Напоминание

"Педагогический потенциал игры-драматизации в дошкольной образовательной организации"


Автор: Бачинина Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с № 15
Населённый пункт: Алапаевск (Свердловская обл.)
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогический потенциал игры-драматизации в дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический потенциал игры-драматизации в дошкольной

образовательной организации

Основную часть своего времени ребенок проводит в детском саду, где

он получает большой опыт эмоционального и практического взаимодействия

со сверстниками и взрослыми. Одной из целей образования, согласно

федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного

образования,

является

воспитание

интересных,

активных,

физически

развитых, эмоционально отзывчивых детей, овладевших средствами общения

и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Особое место в жизни дошкольника занимает игра, ведь именно она

является самой доступной, интересным и увлекательным занятием.

Особой популярностью у детей дошкольного возраста пользуется

игра-драматизация. Игра-драматизация

это такая творческая игра, в

которой дети размышляют над содержанием литературного произведения.

В своих научных трудах многие ученые указывают на важность

игры-драматизации

в

детском

виде

творчества.

Так

Л. С. Выготский

характеризует игру-драматизацию как ведущий вид деятельности и как

самый распространенный вид детского творчества.

В

своих

работах

исследователь

С. А. Козлова

говорит,

что

игра-драматизация

очень

близка

к

искусству,

поэтому

ее

называют

«творческой игрой».

Д. Б. Эльконин отмечает, игра-драматизация

это такая игра, в

которой дети берут на себя роли и воспроизводят в ней деятельность и

отношение взрослых.

Как отмечает И. А. Зимина, «игра-драматизация

это особый вид

театрализованной сюжетно-ролевой и режиссерской игры с характерными

признаками: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и

организационные действия и отношения».

Игра-драматизация является особым видом игры, в которой малыш

разыгрывает известный ему сюжет, развивает его и придумывает новое.

В учебной литературе по педагогике описаны основные признаки

игры-драматизации: содержание, творческий замысел, наличие ролей и

сюжета, ролевые и организационные действия.

Для подготовки к игре-драматизации воспитатель: создает условия для

постановки игры и оказывает помощь дошкольникам в приобретении

игровых навыков и умений; расширяет детские представления о предметах,

событиях и явлениях окружающего мира, а также поощряет дошкольников за

индивидуальный подход к игре.

Игра-драматизация строится на основе литературного произведения, но

чаще всего для постановки игр-драматизаций дети дошкольного возраста

выбирают сказки. Ведь именно в ней образ героя всегда яркий, привлекает

ребенка своими поступками, а таких героев дети дошкольники воспроизводят

с большим удовольствием.

Чтобы привлечь ребенка к игре-драматизации педагог должен: вызвать

у детей интерес и познакомить с сюжетом произведения, демонстрируя

разнообразие игрушек и костюмов; через рассматривание иллюстраций по

выбранному произведению усвоить содержание игры и уточнить некоторые

особенности героев.

Из выше сказанного следует сделать вывод, что роль педагога

дошкольной образовательной организации в постановке игры-драматизации

очень важна. От того как он привлек детей к игре будет завесить качество

театрализованного постановки. Вместе с детьми педагог подбирает реквизит,

рисует декорации, проводит работу по актерскому мастерству. В такой

совместной

деятельности

дети

учатся

усваивать

правила

и

нормы

взаимоотношения, учатся подчинять свои желания и интересы коллектива.

В

федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного образования представлено пять направлений развития детей

дошкольного

возраста:

социально-коммуникативное

развитие,

познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое

развитие и физическое развитие.

Рассмотрим возможности развития детей дошкольного возраста в этих

направлениях через игру-драматизацию.

В процессе развития социально-коммуникативных навыков через

игру-драматизацию

дошкольник:

расширяет

свои

представления

о

театральных профессиях и их роли в театре; развивает и поддерживает

интерес к театрализованной деятельности, через организацию продуктивной

деятельности;

развивается

умение

воспринимать

художественное

произведение и анализировать его персонажей.

При

постановке

игры-драматизации

дети

дошкольного

возраста

становятся участниками разных событий из жизни взрослых, животного и

растительного мира, что дает им возможность познать окружающий мир. Эти

познания

дают

хорошую

возможность

для

развития

познавательных

способностей и творческого развития детей как личности.

Речевое развитие сопровождает все виды деятельности ребенка.

Игра-драматизация позволяет развивать качества речи при совместной

деятельности

педагога

и

ребенка,

обогащается

словарный

запас,

совершенствуется звуковая культура и интонационный строй, развивается

воображение и творческие способности ребенка.

У

детей

дошкольного

возраста

в

процессе

игры-драматизации

происходит

развитие

художественно-эстетических

качеств:

развитие

художественного

вкуса

через

восприятие

произведения

искусства;

реализация

самостоятельной

творческой

деятельности;

сопереживание

персонажам художественной литературы.

Происходит

и

физическое

развитие

детей

дошкольников

через

игру-драматизацию: выразительное исполнение основных видов движения;

умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс

развития образа; согласование действий и сопровождающей их речи;

развитие общей и мелкой моторики.

Одним из важных условий в процессе игры-драматизации является

возраст ребенка и его индивидуальные способности. Чем старше ребенок,

тем больше он проявляет свою уникальность и неповторимость в процессе

театрализации игры.

Дети младшей группы в процессе игры-драматизации отличаются от

детей старшего дошкольного возраста небольшим опытом и особенностями

развития

воображения,

мышления

и

речи.

Младшие

дошкольники

используют для игры-драматизации чаще всего знакомые им русские

народные сказки: проигрывают отдельные и запомнившиеся им эпизоды;

показывают

игровые

действия,

применяя

игрушки

и

фигурки

из

плоскостного театра.

В процессе игры-драматизации дети среднего дошкольного возраста

используют

куклы.

Они

с

большим

удовольствием

показывают

понравившийся им сюжет, который показал воспитатель, выражая свои

эмоции и движение в образах. В такой игре развиваются творческие

способности.

В старшем дошкольном возрасте в процессе игры-драматизации

ребенок проявляет себя как артист. На данном возрастном этапе дошкольник

уже вполне самостоятельно способен создать свой образ, проявив свои

навыки и умения.

Как

отмечает

З. Колесникова,

старшие

дошкольники

смелы

и

всесторонне развитые. Свои знания они получают из книг, наблюдений и из

рассказов взрослых.

Открывая все разнообразие миры, он вступает во взаимодействие с

разными сферами действительности. Исполняя роль, ребенок проявляет свое

эмоциональное отношение к герою. В этом возрасте дошкольник способен

понять характер героя и его поступки, он способен понять и разобраться в

своих собственных переживаниях, оценить свое поведение.

В игре-драматизации важную роли играет образная выразительность, к

которым можно отнести интонацию, мимику и пантомимику. В процессе

предварительной подготовке ребенку можно предложить подражание герою,

чтобы побудить себя к перевоплощению в его образ.

В данном виде творческой деятельности очень важно взаимодействие

детей в процессе игры, они обсуждают задачи, находят способы ее решения,

распределяют роли. Таким образом, создается новая детская общность,

которая способна справиться с любыми трудностями, взаимодействие детей

субъект-субъект.

Изучив и проанализировав современные комплексные вариативные

программы, нами были сделаны выводы, что игра-драматизация выделяется

отдельным пунктом в соответствующих разделах. Выявлена важность этого

вида игры, заключающаяся в понимании эмоции персонажа, вступление в

ролевое взаимодействие с другими персонажами, создание творческой игры

для подготовки и проведения спектакля.

Исходя

из

выше

сказанного,

можно

сделать

вывод,

что

игра-драматизация в дошкольной образовательной организации является

эффективным способом развития образовательных областей в развитии

интересной и доступной для дошкольников форме. В данном параграфе мы

рассмотрели

возможности

игры-драматизации

в

дошкольной

образовательной организации и выявили, что применение такого вида игры

способствует обогащению внутреннего мира дошкольника, раскрываются

личностные

особенности,

проявляется

творческий

потенциал.

Игра-драматизация повышает эффективность развития ребенка в целом:

развивается речь ребенка, память, внимание, творческие способности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский.

М.: Педагоги-

ка, 2006.

420 с.

2.

Долгова, Л. А. Психологические основы развития навыков речевой

коммуникации

у

учащихся

общеобразовательной

школы

[Текст]

/

Л. А. Долгова.

М. : Издательство «Лабиринт», 2016.

326 с.

3.

Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст] /

И. Зимина // Дошкольное воспитание.

2005.

№ 4.

4.

Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного об-

разования [Текст] / науч. рук. Л. А. Парамонова.

М. : ТЦ Сфера, 2018.

192 с.

5.

Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова,

Т. А. Куликова.

М. : Академия, 2000.

400 с.

6.

Колесникова, З. Игрушечный театр [Текст] / З. Колесникова // Игра

и дети.

2007.

№ 6.

С. 13–15.

7.

Криворучко, Т. В. Речевое развитие детей через организацию теат-

ральной деятельности [Текст] / Т. В. Криворучко // Филологическое образо-

вание в период детства.

2015.

Т. 22.

С. 51–54.

8.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-

ного образования.

М.: Сфера, 2016.

96 с.

9.

Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] /

под ред. Д. И. Фельдштейна. — М. : Просвещение, 2000. — 267 с.

10. Якубинский, Л. П. О диалогической речи [Текст] / под ред.

Л. В. Щерба.

СПб. : Питер, 2007.

259 с.



В раздел образования