Напоминание

"Художники-умельцы" (роспись дымковской игрушки)


Автор: Тарасова Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №188"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: конспект НОД по ОО "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе
Тема: "Художники-умельцы" (роспись дымковской игрушки)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Федеральное государственное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - Детский сад №188»

НОД образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

в группе общеразвивающей направленности

старшая группа № 12 (5-6 лет)

Автор: Тарасова Наталья Павловна

воспитатель высшей квалификационной

категории

г. Владивосток

2

Конспект НОД «Художники-умельцы»

(роспись дымковской игрушки)

Цель: приобщение дошкольников к народному изобразительному искусству.

Задачи:

Образовательные:

продолжать учить

рисовать

круги

безотрывными линиями

всем ворсом кисти; рисовать точки и черточки концом кисти.

Развивающие:

развивать

чувство

ритма,

цвета,

композиции

при

составлении

дымковского узора; развивать словарный запас, память, мышление, движения

руки

(разнонаправленные

повороты,

плавность);

развивать

художественное

творчество.

Воспитательные:

воспитывать

детей

на

народных

традициях,

показывая

народное

изобразительное

искусство

неразделимо

от

народной

музыки

и

народного фольклора.

Предварительная работа: роспись силуэтов игрушек из бумаги (плоскостное

изображение); дидактические игры «Что игрушка расскажет о себе», мини -

выставка «дымки» в группе; рассматривание таблиц с элементами росписи;

рассказ - легенды о дымковском промысле; объяснение символики (круг, линии

прямая

волнистая,

клетка);

чтение

потешек

о

дымковской

игрушке,

разучивание частушек на тему «Дымковская игрушка»,

лепка игрушек из глины (птичка, барышня).

Оборудование:

Проектор,

запись

народной

музыки

«Коробейники»,

изделия

дымковского

промысла, фотоиллюстрации с изображениями дымковских игрушек, образцы

техники лепки дымковских игрушек из глины, гуашь, кисти.

Ход НОД:

Звучит русская народная песня «Барыня». Дети в русских народных костюмах

входят в зал, встают полукругом.

Воспитатель:

Я – твой друг и ты – мой друг,

Крепко за руки возьмёмся (дети берутся за руки).

И друг другу улыбнёмся (поворачиваются друг к другу, улыбаются).

Дети: Доброе утро, гости!

Гости: Доброе утро, дети!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем мастерами-художниками, мы

будем расписывать дымковские игрушки.

- Что же это за игрушки дымковские?

1-й ребёнок:

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке, всё кругом,

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали. Слайд Дымково.

3

2-й ребёнок:

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Слайд «Мастерская глиняной игрушки».

3-й ребёнок:

Все игрушки - непростые,

А волшебно - расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Слайд «Элементы дымковской росписи»

4-й ребёнок:

Простой, казалось бы, узор,

А отвести невозможно взор.

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право.

5-й ребёнок:

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Мы ведём сейчас рассказ.

Слайд игрушки (много игрушек).

Дети садятся. Стульчики полукругом слева. Справа около окна столы

с дымковскими игрушками (выставка).

Воспитатель:

Дымковская игрушка родилась в Дымковской слободе, которая находится

неподалеку от города Вятки (ныне Киров). Здесь русские мастерицы длинными

зимними вечерами лепили разнообразные игрушки из глины. Глина мягкая,

податливая, в добрых ласковых руках она превращается в интересные фигурки.

Фигуры лепят из

красной глины, замешанной

с

песком. Готовые фигурки

просушивают, а потом обжигают в печи. После обжига грунтуют белилами, а

по ним расписывают яркими красками. Мастера использовали красный, синий,

зелёный, жёлтый, оранжевый, чёрный цвет.

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свисто-

пляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посе-

тители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в гли-

няную

свистульку.

Среди

фигурок

выделялись

дамы,

кавалеры,

няньки

с

детьми, водоноски с вёдрами, сказочной красоты звери и птицы.

Загадка:

4

«Весёлая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня!»

Дети: Дымковская игрушка.

Да, всё это дымковские игрушки.

Мы с вами будем расписывать барыню.

Барышни в дымковских игрушках разные: Франтиха, Водоноска, Нянька.

Слайд Барышни, разные на одном слайде

«Игрушкины частушки» (исполняют девочки)

1. Наши руки крендельком,

Щёки, словно яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Слайд Барышни

2.Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские —

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

3. Дымковские барыни

Всех на свете краше,

А гусары- баловни,

Кавалеры наши.

Слайд барышни и кавалеры

4. С лентами да бантами

Мы гуляем с франтами.

Мы гуляем парами

Проплываем павами.

5. Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Повтор Слайд игрушки (много

игрушек), остаётся до конца.

.

Воспитатель:

- Понравились вам весёлые частушки?

- А где мы можем познакомиться с дымковскими игрушками?

Дети: на ярмарке, на выставке, в музее народной игрушки.

Воспитатель: Я приглашаю вас, ребята, на выставку народной игрушки. Здесь

мы увидим различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев.

Дети подходят к столам, рассматривают игрушки.

Воспитатель: Как только игрушки попали на этот волшебный поднос, они

ожили, заговорили, стали похваляться друг перед другом своими нарядами.

Давайте послушаем, что они говорят!

