Автор: Черкасская Мария Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1324 ДГ 1
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе
Тема: Увлекательное приключение в открытом космосе «Юные космонавты спасают планеты!»
Раздел: дошкольное образование
Увлекательное приключение в открытом космосе «Юные космонавты спасают
планеты!»
Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе
Составила: Черкасская М.С.
Воспитатель: старшей группы № 17
.
Цель:
Формировать у детей элементарные математические представления и интерес к
математике через познание мира.
Задачи:
- Совершенствовать навыки порядкового счёта в пределах 10 в прямом и обратном
порядке и находить место числа в ряду;
- упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры, составлять из них
изображения предметов (ракеты);
- Закреплять знания о днях недели;
- формировать знания о солнечной системе, планетах, космосе;
- развивать логику, внимание, мышление, память.
- Прививать познавательный интерес к математике, уважение друг к другу, желание
помочь товарищу.
Предварительная работа с детьми: беседа о космосе, о первом космонавте
Ю.Гагарине, заучивание стихотворения про планеты.
Оборудование: макет ракеты, магнитофон.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, комплекты геометрических фигур,
наборы «Учись считать».
Демонстрационный материал: плакат и картинки с изображением планет солнечной
системы.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Звучит космическая музыка.
Несколько дней назад весь мир, вся наша страна и мы с вами отмечали большой
праздник, это событие перевернуло всю дальнейшую жизнь человечества. 60 лет назад
впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы
Вселенной. Корабль пилотировал советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам совершить полёт в космос. А что такое
космос?
Ответы детей… Если дети затрудняются, задаю наводящие вопросы.
Посмотрите, на изображение (плакат с изображением солнечной системы выставлен
на переносной доске), что вы здесь видите?
Ответы детей…
Воспитатель: Сколько всего планет на картине вы видите?
Ответы детей…
Воспитатель: Вы же знаете, что у каждой планеты есть свое название…
Чтобы легче запомнить названия этих планет мы с вами расскажем стихотворение:
Дети: По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Звуковое сообщение: Всем, всем, всем! Кто нас слышит! Мы – обитатели планет
занимательной математической системы в опасности. У нас прошел
метеоритный дождь! Вся важная информация утеряна. Может произойти
катастрофа! Помогите!!!
Воспитатель: Ребята, это тревожный сигнал, это крик о помощи. Мы должны помочь
жителям этих планет предотвратить катастрофу! Как вы думаете, что нам необходимо
сделать?
Ответы детей…
Воспитатель: На чем космонавты летают в космос?
Ответы детей…
Воспитатель: Как назывался космический корабль, на котором полетел Гагарин в
космос?
Ответы детей…
Воспитатель: А может быть, кто-нибудь знает, какой позывной был у Юрия
Гагарина?
Ответы детей…
Воспитатель: А до Гагарина кто-нибудь летал в космос?
Ответы детей…
Воспитатель: Ребята, перед тем, как начать наше путешествие, назовите мне главные
качества, которыми должен обладать космонавт?
Ответы детей…
Воспитатель: А еще космонавты должны очень хорошо знать математику! Потому
что им надо производить сложные вычисления для прокладывания маршрутов и
управления различными сложными механизмами.
- Наше путешествие начинается!
Воспитатель: Беремся за руки.
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет,
Опоздавшим - места нет!
Рассаживаемся по своим местам!
- Начинаем тренировку для космонавтов!
Тренировка космонавтов перед полетом.
Дидактическая игра «Считай дальше».
- Каждый космонавт должен быть внимательным и сообразительным. Проведем игру,
которая называется «Считай дальше». Я буду показывать вам карточки с цифрой, а вы
будете называть число, которое она обозначает, и будете считать до 10 от названного
числа.
Показываю карточки с цифрами, дети считают от названного числа до 10.
Воспитатель: А теперь Елисей нам расскажет стихотворение
Ребенок рассказывает стихотворение:
Сказал «поехали» Гагарин
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась,
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда!
Воспитатель: Ребята, для того чтобы ракета взлетела, нужно, как настоящие
космонавты, отсчитать от 10 до 0. (Обратный отсчёт) И произнести знаменитую фразу
Гагарина - «ПОЕХАЛИ»!
Ответы детей… 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, поехали.
Звучит музыка взлета ракеты
Воспитатель: Вот мы с вами очутились в космическом пространстве.
Первая остановка на планете «Считалка».
Воспитатель: Вот какое задание необходимо выполнить, чтоб помочь жителям этой
планеты. Метеориты сбили с орбиты этой планеты все спутники.
(На доске изображение планеты с прорезями для чисел, под ней рассыпаны числа от 1
до 10 вразброс).
Воспитатель: Как думаете, что нам нужно сделать?
Ответы детей…
Воспитатель: Верно, все спутники нужно расставить по порядку. (двое-трое детей
выходят к доске, берут нужную карточку с числом и устанавливают на место).
Воспитатель: Задание мы выполнили.
Отправляемся дальше.
Следующая остановка на планете «Угадайка».
Воспитатель: Ребята, жители этой планеты просят вас о помощи. Метеориты попали
в главный календарь планеты. И теперь ее обитатели перепутали все дни недели.
Поможем им? Только аккуратно, жителей планеты нельзя пугать криками. Давайте
поднимать ручки и говорить поочередно.
Воспитатель: Сколько дней в неделе? (7).
Воспитатель: Сколько дней мы ходим в детский сад? (5), как называются эти дни
недели?
Воспитатель: Сколько дней вы отдыхаете? (2). Назовем выходные дни!
Ответы детей…
Мы с вами славно потрудились!
Кажется, нам нужна небольшая разминка для дальнейших подвигов. Встаем со
стульчиков, приготовились,
Слушаем внимательно и повторяем за мной:
Физкультурная минутка «Космический полёт».
А сейчас мы с вами дети,
Полетаем на ракете!
На носочки поднимись,
Опустили руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Пять, шесть, - тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Воспитатель: Продолжаем наш полет.
Нас встречают жители планеты «Решайка».
Воспитатель: Метеориты и тут натворили дел, из числовых карточек повыбивали
цифры. Чтобы помочь жителям этой планеты, нужно расставить все цифры по своим
местам:
Задание «Вставь пропущенное число». Всем детям предлагается вставить
пропущенные цифры в карточках: 123?5678910; 1234567?910; 12345?78910; 12345678?
10
Если кто-то затрудняется, прошу помочь друг другу, подсказать как правильно.
С заданием мы справились! Давайте проверим себя и назовем соседей числа 2, 4, 6, 8.
Звуковое сообщение: Юные космонавты с планеты Земля, большое спасибо, что
спасли наши планеты от катастрофы, выполнив все задания правильно!
Благодарим вас, друзья!
Воспитатель: Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями, значит, вы
настоящие космонавты и трудностей не боитесь! Мы помогли жителям этих планет!
Нам пора в обратный путь.
Звучит скрежет….
Воспитатель: Ой, что-то не то происходит с нашим бортовым компьютером,
наверное, он вышел из строя.
Игровое упражнение «Ремонт»
А это значит, что теперь нам самим нужна помощь, иначе мы не долетим до Земли.
Впереди показалась неизвестная нам планета, Запрашиваем экстренную посадку на
ней для ремонта!
Это планета «Умников»!
На этой планете живут большие мастера.
Они знают все о космических кораблях и помогут нам найти причину поломки.
Но вначале, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
В космос полетел отряд.
Командир в бинокль глядит,
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Большую жёлтую луну.
По одному загибают пальчики на обеих руках.
Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Загибают пальчики обеих рук.
Воспитатель: Пока у нас была разминка, жители этой планеты выяснили причину
плохой работы нашего бортового компьютера, но хотят, чтобы вы сами подумали и
догадались, из-за чего произошел сбой. Они вам приготовили основные детали нашей
ракеты. Нам надо собрать по одному космическому кораблю из набора
геометрических фигур, что лежат у вас на столах. А чтобы было легче, жители
планеты Умников передали схему нашего космолета (выставляю схему ракеты из
геометрических фигур).
Даю команду начинать строительство ракет, контролирую и исправляю ошибки.
Воспитатель: Мы обнаружили, что в наших макетах не хватает одной детали.
Видимо, пролетая через метеоритное облако, мы потеряли одну деталь. Поэтому наш
бортовой компьютер и вышел из строя. Умники передали нам рем. комплект,
доделываем макеты ракет, чтобы устранить поломку.
Теперь все неполадки устранены!
И нам пора возвращаться на Землю, в наш любимый детский сад.
(звучит тихая космическая музыка)
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять,
В космосе летим опять.
Корабль качается раз,
Корабль качается два,
Корабль качается три.
Вот и Земля посмотри!
Рефлексия
Воспитатель: Вот и приземлилась наша ракета. Наше космическое путешествие
завершилось. Теперь вы знаете, как важно помогать друг другу! Расскажите, что вам
больше всего запомнилось, что вы нового узнали? Как зовут первого космонавта?
Какой отсчет используется для запуска ракеты в космос? Какие геометрические
фигуры вы использовали для ремонта ракеты?
Благодарю вас за ваши старания! Вы проявили ум, смекалку, внимательность при
выполнении заданий. Занятие окончено.
Сюрпризный момент: Приходит смска
«Жители спасенных планет в благодарность за спасение прислали вам подарок.
Встречайте курьера»!
Курьер звонит в дверь и передает детям подарок – Ракету-расскраску.