Напоминание

Мир букв


Автор: Салоха Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБД ОУ д⁄с № 39
Населённый пункт: с. Соколовское, Гулькевичский район, Краснодарский край.
Наименование материала: проект
Тема: Мир букв
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №39 с. Соколовского,

Гулькевичского района, Краснодарского края

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

для подготовительной группы

«Мир букв»

Вид проекта: краткосрочный, творческо-исследовательский

Продолжительность проекта: с 18.01.21г. по 22.01.21г.

Участники проекта: Дети общеразвивающей группы № 6 , воспитатель, родители

Актуальность:

В последние годы важно увеличилось численность ребят, встречающихся

с разными проблемами изучения в исходной школе. Они не всякий раз верно слышат и

дифференцируют звуки родного языка, а это приводит к выходу в свет промахов при

чтении и при послании. Как ведомо, всякую заболевание проще предотвратить,

чем врачевать. В следствие этого нужно производить целенаправленную работу по

предупреждению промахов чтения и послания в дошкольном

возрасте. Появляется вопрос: «С чего начинать изучение грамоте?». Понятие

«обучение грамоте» предполагает становление у ребёнка ряда умений

и способностей еще до знакомства с знаками и слогами.

Ключевая задачка воспитателей и опекунов дошкольника – образовать посыла к

овладению грамотой. И начинать надобно с становления фонематического

восприятия, то есть умения верно слышать, выделять и отличать все звуки речи,

а еще создавать обычнейший звуковой тест.

Что мы знаем?

Букву можно написать.

Букву можно прочитать.

Что мы хотим узнать?

Что мы знаем о буквах?

Что предшествовало появлению букв?

Всегда ли букве соответствует звук?

Где живут буквы?

Откуда появились буквы?

История появления букв?

Откуда пришло название букв и алфавита?

Какую роль в жизни человека играют буквы?

Значение букв в жизни людей?

С помощью чего мы

это сделаем?

-Посмотрим видеофильмы

- Прослушивание песен и стихов

-Можно спросить у родителей

-Провести игры с нашими воспитателями

-Просмотр иллюстраций

- почитаем познавательные рассказы

Цель проекта:

Повысить мотивацию дошкольников к обучению чтению через

организацию проектной деятельности с детьми.

Задачи:

- Тренировать ребят в умении исполнять звуковой тест текстов, дробить текста на

слоги, подчеркивая ударный слог

- Зафиксировать тип букв;

- Уточнить понятия «звук» и «буква»;

- Зафиксировать познания о буквах, выработать способности составления и чтения

слогов, текстов.

- Развивать коммуникативные возможности ребят, создавать чувственный контакт

воспитателей, опекунов с ребятами сквозь общую работу.

- Активизировать и обогащать лексикографический припас, развивать связную речь.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

- Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в

школе.

Социально-

коммуникатив

ное развитие

Познавательно

е развитие

Речевое

развитие

Художестве

нно-

эстетическо

е развитие

Физическое

развитие

понедельник

«Беседа -

рассказ о

буквах»

Д/и «Веселые

буквы»

«Буквы в

древние

времена»

Д/и «Найди

предмет на

заданную букву

и расскажи о

нем»

Д/и «Буквы из

веревочек»

Ч.Х.Л.-Виктор

Драгунский «За

колдованная бу

ква»

Аппликация

«Буквы

разные»

П/и «Тише

едешь,

дальше

будеш»

вторник

«Беседа об

Алфавите»

Д/и «Найди

пару»

ФЕМП

«Найди слово на

заданное число»

Д/и «Посчитай

буквы в слове»

Д/и «Буквы на

спине»

Сочинить

сказку про

алфавит.

Аппликация

«Обложка

азбуки».

П/и

«Ловишки»

среда

«Что такое

слово? Рассказ-

беседа»

Д/и

«

Первая

буква»

Тема: «Как была

написана первая

книга»

Д/и «На что

похожа буква?»

Д/и «Собери

слово»

Написать

рассказ из

вырезанных

букв.

Рисование «

На что

похожа букв

а».

П/и

«Цепи

кованые».

четверг

«Что такое

речь? Рассказ-

беседа»

Д/и «Слова из

букв»

Смотреть

познавательный

мультфильм

«Пишичитай»

Д/и «Составь

слово»

Выставка книг

Лепка букв и

з солёного

П/и

«Мышеловка

»

пятница

Рассматривани

е алфавита

разных стран.

Д/и

«Лабиринты»

Смотреть

познавательный

мультфильм

«Пишичитай»

Д/и «Назови

слово на

букву»

Рассматривани

е иллюстраций

в книгах

Раскрашиван

ие букв из

теста

П/и по

желанию

детей

Предполагаемые результаты:

Расширение, активизация словарного припаса, становление грамматического строя и

связной речи у ребят.

Становление фонематического

восприятия, укрепление опыта верного звукопроизношения и звукобуквенного

анализа.

Выработка способностей составления и чтения слогов, слов;

Выработка способностей печатания букв, слогов, текстов.

Увеличение коммуникативных, креативных возможностей ребят.

Образование ощущения дружбы и коллективизма.

Приложение

«Беседа об Алфавите»

Цель: ознакомление детей с алфавитом, откуда пришло название букв и алфавита.

Помочь понять детям, что такое разговор и что такое речь, чем они отличаются.

Познакомить с гласными и согласными.

Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.

Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление, воображение, развивать

связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать

на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно

делать выводы,

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность,

воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения:

работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей

и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать

интерес к занятию и любовь к родному языку.

Материал: мяч, ручка, тетрадь.

Ход

Воспитатель:

Отгадайте загадку

33 сестрички ростом невелички

Если знаешь их секрет, то найдешь ответ

(Буквы)

Сколько букв вы знаете? (ответ детей).

Правильно 33 буквы. Теперь вы знаете все буквы в алфавите и можете прочитать всю

книгу. Я сейчас вам расскажу, как в первом классе вы будете читать букварь и азбуку.

Слово «Азбука» русское, а «Алфавит» - греческое. В алфавите первая буква «А»

называлась раньше Аз, а буква «Б» - буки. Вот от этих букв и произошло слово

«азбука». В греческом языке первая буква «А» называлась Альфа, а вторая буква «Б»

называлась буки. Отсюда произошло слово алфавит. Вы знаете, что в алфавите буквы

стоят по порядку от «А» до «Я» . Вот послушайте о буквах стихотворение

Встали буквы в чёткий строй

Строй как строй

Он зовется алфавит

Всюду путь ему открыт

Ребята давайте сейчас повторим все буквы от «А» до «Я» (дети повторяют буквы).

Молодцы!!!

А вы знаете о том, что когда вы отвечаете на вопрос это речь. Когда вы рассказываете

по картинке, это тоже речь. Любой рассказ или разговор между собой это речь устная.

А если мы посмотрим азбуку, то увидим не только картинки, но и значки, которые

называются буквами, а из букв мы уже можем составить слова и предложения. И это

тоже будет речь, только не устная, а письменная. Но чтобы узнать что написано нужно

прочитать. Вот послушайте загадку

На страницах букваря

Тридцать три богатыря

Мудрецов богатырей

Знает каждый грамотей

(алфавит)

(дети отгадывают загадку)

Молодцы, угадали. Скажите, когда я читала загадку, какая речь была? (устная).

Ребята, а вы знаете, что в азбуке живут очень умные буквы. Буквы выбрали себе

особые наряды. Одни буквы нарядились в синие рубашки, а другие в красные. Те что в

синих рубашках это согласные буквы, а те что в красных рубашках это гласные буквы.

Дружит гласная с согласной

Составляют вместе слог

«МА» и «ША» читает Маша

Так буквы дружно играют друг с другом и у них получаются слова. Давайте мы сейчас

поиграем. Я вам по очереди буду бросать мяч, и буду начинать говорить ваши имена, а

вы заканчивать. А потом узнаем на сколько частей делится имя. Сколько гласных букв

в имени столько и слогов.

Та-ня, Са-ша и так далее.

Пальчиковая игра

Ребята, а сейчас откройте тетрадки и попробуйте напечатать слово «ма-ма», «па-па» и

те слов, которые сами хотели напечатать.

Скажите, пожалуйста, сколько в слове слогов? Сколько гласных? Сколько согласных?

Придумайте из этих слов предложения (в конце занятия спросить у детей, с чем

познакомились)

Беседа - рассказ о буквах детям

Что мы знаем о буквах? Что предшествовало появлению букв? Всегда ли букве

соответствует звук? Где живут буквы? В нашем рассказе попробуем ответить на эти и

другие вопросы.

