Напоминание

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел


Автор: Тихонова Галина Арсентьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Сиренькинская СОШ"
Населённый пункт: село Чувашское Сиренькино, Альметьевский район, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Раздел: среднее образование





Назад




В 2016 году будет 55 -лет со дня полета первого человека в космос . К этой юбилейной дате посвящается урок-путешествие по математике для учащихся 6 класса . В ходе космического путешествия ребята выполняют различные задания , которые позволяют учителю выявить степень усвоения темы учащимися. На уроке не только обобщаются знания и умения по данной теме, но и уделяется внимание на расширение кругозора учащихся о освоении космоса, тем самым воспитывая в детях чувства патриотизма и гордости за нашу страну.
Космическое путешествие.

Тема: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».

Цель

урока
: закрепление полученных знаний, выполнение действий с положительными и отрицательными числами; расширение кругозора учащихся о космонавтике; воспитание познавательной культуры, чувства патриотизма и гордости за свою страну .
Девиз урока: « Полет – это математика». ( В.Чкалов)

Оборудование
: презентация о космосе, выставка книг и иллюстраций о космосе и о космонавтах; бортжурналы, фломастеры, магниты; сборники тестов; высказывание «Полет – это математика»; математический тренажер.
Ход урока.
I.
Организационный момент
. Класс разбивается на 3 группы – 3 экипажа по 4 человека ( командир, штурман, врач, инженер – исследователь). Бортжурнал ведет командир.
II.

Вступительное слово учителя.

Слайд 1,2.
- 55 лет прошло с тех пор, как человек полетел в космос. Наука и техника продолжают стремительно развиваться. Когда-то сама мысль о полетах в небо была фантастична, а сегодня в космос отправляются первые туристы. Давайте вместе с вами отправимся в космическое путешествие.
Представление экипажей кораблей, сообщение цели урока, условия игр.

1 этап. Подготовка к полету.
Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле. Космонавт должен уметь прыгать с парашюта. И сейчас каждый будет прыгать с парашюта, для этого каждый из вас должен быстро и правильно решить примеры.
Слайд 3.

А) Работа на математическом тренажере ( по одному заданию с тренажера по очереди).

Слайд 4.

Б) Следующее испытание – центрифуга.
Будущие космонавты должны выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей. 1

2 этап. Репортаж из космоса.

Слайд 5,6.
Экипажи кораблей готовы к полету и руководители полета ( руководитель космических полетов – учитель, два ученика – диспетчера) начинают отсчет времени: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, старт!
Слайд 7.
Итак! Внимание! Взлет! И наша ракета помчалась вперед. Прощально мигнут и растают вдали Огни золотые любимой земли.
Проверка связи с каждым кораблем.
1 экипаж. Правило сложения отрицательных чисел. 2 экипаж. Правило сложения чисел с разными знаками. 3 экипаж. Правило вычитания отрицательных чисел.
Репортажи экипажей кораблей из космоса.

1 экипаж.
Дорогие земляне! Мы пролетаем над Китаем и Индией. Древнекитайские ученые еще во втором веке до нашей эры умели складывать и вычитать отрицательные числа. Индийские математики представляли себе положительные числа как « имущества», а отрицательные числа как « долги». В 7 веке индийский математик Брахмагупта изложил правила сложения и вычитания чисел с разными знаками: «Сумма двух имуществ есть имущество», « Сумма двух долгов есть долг», « Сумма имущества и долга равна их разности».
Слайд 8,9, 10, 11, 12.

2 экипаж.
Дорогие земляне! Мы пролетаем над городом Гжатском Смоленской области, где 9 марта 1934 года родился Юрий Алексеевич Гагарин. Простой деревенский паренек с детства мечтал летать. Во время учебы в г.Саратове он посещал аэроклуб и прыгал с парашюта. Затем он поступил 2
в летное училище в Оренбурге в 1960 г. Ю.А.Гагарин в числе первых начал готовится к полету в космос, и вот его мечта осуществилась. 12 апреля 1961 года выполнил первый в мире космический полет на корабле – спутнике « Восток». Облетел земной шар за 108 минут и благополучно вернулся на землю.
Слайд 13.

3 экипаж.
Дорогие земляне! Мы пролетаем над ярославской деревней Масленниково, где 6 марта 1937 года родилась Валентина Терешкова. В июне 1963 года, когда в групповом полете с Валерием Быковским пилотируемый Терешковой корабль « Восток – 6» сделал 48 оборотов вокруг Земли, продолжительность полета составляла 71 час. В конце 1963 года она вышла замуж за космонавта Андриана Николаева ( из Чувашии). В 1964 году у них родилась дочь. В 1969 году первая женщина – космонавт окончила Военно-инженерную академию имени Жуковского, получив специальность летчик-космонавт-инженер. В 2000 году в Британии Терешковой присвоили титул « Величайшая женщина 20 века». Ее именем назван кратер на Луне. На днях она отметит свое 74-летие. Мы поздравляем ее с днем рождения!
Слайд 14.

