Автор: Бачинина Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с № 15
Населённый пункт: Алапаевск (Свердловская обл.)
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогический потенциал игры-драматизации в дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический потенциал игры-драматизации в дошкольной
образовательной организации
Основную часть своего времени ребенок проводит в детском саду, где
он получает большой опыт эмоционального и практического взаимодействия
со сверстниками и взрослыми. Одной из целей образования, согласно
федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования,
является
воспитание
интересных,
активных,
физически
развитых, эмоционально отзывчивых детей, овладевших средствами общения
и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Особое место в жизни дошкольника занимает игра, ведь именно она
является самой доступной, интересным и увлекательным занятием.
Особой популярностью у детей дошкольного возраста пользуется
игра-драматизация. Игра-драматизация
это такая творческая игра, в
которой дети размышляют над содержанием литературного произведения.
В своих научных трудах многие ученые указывают на важность
игры-драматизации
в
детском
виде
творчества.
Так
Л. С. Выготский
характеризует игру-драматизацию как ведущий вид деятельности и как
самый распространенный вид детского творчества.
В
своих
работах
исследователь
С. А. Козлова
говорит,
что
игра-драматизация
очень
близка
к
искусству,
поэтому
ее
называют
«творческой игрой».
Д. Б. Эльконин отмечает, игра-драматизация
это такая игра, в
которой дети берут на себя роли и воспроизводят в ней деятельность и
отношение взрослых.
Как отмечает И. А. Зимина, «игра-драматизация
это особый вид
театрализованной сюжетно-ролевой и режиссерской игры с характерными
признаками: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и
организационные действия и отношения».
Игра-драматизация является особым видом игры, в которой малыш
разыгрывает известный ему сюжет, развивает его и придумывает новое.
В учебной литературе по педагогике описаны основные признаки
игры-драматизации: содержание, творческий замысел, наличие ролей и
сюжета, ролевые и организационные действия.
Для подготовки к игре-драматизации воспитатель: создает условия для
постановки игры и оказывает помощь дошкольникам в приобретении
игровых навыков и умений; расширяет детские представления о предметах,
событиях и явлениях окружающего мира, а также поощряет дошкольников за
индивидуальный подход к игре.
Игра-драматизация строится на основе литературного произведения, но
чаще всего для постановки игр-драматизаций дети дошкольного возраста
выбирают сказки. Ведь именно в ней образ героя всегда яркий, привлекает
ребенка своими поступками, а таких героев дети дошкольники воспроизводят
с большим удовольствием.
Чтобы привлечь ребенка к игре-драматизации педагог должен: вызвать
у детей интерес и познакомить с сюжетом произведения, демонстрируя
разнообразие игрушек и костюмов; через рассматривание иллюстраций по
выбранному произведению усвоить содержание игры и уточнить некоторые
особенности героев.
Из выше сказанного следует сделать вывод, что роль педагога
дошкольной образовательной организации в постановке игры-драматизации
очень важна. От того как он привлек детей к игре будет завесить качество
театрализованного постановки. Вместе с детьми педагог подбирает реквизит,
рисует декорации, проводит работу по актерскому мастерству. В такой
совместной
деятельности
дети
учатся
усваивать
правила
и
нормы
взаимоотношения, учатся подчинять свои желания и интересы коллектива.
В
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования представлено пять направлений развития детей
дошкольного
возраста:
социально-коммуникативное
развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие и физическое развитие.
Рассмотрим возможности развития детей дошкольного возраста в этих
направлениях через игру-драматизацию.
В процессе развития социально-коммуникативных навыков через
игру-драматизацию
дошкольник:
расширяет
свои
представления
о
театральных профессиях и их роли в театре; развивает и поддерживает
интерес к театрализованной деятельности, через организацию продуктивной
деятельности;
развивается
умение
воспринимать
художественное
произведение и анализировать его персонажей.
При
постановке
игры-драматизации
дети
дошкольного
возраста
становятся участниками разных событий из жизни взрослых, животного и
растительного мира, что дает им возможность познать окружающий мир. Эти
познания
дают
хорошую
возможность
для
развития
познавательных
способностей и творческого развития детей как личности.
Речевое развитие сопровождает все виды деятельности ребенка.
Игра-драматизация позволяет развивать качества речи при совместной
деятельности
педагога
и
ребенка,
обогащается
словарный
запас,
совершенствуется звуковая культура и интонационный строй, развивается
воображение и творческие способности ребенка.
У
детей
дошкольного
возраста
в
процессе
игры-драматизации
происходит
развитие
художественно-эстетических
качеств:
развитие
художественного
вкуса
через
восприятие
произведения
искусства;
реализация
самостоятельной
творческой
деятельности;
сопереживание
персонажам художественной литературы.