Предисловие

Как известно, почти все животные на Земле могут издавать звуки. Кроме того,

наблюдая, например, за жизнью домашних животных, мы замечаем, что

представители одного семейства (собака и собака, кошка и кошка и др.) иногда

обмениваются звуками, будто бы переговариваются: вероятно, это составляет их речь.

Итак, животные могут посредством звуков передавать друг другу некоторые

сообщения. Но их язык беден звуками и они не могут соединять звуки по своему

желанию. Речь животных нечленораздельна.

Мы же, люди, можем по своему желанию отделить один звук от другого. Человеческая

речь членораздельна. Кроме того, мы умеем представить на бумаге звуки особыми

значками, которые называются «буквами». Буква есть условное обозначение звука.

Обычно буква соответствует звуку в устной речи, но это не всегда так.

История вопроса

Свыше трёх тысяч лет назад люди начали использовать для письма специальные

знаки, которым позже дали название «буквы». Это случилось не вдруг. Буквенному

письму предшествовала так называемая «пиктография» (письмо в рисунках).

Буквы научились объединять; получались всевозможные сочетания (слоги). А слоги

складывали в слова.

Где живут буквы? Буквы живут в алфавите, или в азбуке. Буквы, населяющие русский

алфавит, с течением времени меняли своё значение и начертание. Появлялись новые

буквы, старые выходили из обихода.

Алфавит, которым мы пользуемся сейчас и который мы называем «современным»,

имеет в своём составе 33 буквы. Он берёт своё начало от старославянского алфавита.

Его придумали братья-монахи Кирилл и Мефодий (их истинные имена Константин и

Михаил). Ежегодно в Болгарии, 24 мая, имеет место удивительный праздник.

Множество людей несут плакаты, лозунги, цветы, а, главное, буквы разной величины

и оттенков. Люди отмечают праздник, называемый Днём славянской письменности.

Такие разные буквы

Что такое буква? Буква — отдельный символ какого-либо алфавита.

Буква может иметь несколько равнозначных вариантов написания, которые не ведут к

смене её произношения и смысла.

Буква может быть прописной (заглавной) или строчной. В русском языке прописная

буква знает, где ей нужно встать. Она пишется в начале предложения и в начале

прямой речи или цитаты. Также с прописной буквы начинаются некоторые слова,

например, имена собственные, названия городов, регионов, океанов. Скажем так:

существуют определённые правила, по которым то или иное слово начинается с

заглавной или строчной буквы.

Из букв составляются слоги, слоги – это кирпичики слова.

Буквы мы видим и пишем, в отличие от звуков, которые только произносим.

Буквы бывают гласные и согласные. В русском языке 10 гласных букв, 21 согласная

буква и 2 знака.

Что такое слово? Рассказ-беседа детям

С раннего детства и до преклонных лет человек слышит слова. У каждого слова своя

история.

Жизнь требует, чтобы мы употребляли слова правильно.

Слова в своём развитии могут подвергаться определённым изменениям.

Происхождение различных слов изучается, а раздел науки о языке, занимающийся

происхождением слов, называется «этимологией».

Роль слов переоценить трудно. Если мы хотим до кого-то донести свою мысль,

выразить чувства, написать книгу – без слов это сделать невозможно. Слово ранит и

ободряет, даёт надежду, поддерживает, утешает. «Доброе слово и кошке приятно», —

учит нас русская пословица.

Слово обозначает определённый предмет, событие, явление жизни. Однако не все

слова соотносятся с какими-либо понятиями, действиями. К таковым в русском языке

относятся междометия, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы).

Слово – это друг и помощник человека. К нему нужно относиться бережно. Не

употребляйте в речи мусорные слова. Они не добавят нам позитива.

Что такое слово?

По-научному слово – это наименьшая единица речи, самостоятельная структурно-

смысловая единица языка.

В самом общем смысле слово – это обозначение того, о чём мы можем подумать.

Слово – это совокупность звуков или отдельный звук. Слово состоит из слогов.

Сколько в слове гласных звуков, столько в нем и слогов. Из слов составляются

предложения.

В русском языке около полумиллиона слов. Появляются новые слова, а некоторые

используются всё реже и реже.

Как возникает слово? Что такое словообразование?

Ни для кого не секрет, что слова составляются из определённых «кирпичиков». Есть

такой раздел науки, который ставит своей целью изучить состав и способы

образования слов. Он называется «словообразование».

