Напоминание

Организация эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку


Автор: Салова Елена Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Катав-Ивановск
Наименование материала: статья
Тема: Организация эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Организация эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Экзамен по русскому в 9 классе – это обязательный экзамен. Это испытание не только

для выпускников, но и для учителей-предметников. Вопрос «Как помочь выпускникам

успешно сдать экзамен?» волнует многих учителей. Экзаменационная работа проверяет

различные умения ученика в области владения русским языком.

Первое задание, которое предстоит выполнить выпускникам на экзамене – это написание

сжатого изложения. Несмотря на то, что умение сжато пересказывать текст пришло из

начальной школы, старшеклассники испытывают затруднения при выполнении данного

задания. Этот вид работы требует от учащихся сформированности комплексных

коммуникативных умений:

отобрать основное содержание текста;

выделить в нем главное, найти факты, которые можно обобщить,

грамотно, логично, лаконично изложить свои мысли,

уместно использовать языковые средства обобщенности содержания.

Чтобы справиться с данным заданием, учащиеся должны владеть приемами компрессии. В

методике обучения связной речи выделяют три способа компрессии текста:

1) исключение подробностей, деталей (удаление);

2) обобщение конкретных, единичных явлений (объединение),

3) сочетание исключения и обобщения (замена).

Выбор способа компрессии зависит от коммуникативной задачи, особенностей текста и

уровня подготовленности учащихся. Учитывая все это, целесообразно на этапе обобщения

и систематизации (8‒9 классы) учебного материала обучать старшеклассников

следующим приемам сжатия текста:

переводить предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью;

разбивать сложное предложение на предложения простые;

заменять сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

предложениями простыми с деепричастным оборотом и так далее.

Результативно готовят учащихся к сжатому пересказу такие виды работ, как написание

отзывов, рецензий, тезисов, конспектов, рекламных объявлений, составление аннотаций,

планов.

Подготовка к экзаменационному изложению должна вестись с пятого класса. Приведу

пример того, как можно структурировать материал для подготовки к написанию сжатого

изложения:

Классы Тема

Задания

5

Учимся писать –

редактировать.

Зачеркните ненужное (лишнее)! В тексте сочинения

есть части, не относящиеся к теме. Внесите правку

на полях значком.

Говорите – пишите точно.

Послушайте песенку. Найдите в тексте слова –

«пустышки», которые мешают понять говорящего.

Тема – микротема.

Определите по количеству абзацев количество

микротем. Как они соотносятся с главной темой

текста? Передайте содержание каждой микротемы

одним предложением.

Прочитайте текст. Нарисуйте иллюстрации к

содержанию каждой микротемы. Какой рисунок

отражает самый важный момент в рассказе?

Коротко, да ясно.

Закончите краткий пересказ сказки Г. Х. Андерсена

«Новое платье короля». Когда и где вам может

потребоваться кратко пересказать эту сказку,

используя выражение «король – то голый»?

6

Вторичные тексты.

Аннотация. Предисловие.

Отзыв.

- Включите в аннотацию совет читателям

познакомиться с этой книгой.

- Прочитайте отзыв о книге в форме письма в

журнал. Найдите основную часть отзыва, в которой

автор делится своими впечатлениями о книге.

7

Рецензия на сочинение

товарища.

Прочитайте сочинение ученика. Над чем автору

сочинения можно было бы поработать? Какое

впечатление осталось от сочинения?

8

Инсценировка. Структурные

части инсценировки.

Перечитайте повесть А. С. Пушкина «Дубровский».

Напишите инсценировку эпизода, который вам

больше всего понравился. Подготовьте

инсценировку к пушкинскому вечеру.

Учимся читать учебную

литературу. Выписки

(главное, существенное,

значимое).

Прочитайте текст. По ходу чтения подчеркните те

части, которые следует выписать для лучшего

осознания и запоминания прочитанного.

Таким образом,

системная работа с текстом на уроках русского языка и

литературы помогает обучающимся успешно выполнить задания контрольно-

измерительных материалов во время итоговой аттестации.

Владимир Солоухин писал: «У альпинистов есть золотое правило: нельзя

терять высоту. Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине. Иногда

приходится идти как бы от вершины в противоположную сторону, петлять,

двигаться, не видя самой вершины за другими скалами. Все можно. Нельзя

только одно – терять высоту. Каждый шаг должен приподнимать тебя над

предыдущим, и тогда, если даже ты идёшь как бы и не к вершине, всё равно

ты становишься выше, то есть ближе к цели. Итак, нельзя терять высоту!»

Удачи нам всем и нашим ученикам на экзамене !



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники