Автор: Тарасова Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №188"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: конспект НОД по ОО "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе
Тема: "Художники-умельцы" (роспись дымковской игрушки)
Раздел: дошкольное образование
Федеральное государственное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - Детский сад №188»
НОД образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
в группе общеразвивающей направленности
старшая группа № 12 (5-6 лет)
Автор: Тарасова Наталья Павловна
воспитатель высшей квалификационной
категории
г. Владивосток
2
Конспект НОД «Художники-умельцы»
(роспись дымковской игрушки)
Цель: приобщение дошкольников к народному изобразительному искусству.
Задачи:
Образовательные:
продолжать учить
рисовать
круги
безотрывными линиями
всем ворсом кисти; рисовать точки и черточки концом кисти.
Развивающие:
развивать
чувство
ритма,
цвета,
композиции
при
составлении
дымковского узора; развивать словарный запас, память, мышление, движения
руки
(разнонаправленные
повороты,
плавность);
развивать
художественное
творчество.
Воспитательные:
воспитывать
детей
на
народных
традициях,
показывая
народное
изобразительное
искусство
неразделимо
от
народной
музыки
и
народного фольклора.
Предварительная работа: роспись силуэтов игрушек из бумаги (плоскостное
изображение); дидактические игры «Что игрушка расскажет о себе», мини -
выставка «дымки» в группе; рассматривание таблиц с элементами росписи;
рассказ - легенды о дымковском промысле; объяснение символики (круг, линии
прямая
волнистая,
клетка);
чтение
потешек
о
дымковской
игрушке,
разучивание частушек на тему «Дымковская игрушка»,
лепка игрушек из глины (птичка, барышня).
Оборудование:
Проектор,
запись
народной
музыки
«Коробейники»,
изделия
дымковского
промысла, фотоиллюстрации с изображениями дымковских игрушек, образцы
техники лепки дымковских игрушек из глины, гуашь, кисти.
Ход НОД:
Звучит русская народная песня «Барыня». Дети в русских народных костюмах
входят в зал, встают полукругом.
Воспитатель:
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмёмся (дети берутся за руки).
И друг другу улыбнёмся (поворачиваются друг к другу, улыбаются).
Дети: Доброе утро, гости!
Гости: Доброе утро, дети!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем мастерами-художниками, мы
будем расписывать дымковские игрушки.
- Что же это за игрушки дымковские?
1-й ребёнок:
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке, всё кругом,
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали. Слайд Дымково.
3
2-й ребёнок:
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Слайд «Мастерская глиняной игрушки».
3-й ребёнок:
Все игрушки - непростые,
А волшебно - расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Слайд «Элементы дымковской росписи»
4-й ребёнок:
Простой, казалось бы, узор,
А отвести невозможно взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право.
5-й ребёнок:
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведём сейчас рассказ.
Слайд игрушки (много игрушек).
Дети садятся. Стульчики полукругом слева. Справа около окна столы
с дымковскими игрушками (выставка).
Воспитатель:
Дымковская игрушка родилась в Дымковской слободе, которая находится
неподалеку от города Вятки (ныне Киров). Здесь русские мастерицы длинными
зимними вечерами лепили разнообразные игрушки из глины. Глина мягкая,
податливая, в добрых ласковых руках она превращается в интересные фигурки.
Фигуры лепят из
красной глины, замешанной
с
песком. Готовые фигурки
просушивают, а потом обжигают в печи. После обжига грунтуют белилами, а
по ним расписывают яркими красками. Мастера использовали красный, синий,
зелёный, жёлтый, оранжевый, чёрный цвет.
Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свисто-
пляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посе-
тители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в гли-
няную
свистульку.
Среди
фигурок
выделялись
дамы,
кавалеры,
няньки
с
детьми, водоноски с вёдрами, сказочной красоты звери и птицы.
Загадка:
4
«Весёлая, белая глина
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!»
Дети: Дымковская игрушка.
Да, всё это дымковские игрушки.
Мы с вами будем расписывать барыню.
Барышни в дымковских игрушках разные: Франтиха, Водоноска, Нянька.
Слайд Барышни, разные на одном слайде
«Игрушкины частушки» (исполняют девочки)
1. Наши руки крендельком,
Щёки, словно яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Слайд Барышни
2.Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские —
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
3. Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары- баловни,
Кавалеры наши.
Слайд барышни и кавалеры
4. С лентами да бантами
Мы гуляем с франтами.
Мы гуляем парами
Проплываем павами.
5. Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Повтор Слайд игрушки (много
игрушек), остаётся до конца.
.
Воспитатель:
- Понравились вам весёлые частушки?
- А где мы можем познакомиться с дымковскими игрушками?
Дети: на ярмарке, на выставке, в музее народной игрушки.
Воспитатель: Я приглашаю вас, ребята, на выставку народной игрушки. Здесь
мы увидим различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев.
Дети подходят к столам, рассматривают игрушки.
Воспитатель: Как только игрушки попали на этот волшебный поднос, они
ожили, заговорили, стали похваляться друг перед другом своими нарядами.
Давайте послушаем, что они говорят!
Д/и «Выбери меня». Дети рассказывают от имени дымковских игрушек.
