Автор: Козионова Елена Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ: детский сад комбинированного вида №5 "Белочка"
Населённый пункт: Томская область, город Асино
Наименование материала: Статья
Тема: "Театрализованная деятельность - средство эстетического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование
“Театрализованная деятельность – средство эстетического воспитания
дошкольников”.
Внутри нашего взрослого мира есть маленькое удивительное чудо, это мир детства!
Он всегда рядом с нами, он смотрит на нас детскими глазами, говорит детскими
голосами. Когда-то все мы жили в этом мире, но ушли из него и уже никогда не вернемся
назад.
Всем нам взрослым хочется хоть на мгновение вернуться в эту чудную страну под
названием «Детство». Как заглянуть в этот мир хоть на мгновение?
Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей
жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает
детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает
доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и
ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как
интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой
сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать,
видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Вся жизнь детей насыщена
игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша
играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он
позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную
возможность адаптироваться ему в социальной среде.
У профессионального театра цели носят эстетический характер, он должен создать некое
зрелище, живущее по законам красоты. У театра в детском саду совсем другие задачи.
Театром с
детьми нужно
заниматься
не как эстетической
деятельностью,
а как
конструированием жизни.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к
литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания,
побуждает к созданию новых образов.
Моя задача - научить ребенка пониманию прекрасного, умению слышать и слушать,
сопереживать, развивать его творческие способности и воображение, открыть перед ним
тайны музыки, слова, движения. Важно с самого раннего детства приобщать маленького
человечка к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов
можно достигнуть. Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска, я обучаю детей основам
актерского мастерства и параллельно знакомлю их с различными видами кукольных театров,
развиваю интерес к театрально-игровой деятельности, учу понимать и изображать различные
эмоции с помощью мимики и жестов.
Театрально-игровая деятельность также имеет большое значение для всестороннего
воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные
способности, формируется чувство коллективизма, развивается память. Она способствует
воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает
проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей:
застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные
дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива.
Однако следует заметить, что заниматься театральной деятельностью в детском саду надо
не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно показать, а
для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения,
отработки речевых и поведенческих навыков. Занимаясь с детьми театром, вы сделаете
жизнь ваших воспитанников
интересной и содержательной,
наполните
ее
яркими
впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в
театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни. Работа над
спектаклем объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает
скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает
перешагнуть через “я стесняюсь”, поверить в себя.
Чтобы помочь детям наиболее ярко вжиться в образы сказочных героев, понять и
открыть для себя красоту классической и современной музыки, я привлекаю на помощь
родителей. Родители охотно готовят костюмы, декорации, пригласительные билеты. С
большой ответственностью и желанием родители участвуют в спектаклях, где они могут
сыграть небольшие роли вместе со своим ребенком. Такое единение еще больше сплачивает
родителей и детей, и порой непонятно, кому же больше спектакль доставляет удовольствия.
Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней
все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми,
дети овладевают ценными навыками общения, а правильно организованные действия
педагогов и родителей позволяют ребенку получить основы эстетического воспитания и
музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его
социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни.
Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки
для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление
внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка,
развитию его личностных качеств.
Музыкальное
воспитание,
музыкальная
деятельность
–
одна
из
центральных
составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии
дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной
стороны, и спецификой детского возраста – с другой.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к
добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет
душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств,
способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных
воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит
разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир
грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие
даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.
Когда музыка служит фоном, на котором развивается театральное действие, она
усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей.
Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка
выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с ней деятельность
могут вызвать в ребенке особую потребность – желание «общаться» с нею, а по мере
возможности и «рассуждать» о ней.
Играя вместе и детьми, поощряйте проявление их творческой инициативы — не все
придумывайте сами, оставьте возможность пофантазировать и самим детям. Глядя на нас,
ребенок постепенно со временем научится мыслить самостоятельно, чувствовать и
сопереживать. Играя вместе с нами, со взрослыми, ребенок задумывается, а где же живет
солнышко с лучиками, как это быть цветочком, о чем думает мышка, сидя в норке, какие сны
видит кот спящий на завалинке? Поощряйте проявление детской выдумки и фантазии, и
тогда, совсем скоро, дети станут не только учиться у вас, но и сами будут при каждой
встрече удивлять вас чем-то новым и необычным. Играйте вместе с детьми, пойте, пляшите,
придумывайте новые образы, развивайте детей. Радуйте их и радуйтесь вместе с ними!
МДОУ: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г. Асино
Музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Козионова Елена Александровна