Напоминание

Пояснительная записка по предмету музыка и пение 5-8 классы специальной (коррекционной) школы


Автор: Каширцева Ирина Васильевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГОКУ "Школа-интернат р.п. Квиток"
Населённый пункт: р.п. Квиток, Иркутская обл., Тайшетский р-он
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Пояснительная записка по предмету музыка и пение 5-8 классы специальной (коррекционной) школы
Раздел: среднее образование





Назад




1

Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке и пению для 5 - 8 классов специальной (коррекцион-

ной) школ составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образователь-

ных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В.,

Москва, ВЛАДОС, 2011 г.

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного про-

цесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Музыка формирует вкусы развивает представление о прекрасном, способствует

эмоциональному познанию объектов окружающей действительности, нормализует многие

психические

процессы,

является

эффективным средством

преодоления

невротических

расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной куль-

туры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества,

исполнительские умения, навыки эмоционального, сознательного восприятия музыки.

Занятия музыкой способствует разностороннему развитию школьника, адаптации

его в обществе. Этому, в процессе обучения музыки и пению, будет способствовать со-

блюдение следующих принципов:

Художественность и культуросообразность содержания;

Коррекционная направленность обучения;

Оптимистическая перспектива образования;

Индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

Комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических тех-

нологий

Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в

структуре аномального развития личности ребёнка; оценивать уровень развития музы-

кальных, творческих возможностей, характер эмоциональных и психофизических нару-

шений, компенсировать их.

Содержание программного материала уроков состоит из теоретического материала,

различных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для прослуши-

вания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют

произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и компо-

зиторская, детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы

музыкальной грамоты.

Раздел

«Пение»

включает

произведения

для

формирования

вокально-хоровых

навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обу-

чения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа

формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя направляется

на чистоту интонации, строя и ансамбля.

Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интона-

ции, красоты звука, ансамблевого чувства, воспитывает привычку к слуховому само-

контролю. Задача творческого развития образа песни является главной и подчиняет себе

вокально-технические приёмы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хо-

ровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся старших классов сопряжено с определённым трудностями му-

тационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Учащимся

подросткового возраста не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий

для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверст-

никами и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накоп-

2

ленный в младших классах, является основой, на которой осуществляется дальней шее

изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит основной минимум знаний о

музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в

живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью,

об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, способах

записи и фиксации музыки, непреходящем значении народного творчества, используя при

этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества

различных композиторов.

В ходе планирования учитель продумывает перспективные, ретроспективные связи

уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в младших и старших классах.

Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя ста-

новится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить

полюбившиеся им песни, сохранить их в своём репертуаре, включить в программу своих

выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их испол-

нению.

Оценка по предмету «Пение и музыка» учитывает индивидуальный уровень интел-

лектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность форми-

рования

его

музыкально-слуховых

представлений,

практических

умений

и

навыков,

накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий

учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным заня-

тиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой

или услышанной музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и мо-

торно-двигательными проявлениями.

Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений

для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самосто-

ятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания

способны выполнять несколько функций:

в качестве объекта восприятия и обсуждения;

в виде вокальных упражнений (наиболее яркие, доступные для пения мелодии);

как материал музыкальных викторин;

как материал для индивидуальных заданий творческого характера (изготовление ри-

сунков, поделок на тему произведения, написание небольших сочинений, рассказов о

музыке);

в виде музыкального сопровождения танцевально-ритмической деятельности, инсце-

нировок сказок, ролевых игр и т. д.

В каждом году обучения представлен объём необходимых для усвоения учащимися

музыкальных знаний, требования, предъявляемые к музыкально-исполнительским умени-

ям и навыкам, развитию творческих способностей.

Настоящая

программа

рассчитана

на

учащихся

5-8

классов.

Срок

реализации

настоящей программы 1 учебный год в каждом классе. Занятия по данной рабочей про-

грамме проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 34 часа в год (1 час в неде-

лю). Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового кален-

дарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На

каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в темати-

ческом плане, которое может меняться в связи с указанными выше причинами.

В структуре программы предусмотрено календарно-тематическое планирование.

Содержание программы

5 класс

(1 ч. в неделю)

3

Пение

Исполнение песенного материала в диапазоне: си – ре (2).

Развитие навыков концертного исполнения, уверенности в своих силах, общитель-

ности, открытости.

Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4

классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во

время распевания.

Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержа-

ния и характера песни.

Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хо-

ром: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамиче-

ские оттенки.

Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных

фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.

Совершенствование навыка чёткого и внятного произношения слов в текстах песен

подвижного характера.

Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопро-

вождения.

Работа над лёгким подвижным звуком и кантиленой.

Повторение песен, разученных в 4 классе.

Слушание музыки

Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особен-

ностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия

связей музыки с жизнью народа и его бытом.

Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.

Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и негативны-

ми переживаниями.

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.

Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещот-

ка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.

Повторное прослушивание произведений, из программы 4 класса.

Музыкальная грамота

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, звукоряд, пауза.

Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4

Музыкальный материал для пения

I четверть (9 часов)

«Моя Россия», музыка. Г.Струве, слова Н.Соловьёвой

«Мальчишки и девчонки», музыка А. Островского, слова И.Дика.

«Учиться надо весело», музыка С.Соснина, слова М.Пляцковского

«Когда мои друзья со мной», музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского.

II четверть (7 часов)

«Большой хоровод» музыка Б.Савельева, слова Л.Жигалкиной и А.Хайта.

«Наша ёлка», музыка А. Островского, слова З.Петровой

«Песенка Деда Мороза» музыка Е. Крылатова, слова Ю.Энтина

III четверть (10 часов)

«Из чего же», музыка Ю.Чичкова, слова Я.Холецкого.

«Катюша», музыка М.Блантера, слова М.Исаковского.

«Лесное солнышко», музыка и слова Ю.Визбора.

«Облака», музыка В. Шаинского, слова С.Козлова

4

IV четверть (9 часов)

«Вместе весело шагать»», музыка В.Шаинского, слова М.Матусовского

«Картошка», русская народная песня, обр.М.Иорданского

«Дважды два четыре», музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского.

Музыкальные произведения для слушания

«Дорога добра», музыка М.Минкова, слова Ю.Энтина

«Сурок» Л.Бетховен

«К Элизе» Л.Бетховен

«Полька», соч.№214, И. Штраус

«Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля» А.Петров

«Утро» «Танец Анитры» из «Пер Гюнт» Э.Григ

«Увертюра» из к/ф «Дети капитана Гранта» музыка И. Дунаевского

Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты:

знать/понимать

перечень

необходимых

для

усвоения

каждым

учащимся

знаний;

уметь – владение конкретными умениями и навыками.

К концу учебного года

учащиеся должны знать:

- наизусть 8-10 песен;

- примерное содержание послушанных музыкальных произведений;

- размеры музыкальных произведений (2\4, ¾, 4/4)

- музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие)

- значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, сви-

рель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).

учащиеся должны уметь:

- самостоятельно начинать пение после вступления;

- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всём диапа-

зоне;

- контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих;

- применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении

музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамиче-

ские оттенки);

- использовать в самостоятельной речи музыкальные термины, давать их элементарную

характеристику, принимать активное участие в обсуждении содержания прослушанного

произведения;

- адекватно оценивать собственное исполнение и пение сверстников.

Содержание программы

6 класс

(1 ч. в неделю)

Пение

Формирование лёгкого. Певучего звучания голосов учащихся. Отработка чёткого,

ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии

не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.

Углубление навыков кантиленного пения; ровность, напевность звучания; протя-

жённое и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое

произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.

5

В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями чёткости, реши-

тельности, добиваться напевности и мягкости звучания.

В

случаях

дикционной трудности необходимо

проведение

специальной

работы,

включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.

Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содер-

жания (бодрый, весёлый, ласковый, напевный и др.)