1. «Я индюк такой нарядный весь, пышный хвост у меня
Весь в кружочках и точках разноцветных».
5
«Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк».
2. «Я барыня. У меня красивая красная кофточка с длинными рукавами,
А на юбочке кружочки с красивыми горошинами».
Посмотрите, как хороша
Эта девица - душа.
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво.
Барыня так красива».
3. «Я лошадка - вся в красных яблоках, и грива есть и хвост!»
«Что за чудо этот конь,
Настоящий конь - огонь!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил».
4. «Я – дымковский барашек».
Барашек-свисток.
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
5. «Я – дымковская уточка».
Утка Марфутка бережком идет,
Уточек Марфуточек купаться ведёт.
Воспитатель: Вот так игрушки хвастались друг перед другом яркими узорами,
любовались своими нарядами. Видимо было веселое настроение у мастеров,
которые их лепили и разрисовывали. Молодцы! С игрой заданием справились.
А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в
мастерскую.
Дети идут в изостудию. Мастерская закрыта.
- Чтобы войти в мастерскую надо отгадать загадку и ответить на вопросы:
- Гости наши дорогие, помогите нам, отгадайте загадку.
«В земле скрывается,
В руках преображается,
Огнем закаляется,
В посуду превращается» (глина).
6
Вопросы детям:
- Из чего делают дымковские игрушки? (из глины).
- А зачем вылепленные игрушки обжигают?
(Чтобы стали крепкими, звонкими, лёгкими).
- Фон у игрушек какой?
Вылепленные игрушки каким цветом закрашивали?
(белым)
- Чем вас привлекают дымковские игрушки? (Какие они).
Дети: Они красивые, с узорами, яркие, праздничные, нарядные, замечательные,
волшебные, весёлые.
Мастерская открывается. Преподаватель приглашает детей.
Дети входят, садятся на рабочие места.
Преподаватель изостудии: Я предлагаю вам стать настоящими народными
мастерами
и
расписать
модели
дымковской
игрушки.
Перед
вами
стоят
вылепленные
из
глины
фигурки
дымковской
барышни.
Вы
сейчас
будете
расписывать их цветной гуашью дымковской росписью. Дымковские мастера
расписывали свои игрушки яркими красками.
- Какие элементы использовали дымковские мастера для росписи игрушек?
(круги, колечки, полоски широкие и узкие, точки, волнистые линии).
- Что обозначают элементы росписи?
(круг – символ солнца, точки – звёзды, прямая линия – дорога, волнистая
линия – вода, ёлочка – символ здоровья.
- Как правильно пользоваться красками?
Дети: Чтобы краски не растекались надо набирать их на кончик кисти, а работу
осторожно поворачивать на клеёнке. Сначала одним цветом рисуем, затем
другой цвет берём.
Преподаватель:
Правильно!
Обратите
внимание
на
образцы
дымковской
росписи и подумайте, какими узорами вы распишите свою игрушку. Кофточку
мы красим, юбочку расписываем.
Гимнастика для рук «Замок».
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
Покрутили,
Потянули
И открыли!
Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего
мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.
- Приступайте к работе.
Дети приступают к работе.
Тихо звучит народная музыка.
Преподаватель следит за работой, советует.
Когда
дети
украсят
первым
слоем
игрушку
(кофточку,
юбку),
нужно
подождать, чтобы подсохла краска для нанесения следующего слоя.
Проводим физминутку:
7
Мы старались рисовать,
Трудно было не устать,
Мы немножко отдохнём,
Рисовать опять начнём
Руки в стороны,
Наклоны туловища влево - вправо
Присели, руки вперёд,
Встали, встряхнули.
Дети садятся за столы и продолжают расписывать барышню.
Преподаватель студии: Заканчиваем, ребята, работу.
Наша мастерская закрывается.
Дети встают, ставят свои работы на один стол,
рассматривают все работы.
Воспитатель: Вот сколько ярких весёлых барышень получилось! Молодцы!
Дети садятся на стульчики рядом (в ряд стульчики поставить).
Закрепление:
-Что сегодня делали на занятии?
-Какие краски использовали? Какие элементы узора?
-Чья работа больше нравится? Почему?
-Что вам понравилось особенно? (Ответы детей).
Звучит русская народная мелодия «Коробейники»
Слышится стук в дверь, входит Коробейник.
Коробейник: Здравствуйте, парнишки! Здравствуйте девчушки, быстроглазые
вострушки!
Воспитатель: Здравствуй, Коробейник! Ты зачем к нам пожаловал на этот раз?
Коробейник: Шёл на ярмарку с товаром. Слышал, что вы настоящие мастера,
лепите из глины и расписываете дымковские игрушки.
Воспитатель: Да, вот как ребята постарались! (показывают).
Коробейник: Молодцы! У вас получились прекрасные дымковские игрушки!
За это я вас угощаю вкусным лакомством! (петушки на палочке).
Дети благодарят коробейника.
Коробейник: А я побегу на ярмарку, а то опоздаю. До свидания!
Дети прощаются с коробейником.
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается.
Всем спасибо! Ребятам за работу, гостям - за внимание!
Дети уходят.
8
Приложение: