свидетелями
Великой отечественной войны
Пополнение знаний по истории Великой отечественной войны, периоде
оккупации станицы Новолабинской , её героях.
Привлечение к совместной работе родителей.
Создание мини- музея «Три поколения».
Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам
тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали,
грамоты и др.).
Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского
человека.
Работа над проектом продолжается и сегодня- собрать материал о том
далеком времени, о жизни своих близких, приобщить ребенка к истории
своей семьи- это задача взрослых. Но уже сейчас, глядя на наших ребят,
можно с уверенностью сказать, что память об исторических событиях и о
героях Великой Отечественной войны будет жить.