III этап. Работа в космосе.
Сейчас проверим как идет работа космонавтов на корабле.
Тестовые задания. Тест № 11. Гусева И.Л. и др. Сборник тестовых заданий по математике.

6 класс.
№ вар. А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 1 вар. 2 4 2 2 1 4 4 3 1 2 вар. 3 1 2 2 4 1 2 2 2 Отлично – 8-9 заданий. Хорошо – 6-7 заданий. Удовлетворительно – 4-5 заданий.
Слайд 15.

IV этап. Сигналы из космоса.


Из космоса до нас доходят сигналы, попробуем их расшифровать.
Выполнение теста « Верно, неверно» с сигнальными карточками.

1.
– 7 -- отрицательное число.
2.
Дана точка А(-4). Расстояние от нее до начала отсчета равно -4.
3.
I -5I =-5.
4.
-6 и 6 – противоположные числа.
5.
а<3. Верно ли, что число
а
только отрицательное?
6.
– 16,47 < 8,75.
7.
– 12,35 > -1,235.
8.
Уравнение I х I =7 имеет один корень х=7. 3

Слайд 16.

V этап. Авария на корабле
. Внимание! Поступило чрезвычайное сообщение: у кораблей одновременно отказали все компьютеры. Экипажам перейти на ручное управление. Какой знак нужно поставить вместо звездочки, чтобы равенство было верным? *8 + (*4) = - 4. *8 + (*4) = 4. *8 + (*4) = - 12. *8 + (*4) =12.
Слайд 17.

VI этап. Свободное время космонавта.
Находясь в космическом пространстве, космосе космонавты в свободное время поют, рисуют и даже сочиняют стихи. Потренируемся и мы. Не в первый раз, не в первый раз В огне и звуках грома Ракета в космос поднялась С земного … (космодрома). Уходит в небо экипаж, Отныне знаменитый Мы будем слушать репортаж С космической … (орбиты). Уже оставил луноход Следы на лунной пыли На ближнем спутнике Земли Тропинку… ( проложили). С друзьями в небо ты глядишь Конечно твердо веря, Что подрастешь и полетишь К загадочной …( Венере ). У нас сбываются мечты Покажут в телекадре Как по Сатурну ходишь ты В космическом … ( скафандре). 4

Слайд 18, 19.

VII этап. Выход в открытый космос.
Каждый член экипажа выполняет одно действие из примера, записанного на доске и передает эстафету другому. 1 экипаж. №1070 (а). 2 экипаж. №1070(б). 3 экипаж .№1070(в).
Слайд 20.

VIII этап. Возвращение на Землю.
Космос – это дорога без конца, но пора возвращаться домой, на землю. Но мы сбились с пути . Решите уравнение и корабли восстановят свой маршрут. 1 экипаж. Х + 3,8 = 2,7. 2 экипаж. 7,1 + у = - 1,8. 3 экипаж. – 1,2 – а = 3
IХ этап. Подведение итогов путешествия.
Из полета возвратились. Мы на Землю приземлились. Чему учились?
Выставление оценок на основе записей в бортжурнале каждого экипажа.

Награждение лучшего экипажа и лучшего космонавта.

Слайд 21.

Х этап. Адаптация на Земле.

Домашняя контрольная работа. Дидактический материал.К-10 , стр.145

Слайд 22, 23.

Урок хочется закончить словами Ю.А.Гагарина: « Облетев Землю в корабле – спутнике, я

увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не

разрушать ее».
5

Д И П Л О М

Настоящим дипломом награждается лучший экипаж________________________

, совершивший космическое путешествие ___марта 2016 года с продолжительностью полета

45 минут в составе:

1.

2.

3.

4.

Директор космодрома Школьный: (Файзетдинов Т.М.)

Руководитель управления

космическими полетами: ( Тихонова Г.А.)
6

Д И П Л О М

Настоящим дипломом награждается лучший космонавт_____________________ ,

совершивший космическое путешествие ___ марта 2016 года с продолжительностью

полета 45 минут .

Директор космодрома Школьный: ( Файзетдинов Т.М.)

Руководитель управления

космическими полетами: ( Тихонова Г.А.)
7


В раздел образования