Ознакомление дошкольников с профессиями как важный фактор нравственного развития
Автор: Зиянгирова Нурсиля Халяфовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко" Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Заинск Наименование материала: статья Тема: Ознакомление дошкольников с профессиями как важный фактор нравственного развития Раздел: дошкольное образование
Ознакомление дошкольников с профессиями как важный
фактор нравственного развития
Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь
к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его
работа»
М. Горький
Каждый человек мечтает выбрать себе дело по душе, доставляющее
радость самому и приносящее пользу людям. Счастлив тот человек, который
занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком
человеке говорят, что он на своём месте или, что у него золотые руки.
Именно поэтому очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать
о тех качествах характера, которые требуются для той или иной профессии.
Воспитывать в себе эти качества лучше начинать с дошкольного возраста.
Все мы стоим на бесконечной, уходящей вглубь веков лестнице, где
каждая
ступенька
-
плод
труда
ремесленника,
земледельца,
ученого.
От
нашего отношения к труду, от того, как наше общество относится к рабочему
человеку – все равно, каменщику, философу, повару, учителю, и от того, как
мы подготовим наших детей к выбору профессии, зависит, продолжится ли
эта лестница в будущее.
Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем
меньше возможность разочарования в будущем. Так как именно выбранная
профессия во многом определит окружение, ценности, нормы, правила и
образ жизни человека.
Все, наверное, помнят известные строчки из книжки Сергея Михалкова
«А что у вас?»
Лётчик водит самолёты -
Это очень хорошо.
Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе…
Эта книжка не просто случайный разговор в стихах мальчишек и девчонок во
дворе. Так в ненавязчивой форме автор знакомит детей с профессиями.
Важную роль в трудовом воспитании детей и в дальнейшем выборе
профессии играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия
трудового
воспитания
создаются
в
тех
семьях,
где
родители
успешно
трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают
детям о работе. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых — это
для ребенка очень важный стимул.
Родителям своих воспитанников мы предлагаем сделать все играючи:
-Рассматривать фотографии и рассказывать ребенку про профессию
каждого члена семьи. Поинтересоваться, кем бы он хотел стать? А может он
уже давно о чем- то мечтает?
-Закреплять и расширять знания о профессиях с помощью стихов и
загадок.
-Разыгрывать ролевые ситуации во время семейных праздников, при
приготовлении ужина, походов на природу, поиграть с детьми в повара,
строителя, милиционера.
Возможно, такие игры станут первым шагом на пути выбора будущей
профессии.
Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих
трудящихся, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее
решение
проблемы
профориентации.
Мы
осуществляем
систематическую
работу по ознакомлению детей с различными профессиями. Возможность
работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
-Дошкольный
возраст
детей
является
наиболее
благоприятным
периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать
у детей активный интерес к различным профессиям.
-Родители
воспитанников
работают
на
предприятиях
разной
направленности, а для детей этого возраста естественен интерес к работе
родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
В своей воспитательной работе мы используем разные методы
знакомства
детей
с
профессиями,
учитывая
их
возрастные
особенности:
экскурсии
и
встречи
с
людьми
разных
профессий,
наблюдения,
игры,
совместную деятельность.
Очень
эффективным
является
проектный
метод,
который
призван
помочь детям
сформировать первые представления о профессиях, создать
положительный настрой.
В рамках
составленного плана совместно с родителями и детьми
начали работу следующих мини – проектов:
«Каждое его творенье – просто сказка, объеденье!» (по ознакомлению
детей с профессией повара)
«Наш добрый Доктор Айболит» (знакомство с профессией старшей
медсестры)
«Призвание - воспитатель»
«Профессия продавец - отличный выбор»
« С утра, спозаранку кручу, верчу баранку!» о профессии шофера,
«На посту день и ночь он стоит, за порядком дорожным следит» ( по
ознакомлению с профессией инспектора ГИБДД)
“Пожарный- герой, он с огнем вступает в бой”.
В ходе реализации данных проектов даем детям представление о
профессиях,
знакомим
с
их
трудовыми
процессами,
с
предметами
–
помощниками, воспитываем доброжелательное отношение, уважение к их
труду.
Наиболее
действенные
способы
ознакомления
с
трудом
взрослых
-
наблюдения и экскурсии.
Много ярких впечатлений в детских сердцах оставили:
- экскурсия на кухню, которые дети совершили недавно, интересная беседа с
поваром, его визит в группу к малышам; -
экскурсия в медицинский кабинет, совместная дидактическая игра со
старшей медсестрой;
- экскурсия по группам детского сада, знакомство с воспитателями других
групп;
- встреча с инспектором ГИБДД;
- экскурсия в татарскую школу-гимназию;
-экскурсия в музыкальную школу;
- встреча и беседа с папой-водителем возле машины.
Благодаря таким экскурсиям дети познают окружающий мир, видят
труд людей, понимают важность их профессий.
В
рамках
работы
проектов
организовали
экскурсию
в
магазины,
встречи с интересными людьми - родителями - представителями разных
профессий «Гордость заинской земли». Провели конкурс стенгазет «Мир
профессий», фотоконкурс «Человек труда – гордость района», акцию «День
человека труда», «День выпускников».
В
каждой
возрастной
группе
оформили
уголки
о
профессиях
с
игрушками
и
атрибутами
для
игр,
так
как
предметная
среда
является
условием творческого развития личности ребенка. Планируем сшить
для
кукол одежду разных профессий.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о труде
взрослых
играют
сюжетно
-
ролевые
игры
профессионально-
ориентированной
направленности.
В
нашем
детском
саду
широко
используются
игры
«Супермаркет»,
«Салон
красоты»,
«Космодром»,
«Больница»,
«Школа».
В
играх
дети
учатся
комбинировать
жизненные
впечатления
со
знаниями,
приобретенными
из
рассказов,
фильмов,
книг,
самостоятельно начинают повторять действия людей разных специальностей,
моделируют их профессиональное поведение.
Особое направление нашей работы - взаимодействие с родителями.
Какое отношение будет у родителей к профессии, такое сформируется у
ребенка. Совместно с родителями оформили папку «Все профессии нужны,
все профессии важны», где мамы и папы рассказали о своих профессиях,
поместили свои фотографии на рабочем месте.
При
ознакомлении
с
профессиями
у
детей
пробуждается
чувство
уважения к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его
труда, возникает желание быть похожими на лучших людей, подражать им в
труде и поведении, что поможет их дальнейшему обучению в школе, а в
будущем стать достойными гражданами своей страны.
Надеемся, что
проведенная работа позволит вложить в маленькие
сердца хоть частичку трудолюбия, уважения к человеку труда, и будущее
нашей страны будет в надежных руках.