Происходит
и
физическое
развитие
детей
дошкольников
через
игру-драматизацию: выразительное исполнение основных видов движения;
умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс
развития образа; согласование действий и сопровождающей их речи;
развитие общей и мелкой моторики.
Одним из важных условий в процессе игры-драматизации является
возраст ребенка и его индивидуальные способности. Чем старше ребенок,
тем больше он проявляет свою уникальность и неповторимость в процессе
театрализации игры.
Дети младшей группы в процессе игры-драматизации отличаются от
детей старшего дошкольного возраста небольшим опытом и особенностями
развития
воображения,
мышления
и
речи.
Младшие
дошкольники
используют для игры-драматизации чаще всего знакомые им русские
народные сказки: проигрывают отдельные и запомнившиеся им эпизоды;
показывают
игровые
действия,
применяя
игрушки
и
фигурки
из
плоскостного театра.
В процессе игры-драматизации дети среднего дошкольного возраста
используют
куклы.
Они
с
большим
удовольствием
показывают
понравившийся им сюжет, который показал воспитатель, выражая свои
эмоции и движение в образах. В такой игре развиваются творческие
способности.
В старшем дошкольном возрасте в процессе игры-драматизации
ребенок проявляет себя как артист. На данном возрастном этапе дошкольник
уже вполне самостоятельно способен создать свой образ, проявив свои
навыки и умения.
Как
отмечает
З. Колесникова,
старшие
дошкольники
смелы
и
всесторонне развитые. Свои знания они получают из книг, наблюдений и из
рассказов взрослых.
Открывая все разнообразие миры, он вступает во взаимодействие с
разными сферами действительности. Исполняя роль, ребенок проявляет свое
эмоциональное отношение к герою. В этом возрасте дошкольник способен
понять характер героя и его поступки, он способен понять и разобраться в
своих собственных переживаниях, оценить свое поведение.
В игре-драматизации важную роли играет образная выразительность, к
которым можно отнести интонацию, мимику и пантомимику. В процессе
предварительной подготовке ребенку можно предложить подражание герою,
чтобы побудить себя к перевоплощению в его образ.
В данном виде творческой деятельности очень важно взаимодействие
детей в процессе игры, они обсуждают задачи, находят способы ее решения,
распределяют роли. Таким образом, создается новая детская общность,
которая способна справиться с любыми трудностями, взаимодействие детей
субъект-субъект.
Изучив и проанализировав современные комплексные вариативные
программы, нами были сделаны выводы, что игра-драматизация выделяется
отдельным пунктом в соответствующих разделах. Выявлена важность этого
вида игры, заключающаяся в понимании эмоции персонажа, вступление в
ролевое взаимодействие с другими персонажами, создание творческой игры
для подготовки и проведения спектакля.
Исходя
из
выше
сказанного,
можно
сделать
вывод,
что
игра-драматизация в дошкольной образовательной организации является
эффективным способом развития образовательных областей в развитии
интересной и доступной для дошкольников форме. В данном параграфе мы
рассмотрели
возможности
игры-драматизации
в
дошкольной
образовательной организации и выявили, что применение такого вида игры
способствует обогащению внутреннего мира дошкольника, раскрываются
личностные
особенности,
проявляется
творческий
потенциал.
Игра-драматизация повышает эффективность развития ребенка в целом:
развивается речь ребенка, память, внимание, творческие способности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский.
М.: Педагоги-
ка, 2006.
420 с.
2.
Долгова, Л. А. Психологические основы развития навыков речевой
коммуникации
у
учащихся
общеобразовательной
школы
[Текст]
/
Л. А. Долгова.
М. : Издательство «Лабиринт», 2016.
326 с.
3.
Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст] /
И. Зимина // Дошкольное воспитание.
2005.
№ 4.
4.
Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного об-
разования [Текст] / науч. рук. Л. А. Парамонова.
М. : ТЦ Сфера, 2018.
192 с.
5.
Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова,
Т. А. Куликова.
М. : Академия, 2000.
400 с.
6.
Колесникова, З. Игрушечный театр [Текст] / З. Колесникова // Игра
и дети.
2007.
№ 6.
С. 13–15.
7.
Криворучко, Т. В. Речевое развитие детей через организацию теат-
ральной деятельности [Текст] / Т. В. Криворучко // Филологическое образо-
вание в период детства.
2015.
Т. 22.
С. 51–54.
8.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-
ного образования.
М.: Сфера, 2016.
96 с.
9.
Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] /
под ред. Д. И. Фельдштейна. — М. : Просвещение, 2000. — 267 с.
10. Якубинский, Л. П. О диалогической речи [Текст] / под ред.
Л. В. Щерба.
СПб. : Питер, 2007.
259 с.