Повторение песен, изученных в 5 классе.

Слушание музыки

Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и живописи. Спо-

собность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения.

Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.

Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст

происходящего на сцене и на экране, её самостоятельное значение. Роль музыки в раскры-

тии содержания спектакля, фильма, в изображении героев, в характеристике явлений и

событий.

Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы уча-

щихся о музыкальных образах этих произведений.

Особенности творчества композиторов: В.Моцарт, Х.Глюк, Э.Григ.

Развитие умений саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью

специально подобранного музыкального материала.

Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Зна-

комство

с

инструментами

симфонического

оркестра:

духовыми

деревянными

(гобой,

кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, тре-

угольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными инструментами.

Повторное прослушивание произведений из программы 5 класса.

Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию»

Музыкальная грамота

Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, использу-

емых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно

громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).

Элементарные сведения о музыкальных профессиях специальностях: композитор,

дирижёр, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д.

Музыкальный материал для пения

I четверть (9 часов)

«Наташка - первоклашка», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева

«Учителя…», музыка А. Варламова, слова Р. Паниной

«Лесной олень», музыка Е. Крылатова, слова Ю.Энтина

«Морской капитан» музыка В. Протасова, слова А. Андреева

II четверть (7 часов)

«Облака из пластилина», музыка М. Протасова, слова Н. Соловьёвой

«Кабы не было зимы», музыка Е. Крылатова, слова Ю.Энтина

«Мы желаем счастья вам», музыка С. Намина, слова И. Шаферана

III четверть (10 часов)

«Погоня», музыка Я. Френкеля, слова Р. Рождественского

«Три танкиста» музыка Д. Покрасса, слова Б. Ласкина

«Песенка про папу», музыка В.Шаинского, слова М. Танича

«Ты у меня одна», музыка и слова Ю. Визбора

IV четверть (9 часов)

«Не дразните собак», музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского

6

«Священная война», музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача

«Крылатые качели», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина

«Наша школьная страна», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева

Музыкальные произведения для слушания

Е. Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Э. Григ «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

Т. Хренников «Колыбельная Светланы» из к/ф «Гусарская баллада»

Х.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвредика»

С. Прокофьев «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»

«Весенняя» музыка В. Моцарта, слова Овербек

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь – владение конкретными умениями и навыками.

К концу учебного года

учащиеся должны знать:

- наизусть 8-10 песен и самостоятельно их исполнять;

- примерное содержание прослушанных музыкальных произведений;

- основные музыкальные профессии, специальности;

- инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой,

кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, треугол-

ник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты;- жанровые особенно-

сти программной музыки

- правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.

учащиеся должны уметь:

- осознанно, выразительно исполнять песни с использованием интонационно-смысловых

ударений, пауз, темпа, ритма, динамических оттенков;

- самостоятельно выделять незнакомые слова в текстах песен и выяснять их значение;

- выделять мелодию, тему, формулировать основную идею слушаемого произведения;

- пересказывать примерное содержание прослушанных произведений, определять мотивы

поступков героев, последствия их действий, выражать собственное отношение к событиям

и явлениям;

- осознавать причинно-следственные, временные последовательности и зависимости со-

бытий, изложенных в послушанных произведениях.

Содержание программы

7 класс

(1 ч. в неделю)

Пение

Исполнение песенного материала в диапазоне си – ми(2), однако крайние звуки ис-

пользуются довольно редко

Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации.

Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнении я. Кон-

троль

учителя за

индивидуальными изменениями

голоса

каждого

ученика (особенно

мальчиков).

Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной

и вокальной.

Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки.

Повторение песен, разученных в 6 классе.

7

Слушание музыки

Классическая и эстрадная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образы эстрадной му-

зыки в исполнении популярных коллективов; произведения современных композиторов,

лирические песни, танцевальные мелодии. Использование народных песен, мелодий из

классических сочинений в произведениях эстрадной музыки.

Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Программная музы-

ка – инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и

специфическое в литературной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве.

Особенности творчества композиторов: А. Хачатуряна, Г. Свиридова и др.

Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната,

симфония, концерт, квартет, романс, серенада.

Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкаль-

ных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инстру-

ментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты, звукозаписывающее и воспроизво-

дящее оборудование.

Повторное прослушивание произведений из программы 6 класса.

Музыкальная грамота

Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонация в разго-

ворной речи и музыке. Явление переноса речевых интонаций в музыке. Мелодия, как ос-

новное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра.

Мелодии декламационного характера.

Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас. Аккорд,

аккомпанемент, аранжировка и т. д.

Музыкальный материал для пения

I четверть (9 часов)

«Школьный корабль», музыка Г.Струве, слова К.Ибряева

«Листья жёлтые», музыка Р.Паулса, слова И. Шаферана

«Дорога добра», музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина

«Сторона моя» из м/ф «Волшебник Изумруд/города», муз. С. Космачёва, сл. Л. Дербенёва

II четверть (7 часов)

«Огромное небо» музыка О.Фельцмана, слова Р.Рождественского

«Колокола», музыка Е.Крылатова, слова Ю.Энтина

«Песенка о хорошем настроении» музыка А.Лепина, слова В.Коростылёва

III четверть (10 часов)

«Трус не играет в хоккей», музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравого

«Солдат молоденький», музыка В.Шаинского, слова З.Александровой

«Надежда» музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравого

«Хорошие девчата», музыка А.Пахмутовой, слова М.Матусовского

IV четверть (8 часов)

«Тёмная ночь», музыка Н.Богословского, слова В.Агатова

«На безымянной высоте» музыка В. Баснера, слова М.Матусовского

«Гимн Российской Федерации», музыка А.Александрова, слова С.Михалкова

Музыкальные произведения для слушания

Е.Дога «Мой белый город» из одноимённого фильма

М.Равель «Болеро»

Ф.Шуберт «Серенада»

И.Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь»

Г.Свиридов «Тройка» «Вальс»

Г Свиридов «Увертюра» из к/ф «Время, вперёд!»

8

Д.Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»

А.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»

Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь – владение конкретными умениями и навыками.

К концу учебного года

учащиеся должны знать:

- наизусть не менее 10 песен и самостоятельно их исполнять;

- наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из про-

граммы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывая автора;

- жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет,

романс, серенада;

- музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка;

- современные электронные музыкальные инструменты и их звучание.

учащиеся должны уметь:

- исполнять вокально-хоровые упражнения;

- выразительно исполнять песни различного содержания;

- адекватно оценивать самостоятельное исполнение и пение других учащихся;

- соотносить прослушанные произведения с определённым музыкальным жанром;

- давать характеристику примерного содержания прослушанных произведений;

- оценивать нравственную значимость мотивов, поступков действующих лиц музыкаль-

ных произведений;

- отвечать на вопросы учителя по примерному содержанию музыки;

- самостоятельно слушать рекомендованные учителем музыкальные произведения.

Содержание программы

8 класс (1 ч. в неделю)

Пение

Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений:

- совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукооб-

разование, дикция, строй, ансамбль);

- эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений;

- выразительное «концертное» исполнение разученных произведений;

- пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, лег-

кости, подвижности;

- точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метрометрических, ладо-

вых, интервальных закономерностей; достижение дикционной ясности и четкости.

Певческие упражнения:

- пение на одном звуке, на разные слоги;

- пение мажорных и минорных трезвучий и пентахородов, звукорядов на слоги;

- пение попевок с полутоновыми интонациями;

- пение с закрытым ртом;

- совершенствование певческого дыхания;

- упражнения на чистое округленное интонирование;

- вокально-хоровые распевания на песнях;

- пение без сопровождения.

Повторение песен, разученных в 5-7 классах.

9

Слушание музыки

Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и

чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.

Народная музыка в творчестве композиторов.

Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, А. Бородин, А. Хачатурян, Н.

Римский-Корсаков.

Повторение прослушанных произведений из программы 5 – 7 классов.

Музыкальная грамота

Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных

произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности – темп, дина-

мика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр.

Анализ музыкальных средств выразительности различных произведений.

Музыкальный материал для пения

I четверть (9 часов)

«С чего начинается Родина?» из к/ф «Щит и меч», муз. Б. Баснера, сл. М. Матусовского.

«Конопатая девчонка», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского

«Не повторяется такое никогда», музыка С. Туликова, слова М. Пляцковского

«Подмосковные вечера», муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского.

II четверть (7 часов)

«Есть только миг» из к/ф «Земля Санникова», муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.

«Песенка о медведях» из к/ф «Кавказская пленница», муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.

«Разговор со счастьем» из к/ф «Иван В. меняет профессию», муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева

III четверть (10 часов)

«Старый клён» из к/ф «Девчата», муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского

«Спят курганы тёмные» из к/ф «Большая жизнь», муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина.

«Когда весна придёт…» из к/ф «Весна на Заречной улице» муз. Б. Мокроусова, сл. А. Фатьянова

«Рассвет-чародей» муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.

IV четверть (8 часов)

«День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

«Нам нужна одна победа» из к/ф «Белорусский вокзал» муз. и сл. Б. Окуджавы.

«Прощальный вальс» из к/ф «Розыгрыш» муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

Музыкальные произведения для слушания

И. Бах. «Токката», ре минор, BWV 565.

И. Бах. «Sarabanda» из Французской сюиты № 1.

B. Моцарт. «Увертюра» из оперы «Женитьба Фигаро»

B. Моцарт. «Allegro molto» из симфонии № 40

И. Брамс. «Венгерский танец № 5», фа-диез минор.

Дж. Верди. «Песенка Герцога» из оперы «Риголетто».

А. Хачатурян. «Вальс» из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».

А. Бородин. «Половецкие пляски с хором» из оперы «Князь Игорь».

C. Прокофьев «Вставайте, люди русские». «Ледовое побоище» из кантаты «А. Невский»

Н. Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте мои кисельки» из оперы «Садко».

Н. Римский-Корсаков. Песня Леля «Туча со громом сговаривалась», опера «Снегурочка»

Ф. Лей. «Мелодия» из к/ф «История любви». Э. Морриконе. Музыка к кинофильмам.

«А цыган идёт» из к/ф «Жестокий романс», муз. А. Петрова, сл. Р. Киплинга, рус/текст Г. Кружков

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

10

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь – владение конкретными умениями и навыками.

Учащиеся должны знать:

- средства музыкальной выразительности;

- основные жанры музыкальных произведений;

- музыкальные инструменты;

- музыкальные профессии и специальности;

- особенности творчества изученных композиторов;

- особенности народного музыкального творчества.

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно исполнять несколько песен;

- отвечать на вопросы о прослушанных произведениях:

- называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения;

- называть исполнителя — певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

- определять характер, содержание произведения;

- определять ведущие средства выразительности;

- давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;

- подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слу-

шания и исполнения.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература основная:

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9

классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г

Литература дополнительная:

1.«Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная

игротека» авт./сост. Е.Н. Арсенина. Волгоград: Учитель, 2009 – 205 с.; ил.

2.«Музыка. 5-8 классы: музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные

задачи» авт./сост. Е.Н. Арсенина. Волгоград: Учитель, 2011 - 205 с.

3.«Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины» И. Агапова, М. Давыдова.

Москва: Дом. XXI век, 2008 - 222 с.

4.«Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш» О.П. Радынова. Москва: ТЦ Сфера, 2009

5.«Музыкальные шедевры: Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» О.П. Радынова.

Москва: ТЦ Сфера, 2009 - 208 с.

6.«Мир музыки» М. Зильберквит. Москва: Дет/лит, 1988-335 с.

7.«На родимой на сторонке: Популярные рус/нар/песни». Сост. Д.А.Рытов. Ярославль:

Академия развития, 2002 – 64 с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники