Напоминание

"Театрализованная деятельность - средство эстетического воспитания дошкольников


Автор: Козионова Елена Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ: детский сад комбинированного вида №5 "Белочка"
Населённый пункт: Томская область, город Асино
Наименование материала: Статья
Тема: "Театрализованная деятельность - средство эстетического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




“Театрализованная деятельность – средство эстетического воспитания

дошкольников”.

Внутри нашего взрослого мира есть маленькое удивительное чудо, это мир детства!

Он всегда рядом с нами, он смотрит на нас детскими глазами, говорит детскими

голосами. Когда-то все мы жили в этом мире, но ушли из него и уже никогда не вернемся

назад.

Всем нам взрослым хочется хоть на мгновение вернуться в эту чудную страну под

названием «Детство». Как заглянуть в этот мир хоть на мгновение?

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей

жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает

детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает

доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и

ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как

интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой

сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать,

видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Вся жизнь детей насыщена

игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша

играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он

позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную

возможность адаптироваться ему в социальной среде.

У профессионального театра цели носят эстетический характер, он должен создать некое

зрелище, живущее по законам красоты. У театра в детском саду совсем другие задачи.

Театром с

детьми нужно

заниматься

не как эстетической

деятельностью,

а как

конструированием жизни.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к

литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания,

побуждает к созданию новых образов.

Моя задача - научить ребенка пониманию прекрасного, умению слышать и слушать,

сопереживать, развивать его творческие способности и воображение, открыть перед ним

тайны музыки, слова, движения. Важно с самого раннего детства приобщать маленького

человечка к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов

можно достигнуть. Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска, я обучаю детей основам

актерского мастерства и параллельно знакомлю их с различными видами кукольных театров,

развиваю интерес к театрально-игровой деятельности, учу понимать и изображать различные

эмоции с помощью мимики и жестов.

Театрально-игровая деятельность также имеет большое значение для всестороннего

воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные

способности, формируется чувство коллективизма, развивается память. Она способствует

воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает

проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей:

застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные

дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива.

Однако следует заметить, что заниматься театральной деятельностью в детском саду надо

не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно показать, а

для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения,

отработки речевых и поведенческих навыков. Занимаясь с детьми театром, вы сделаете

жизнь ваших воспитанников

интересной и содержательной,

наполните

ее

яркими

впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в

театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни. Работа над

спектаклем объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает

скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает

перешагнуть через “я стесняюсь”, поверить в себя.

Чтобы помочь детям наиболее ярко вжиться в образы сказочных героев, понять и

открыть для себя красоту классической и современной музыки, я привлекаю на помощь

родителей. Родители охотно готовят костюмы, декорации, пригласительные билеты. С

большой ответственностью и желанием родители участвуют в спектаклях, где они могут

сыграть небольшие роли вместе со своим ребенком. Такое единение еще больше сплачивает

родителей и детей, и порой непонятно, кому же больше спектакль доставляет удовольствия.

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней

все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми,

дети овладевают ценными навыками общения, а правильно организованные действия

педагогов и родителей позволяют ребенку получить основы эстетического воспитания и

музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его

социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни.

Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки

для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление

внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка,

развитию его личностных качеств.

Музыкальное

воспитание,

музыкальная

деятельность

одна

из

центральных

составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии

дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной

стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к

добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет

душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств,

способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных

воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит

разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир

грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие

даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.

Когда музыка служит фоном, на котором развивается театральное действие, она

усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей.

Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка

выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с ней деятельность

могут вызвать в ребенке особую потребность – желание «общаться» с нею, а по мере

возможности и «рассуждать» о ней.

Играя вместе и детьми, поощряйте проявление их творческой инициативы — не все

придумывайте сами, оставьте возможность пофантазировать и самим детям. Глядя на нас,

ребенок постепенно со временем научится мыслить самостоятельно, чувствовать и

сопереживать. Играя вместе с нами, со взрослыми, ребенок задумывается, а где же живет

солнышко с лучиками, как это быть цветочком, о чем думает мышка, сидя в норке, какие сны

видит кот спящий на завалинке? Поощряйте проявление детской выдумки и фантазии, и

тогда, совсем скоро, дети станут не только учиться у вас, но и сами будут при каждой

встрече удивлять вас чем-то новым и необычным. Играйте вместе с детьми, пойте, пляшите,

придумывайте новые образы, развивайте детей. Радуйте их и радуйтесь вместе с ними!

МДОУ: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г. Асино

Музыкальный руководитель первой квалификационной категории

Козионова Елена Александровна



В раздел образования