Приведём пример: «лесной, пролесок, лесовик». Каждая из выделенных частей этих

слов остается неизменной, какое бы новое слово мы не образовали. Одна часть слова

является как бы его основанием, на котором утверждается и все слово. Главная,

основная часть слова называется «корнем». Перед корнем часто ставится «приставка».

Часть слова после корня называется «суффикс». В конце слова имеет место быть

«окончание». Часть слова без окончания называется «основой».

Но не только с использованием этих «кирпичиков» образуются новые слова.

Существуют и иные способы образования слов.

Великие мастера слова

Кого мы можем назвать «великими мастерами слова»? Наших классиков:

А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, А.П.Чехова и других. Они умели

обращаться с русским словом. Они писали о том, о чём переживали, думали,

размышляли, что чувствовали… И слово было их союзником.

Что такое речь? Рассказ-беседа детям

Любой человек представляет собой своеобразный мир – со своими чувствами,

знаниями и представлениями. И для него жизненно необходимо уметь передать эти

знания и чувства другим людям – тем, кто живёт, учится, работает рядом ним, а также

будущим поколениям.

Вся история цивилизации – это история общения людей и человеческих сообществ.

Человеку важно удовлетворить свою вечную потребность в передаче и получении

информации. Как это сделать?

Природа способствовала этому процессу. Мы люди, горды тем, что наша речь

членораздельна, в отличие от животных, которым не дано соединять звуки по своему

желанию, произносить слова и предложения.

Что такое речь?

С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он

произносит короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт –

его речь развивается. В школьном курсе есть специальные занятия по развитию речи.

Дадим понятие речи.

Речь – умение, способность человека говорить.

Речь – это определённая технология создания, выражения мысли посредством языка.

Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи

информации.

Если спросить психолога, что такое речь, то он скажет, что речь, прежде всего — это

одна из высших психических функций человека, во всем охвате ее взаимосвязей с

важными психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью.

Язык и речь

Речь напрямую связана с языком. Язык являет собой оригинальную по сложности и

совершенству систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в

письменной форме.

Язык и речь – понятия близкородственные, но это не одно и то же. Язык должен

использоваться в целях общения — только тогда возникает речь. Язык становится

недееспособным после того, как люди перестают на нем общаться.

Речь – это язык в действии, то есть язык, используемый для выражения определённых

идей, эмоций, чувств.

Основная единица речи – это слово.

Берегите речь

Жизнь показывает, насколько велика приверженность маленьких детей ко

всевозможным перевёртышам, потешкам, небылицам, небывальщинам. Всем известна

детская манера коверкать речь, подражать взрослым, передразнивать животных,

болтать на секретных языках, баловаться с речью. Но детям можно, их взрослению

сопутствует повышенный интерес к звуковой стороне речи.

Но шалости с речью в более позднем возрасте зачастую неуместны. Берегите речь!

Стремитесь к тому, чтобы не использовать в речи мусорные слова. Есть такая хорошая

дисциплина – «риторика». Она учит нас речевому поведению, учит общаться.

Риторика – наша помощница в правильном выборе словесных средств, в решении

коммуникативных задач.

Рассказ «Язык — важнейшее средство человеческого общения»

Величайшая ценность человечества – язык. Членораздельным языком, как высшим

даром, отличается человек от животного.

История вопроса

И в каменном веке люди нуждались в общении. Мужчинам требовалось поговорить о

правилах охоты, женщинам — поделиться секретами, где можно осуществить сбор

провизии. Все выполняли какие-то дела, но озвучить членораздельно, кому и что

нужно, не умели.

Но люди пытались вступать в диалог. Они делали друг для друга какие-то заметки в

виде набора узелков, ракушек, позже рисовали картинки (это был период

пиктографии). Постепенно человечество «дошло» и до осмысленной речи.

Что такое язык?

Язык – это уникальное средство общения. Без языка невозможно учиться, овладевать

профессиями, обмениваться мыслями. Огромна роль языка в развитии культуры,

науки, в воспитании.

Язык – это сложная и совершенная система знаков, в точности приспособленная для

передачи человеческих мыслей и чувств.

Возникновение языка – одно из самых таинственных событий, связанных с

появлением на земле человека. Язык, в отличие от иных составляющих человеческой

культуры, нельзя причислить к изобретениям человека. Но с помощью языка люди

придумали множество знаковых систем.

Для чего нужен язык?

Язык нужен для того, чтобы люди могли понять друг друга.