Д/и «Выбери меня». Дети рассказывают от имени дымковских игрушек.

1. «Я индюк такой нарядный весь, пышный хвост у меня

Весь в кружочках и точках разноцветных».

5

«Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная - индюк».

2. «Я барыня. У меня красивая красная кофточка с длинными рукавами,

А на юбочке кружочки с красивыми горошинами».

Посмотрите, как хороша

Эта девица - душа.

Щёчки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво.

Барыня так красива».

3. «Я лошадка - вся в красных яблоках, и грива есть и хвост!»

«Что за чудо этот конь,

Настоящий конь - огонь!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил».

4. «Я – дымковский барашек».

Барашек-свисток.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

5. «Я – дымковская уточка».

Утка Марфутка бережком идет,

Уточек Марфуточек купаться ведёт.

Воспитатель: Вот так игрушки хвастались друг перед другом яркими узорами,

любовались своими нарядами. Видимо было веселое настроение у мастеров,

которые их лепили и разрисовывали. Молодцы! С игрой заданием справились.

А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в

мастерскую.

Дети идут в изостудию. Мастерская закрыта.

- Чтобы войти в мастерскую надо отгадать загадку и ответить на вопросы:

- Гости наши дорогие, помогите нам, отгадайте загадку.

«В земле скрывается,

В руках преображается,

Огнем закаляется,

В посуду превращается» (глина).

6

Вопросы детям:

- Из чего делают дымковские игрушки? (из глины).

- А зачем вылепленные игрушки обжигают?

(Чтобы стали крепкими, звонкими, лёгкими).

- Фон у игрушек какой?

Вылепленные игрушки каким цветом закрашивали?

(белым)

- Чем вас привлекают дымковские игрушки? (Какие они).

Дети: Они красивые, с узорами, яркие, праздничные, нарядные, замечательные,

волшебные, весёлые.

Мастерская открывается. Преподаватель приглашает детей.

Дети входят, садятся на рабочие места.

Преподаватель изостудии: Я предлагаю вам стать настоящими народными

мастерами

и

расписать

модели

дымковской

игрушки.

Перед

вами

стоят

вылепленные

из

глины

фигурки

дымковской

барышни.

Вы

сейчас

будете

расписывать их цветной гуашью дымковской росписью. Дымковские мастера

расписывали свои игрушки яркими красками.

- Какие элементы использовали дымковские мастера для росписи игрушек?

(круги, колечки, полоски широкие и узкие, точки, волнистые линии).

- Что обозначают элементы росписи?

(круг – символ солнца, точки – звёзды, прямая линия – дорога, волнистая

линия – вода, ёлочка – символ здоровья.

- Как правильно пользоваться красками?

Дети: Чтобы краски не растекались надо набирать их на кончик кисти, а работу

осторожно поворачивать на клеёнке. Сначала одним цветом рисуем, затем

другой цвет берём.

Преподаватель:

Правильно!

Обратите

внимание

на

образцы

дымковской

росписи и подумайте, какими узорами вы распишите свою игрушку. Кофточку

мы красим, юбочку расписываем.

Гимнастика для рук «Замок».

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули

И открыли!

Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего

мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

- Приступайте к работе.

Дети приступают к работе.

Тихо звучит народная музыка.

Преподаватель следит за работой, советует.

Когда

дети

украсят

первым

слоем

игрушку

(кофточку,

юбку),

нужно

подождать, чтобы подсохла краска для нанесения следующего слоя.

Проводим физминутку:

7

Мы старались рисовать,

Трудно было не устать,

Мы немножко отдохнём,

Рисовать опять начнём

Руки в стороны,

Наклоны туловища влево - вправо

Присели, руки вперёд,

Встали, встряхнули.

Дети садятся за столы и продолжают расписывать барышню.

Преподаватель студии: Заканчиваем, ребята, работу.

Наша мастерская закрывается.

Дети встают, ставят свои работы на один стол,

рассматривают все работы.

Воспитатель: Вот сколько ярких весёлых барышень получилось! Молодцы!

Дети садятся на стульчики рядом (в ряд стульчики поставить).

Закрепление:

-Что сегодня делали на занятии?

-Какие краски использовали? Какие элементы узора?

-Чья работа больше нравится? Почему?

-Что вам понравилось особенно? (Ответы детей).

Звучит русская народная мелодия «Коробейники»

Слышится стук в дверь, входит Коробейник.

Коробейник: Здравствуйте, парнишки! Здравствуйте девчушки, быстроглазые

вострушки!

Воспитатель: Здравствуй, Коробейник! Ты зачем к нам пожаловал на этот раз?

Коробейник: Шёл на ярмарку с товаром. Слышал, что вы настоящие мастера,

лепите из глины и расписываете дымковские игрушки.

Воспитатель: Да, вот как ребята постарались! (показывают).

Коробейник: Молодцы! У вас получились прекрасные дымковские игрушки!

За это я вас угощаю вкусным лакомством! (петушки на палочке).

Дети благодарят коробейника.

Коробейник: А я побегу на ярмарку, а то опоздаю. До свидания!

Дети прощаются с коробейником.

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается.

Всем спасибо! Ребятам за работу, гостям - за внимание!

Дети уходят.

8

Приложение:



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники