Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Автор: Тихонова Галина Арсентьевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Сиренькинская СОШ" Населённый пункт: село Чувашское Сиренькино, Альметьевский район, Республика Татарстан Наименование материала: методическая разработка Тема: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел Раздел: среднее образование
В 2016 году будет 55 -лет со дня полета первого человека в космос . К этой юбилейной дате
посвящается урок-путешествие по математике для учащихся 6 класса .
В ходе космического путешествия ребята выполняют различные задания , которые позволяют
учителю выявить степень усвоения темы учащимися. На уроке не только обобщаются знания и
умения по данной теме, но и уделяется внимание на расширение кругозора учащихся о освоении
космоса, тем самым воспитывая в детях чувства патриотизма и гордости за нашу страну.
Космическое путешествие.
Тема: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Цель
урока
:
закрепление
полученных
знаний,
выполнение
действий
с
положительными
и
отрицательными
числами;
расширение
кругозора
учащихся
о
космонавтике;
воспитание
познавательной культуры, чувства патриотизма и гордости за свою страну .
Девиз урока: « Полет – это математика». ( В.Чкалов)
Оборудование : презентация о космосе, выставка книг и иллюстраций о космосе и о космонавтах;
бортжурналы, фломастеры, магниты; сборники тестов; высказывание «Полет – это математика»;
математический тренажер.
Ход урока.
I.
Организационный момент .
Класс разбивается на 3 группы – 3 экипажа по 4 человека ( командир, штурман, врач, инженер –
исследователь). Бортжурнал ведет командир.
II.
Вступительное слово учителя.
Слайд 1,2.
- 55 лет прошло с тех пор, как человек полетел в космос. Наука и техника продолжают стремительно
развиваться.
Когда-то
сама
мысль
о
полетах
в
небо
была
фантастична,
а
сегодня
в
космос
отправляются первые туристы. Давайте вместе с вами отправимся в космическое путешествие.
Представление экипажей кораблей, сообщение цели урока, условия игр.
1 этап. Подготовка к полету.
Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле. Космонавт должен уметь
прыгать с парашюта. И сейчас каждый будет прыгать с парашюта, для этого каждый из вас должен
быстро и правильно решить примеры.
Слайд 3.
А) Работа на математическом тренажере ( по одному заданию с тренажера по очереди).
Слайд 4.
Б) Следующее испытание – центрифуга. Будущие космонавты должны выносить перегрузки на
пределе человеческих возможностей.
1
2 этап. Репортаж из космоса.
Слайд 5,6.
Экипажи кораблей готовы к полету и руководители полета ( руководитель космических полетов –
учитель, два ученика – диспетчера) начинают отсчет времени: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, старт!
Слайд 7.
Итак! Внимание! Взлет!
И наша ракета помчалась вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
Проверка связи с каждым кораблем.
1 экипаж. Правило сложения отрицательных чисел.
2 экипаж. Правило сложения чисел с разными знаками.
3 экипаж. Правило вычитания отрицательных чисел.
Репортажи экипажей кораблей из космоса.
1 экипаж. Дорогие земляне! Мы пролетаем над Китаем и Индией. Древнекитайские ученые еще во
втором
веке
до
нашей
эры
умели
складывать
и
вычитать
отрицательные
числа.
Индийские
математики представляли себе положительные числа как « имущества», а отрицательные числа как
« долги». В 7 веке индийский математик Брахмагупта изложил правила сложения и вычитания
чисел с разными знаками: «Сумма двух имуществ есть имущество», « Сумма двух долгов есть
долг», « Сумма имущества и долга равна их разности».
Слайд 8,9, 10, 11, 12.
2 экипаж. Дорогие земляне! Мы пролетаем над городом Гжатском Смоленской области, где 9
марта 1934 года родился Юрий Алексеевич Гагарин. Простой деревенский паренек с детства мечтал
летать. Во время учебы в г.Саратове он посещал аэроклуб и прыгал с парашюта. Затем он поступил
2
в летное училище в Оренбурге в 1960 г. Ю.А.Гагарин в числе первых начал готовится к полету в
космос, и вот его мечта осуществилась. 12 апреля 1961 года выполнил первый в мире космический
полет на корабле – спутнике « Восток». Облетел земной шар за 108 минут и благополучно вернулся
на землю.
Слайд 13.
3 экипаж. Дорогие земляне! Мы пролетаем над ярославской деревней Масленниково, где 6 марта
1937 года родилась Валентина Терешкова. В июне 1963 года, когда в групповом полете с Валерием
Быковским пилотируемый Терешковой корабль « Восток – 6» сделал 48 оборотов вокруг Земли,
продолжительность полета составляла 71 час. В конце 1963 года она вышла замуж за космонавта
Андриана Николаева ( из Чувашии). В 1964 году у них родилась дочь. В 1969 году первая женщина
– космонавт окончила Военно-инженерную академию имени Жуковского, получив специальность
летчик-космонавт-инженер. В 2000 году в Британии Терешковой присвоили титул « Величайшая
женщина 20 века». Ее именем назван кратер на Луне. На днях она отметит свое 74-летие. Мы
поздравляем ее с днем рождения!
Слайд 14.
III этап. Работа в космосе.
Сейчас проверим как идет работа космонавтов на корабле.
Тестовые задания. Тест № 11. Гусева И.Л. и др. Сборник тестовых заданий по математике.
Из космоса до нас доходят сигналы, попробуем их расшифровать.
Выполнение теста « Верно, неверно» с сигнальными карточками.
1.
– 7 -- отрицательное число.
2.
Дана точка А(-4). Расстояние от нее до начала отсчета равно -4.
3.
I -5I =-5.
4.
-6 и 6 – противоположные числа.
5.
а<3. Верно ли, что число а только отрицательное?
6.
– 16,47 < 8,75.
7.
– 12,35 > -1,235.
8.
Уравнение I х I =7 имеет один корень х=7.
3
Слайд 16.
V этап. Авария на корабле .
Внимание!
Поступило
чрезвычайное
сообщение:
у
кораблей
одновременно
отказали
все
компьютеры. Экипажам перейти на ручное управление.
Какой знак нужно поставить вместо звездочки, чтобы равенство было верным?
*8 + (*4) = - 4. *8 + (*4) = 4.
*8 + (*4) = - 12. *8 + (*4) =12.
Слайд 17.
VI этап. Свободное время космонавта.
Находясь в космическом пространстве, космосе космонавты в свободное время поют,
рисуют и даже сочиняют стихи. Потренируемся и мы.
Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в космос поднялась
С земного … (космодрома).
Уходит в небо экипаж,
Отныне знаменитый
Мы будем слушать репортаж
С космической … (орбиты).
Уже оставил луноход
Следы на лунной пыли
На ближнем спутнике Земли
Тропинку… ( проложили).
С друзьями в небо ты глядишь
Конечно твердо веря,
Что подрастешь и полетишь
К загадочной …( Венере ).
У нас сбываются мечты
Покажут в телекадре
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом … ( скафандре).
4
Слайд 18, 19.
VII этап. Выход в открытый космос.
Каждый член экипажа выполняет одно действие из примера, записанного на доске и передает
эстафету другому.
1 экипаж. №1070 (а).
2 экипаж. №1070(б).
3 экипаж .№1070(в).
Слайд 20.
VIII этап. Возвращение на Землю.
Космос – это дорога без конца, но пора возвращаться домой, на землю. Но мы сбились с пути .
Решите уравнение и корабли восстановят свой маршрут.
1 экипаж. Х + 3,8 = 2,7.
2 экипаж. 7,1 + у = - 1,8.
3 экипаж. – 1,2 – а = 3
IХ этап. Подведение итогов путешествия.
Из полета возвратились.
Мы на Землю приземлились.
Чему учились?
Выставление оценок на основе записей в бортжурнале каждого экипажа.