Язык появился потому, что в нём возникла необходимость: на работе и в быту нужно

было общаться, оперативно принимать решения, давать ответы на вопросы. Язык –

самая совершенная коммуникативная система.

Посредством языка духовное сокровище одного поколения передается другому.

Язык – это орудие мышления. Мышление индивида опирается на языковые средства.

Язык – мощный инструмент на пути совершенствования и прогресса.

Язык — важнейшее средство человеческого общения.

Ещё раз о главном

Зачастую мы не думаем о важном, например, о роли языка в нашей жизни, о том, как

хорошо, что есть речь. Мы не испытываем счастья оттого, что есть буквы, слоги,

предложения. А ведь язык – это великое благо.

Человек так устроен, что у него есть настоятельная потребность делиться своими

знаниями, думами, чувствами с другими людьми.

Менялись эпохи, законы, представления о жизни – но общение было всегда. Важный

инструмент, без которого неосуществимо это общение, неосуществимо мышление –

это знак, то есть возможность наделять некий внешний сигнал, предмет или

изображение определённым смыслом. Это по силам сделать только человеку. И

человек постоянно работает над созданием новых и улучшением старых знаковых

систем, чтобы с их помощью удовлетворить свои потребности в передаче и получении

информации.

Язык – мощный союзник и помощник человека в овладении миром.

Все про алфавит

А

1-ая буква алфавита. В алфавите произносится А.

гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.

под ударением А и без ударения А.

если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук А, пишем букву А

(мал). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук А, пишем букву

Я (мял).

исключение – слова с ЧА-ЩА. Ведь Ч и Щ – согласные всегда мягкие, хочется

после них написать Я, а нельзя.

Б

2-ая буква алфавита. В алфавите произносится БЭ.

звонкий парный согласный по глухости-звонкости.

глухая пара П. (лбы – звук Б, лоб – звук П)

может быть мягким (БЬ) белка и твёрдым (Б) бочка.

В

3-ья буква алфавита. В алфавите произносится ВЭ.

звонкий парный согласный по глухости-звонкости.

глухая пара Ф. (ловлю – звук В, лов – звук Ф)

может быть мягким (ВЬ) ловить и твёрдым (В) вол.

Г

4-ая буква алфавита. В алфавите произносится ГЭ.

звонкий парный согласный по глухости-звонкости.

глухая пара К. (луга – звук Г, луг – звук К)

может быть мягким (ГЬ) герань и твёрдым (К) гол.

Д

5-ая буква алфавита. В алфавите произносится ДЭ.

звонкий парный согласный по глухости-звонкости.

глухая пара Т. (плоды – звук Д, плод – звук Т)

может быть мягким (ДЬ) Дима и твёрдым (Д) Дана.

Е

6-ая буква алфавита. В алфавите произносится (ЙЭ).

гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.

Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).

Звука Е не бывает. Буква Е может обозначать разные звуки в зависимости от её

расположения в слове и ударения.

Вариант 1. Буква Е под ударением:

а) если Е стоит в начале слова (ель), после Ь и Ъ знака (подъели), после гласной

(поездка), то она обозначает 2 звука ЙЭ

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае – если стоит после

согласной (лес) . Поэтому в слове лес буква Е обозначает один звук Э.

Вариант 2. Буква Е не под ударением:

а) если Е стоит в начале слова (енот), после Ь и Ъ знака (подъезжать), после гласной

(поезд), то она обозначает 2 звука – ЙИ.

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае – если стоит после

согласной (лесной) . Буква Е обозначает звук И.

Ё

7-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЙО.

гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.

Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).

Всегда ударный.

ВНИМАНИЕ! Нельзя ставить знак ударения на Ё, так как Ё – всегда ударная.

Звука Ё не бывает. Буква Ё может обозначать разные звуки в зависимости от её

расположения в слове.

а) если Ё стоит в начале слова (ёжик), после Ь и Ъ знака (подъём), после гласной

(поёт), то она обозначает 2 звука (ЙО)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае – если стоит после

согласной (пёс) . Буква Ё обозначает звук О.

Ж

8-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЖЭ.

звонкий парный согласный по глухости-звонкости.

Глухая пара Ш. (лужа – звук Ж, у луж – звук Ш)

Всегда твёрдый. Т.е. что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (жир),

мягкий знак (молодёжь) – звук произносится твёрдо.

З

9-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЗЭ.

звонкий парный согласный по глухости-звонкости.

Глухая пара С. (коза – звук З, много коз – звук С)

Может быть мягким (ЗЬ) зима и твёрдым (З) звон.

И

10-ая буква алфавита. В алфавите произносится И.

гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.

под ударением И и без ударения И.

Если согласный звучит мягко, и после него слышится звук И, пишем букву И

(рис).

Исключение – слова с ЖИ-ШИ. Слышим Ы, а пишем И.

Й

11-ая буква алфавита. В алфавите произносится И-краткое.

всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному – сонорный.

Всегда мягкий (нет твёрдой пары).

К

12-ая буква алфавита. В алфавите произносится КА.

глухой парный согласный по глухости-звонкости.

Звонкая пара Г. (кот – звук К, год – звук Г)

Может быть мягким (КЬ) кит и твёрдым (К) кот.

Л

13-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭЛЬ.

всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному – сонорный.

Может быть мягким (ЛЬ) лето и твёрдым (Л) лов.

М

14-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭМ.

всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному – сонорный.

Может быть мягким (МЬ) мир и твёрдым (М) мошка.

Н

15-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭН.

всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному – сонорный.

Может быть мягким (НЬ) небо и твёрдым (Н) нота.

О

16-ая буква алфавита. В алфавите произносится О.

гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.

Под ударением звук О, а без ударения А.

Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук О, пишем букву О

(нос). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук О, пишем букву

Ё (нёс). Исключение – слова шёл, шёлк.

П

17-ая буква алфавита. В алфавите произносится ПЭ.

глухой парный согласный по глухости-звонкости.

звонкая пара Б. (почка – звук П, бочка – звук Б)

может быть мягким (ПЬ) пить и твёрдым (П) пони.

Р

18-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭР.

всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному – сонорный.

Может быть мягким (РЬ) река и твёрдым (Р) роль.

С

19-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭС.

глухой парный согласный по глухости-звонкости.

звонкая пара З. (соя – звук С, Зоя – звук З)

может быть мягким (СЬ) Сеня и твёрдым (С) сон.

Т

20-ая буква алфавита. В алфавите произносится ТЭ

глухой парный согласный по глухости-звонкости.

звонкая пара Д. (том – звук Т, дом – звук Д)

может быть мягким (ТЬ) Тёма и твёрдым (Т) тыква..

У

21-ая буква алфавита. В алфавите произносится У.

гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.

Под ударением У и без ударения У.

Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук У, пишем букву У

(лук). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук У, пишем букву

Ю (люк).

Исключение – слова с ЧУ-ЩУ. Ведь Ч и Щ согласные всегда мягкие, хочется

после них написать Ю, а нельзя.

Ф

22-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭФ.

глухой парный согласный по глухости-звонкости.

Звонкая пара В. (Фаня– звук Ф, Ваня – звук В)

Может быть мягким (ФЬ) фильм и твёрдым (Ф) шкаф.

Х

23-ая буква алфавита. В алфавите произносится ХА.

всегда глухой согласный (нет звонкой пары).

Может быть мягким (ХЬ) хек и твёрдым (Х) хурма.

Ц

24-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЦЭ.

всегда глухой согласный (нет звонкой пары).

Всегда твёрдый согласный (нет мягкой пары)

Ч

25-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЧЭ.

всегда глухой согласный (нет звонкой пары).

Всегда мягкий.Т.е. что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (час),

согласный (точный), стоит ли он на конце слова (луч) – звук произносится

мягко.

Ш

26-ая буква алфавита. В алфавите произносится ША.

глухой парный согласный по глухости-звонкости.

Звонкая пара Ж. (Луша – звук Ш, лужа – звук ж) Всегда твёрдый. Т.е. что бы

после него ни стояло: гласная второго ряда (ширь), мягкий знак (сушь) – звук

произносится твёрдо.

Щ

27-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЩА.

всегда глухой согласный (нет звонкой пары).

Всегда мягкий.Т.е. что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (пощада),

согласный (мощный), стоит ли он на конце слова (овощ) – звук произносится

мягко.

Ъ

28-ая буква алфавита. В алфавите произносится ТВЁРДЫЙ ЗНАК.

буква называется – разделительный твёрдый знак.

Звука не обозначает.

Пишется только после согласной перед гласными Е,Ё, Ю,Я, НО! Только в том

случае, если в слове появился звук Й. Сравните пары – сел – съел.

Ы

29-ая буква алфавита. В алфавите произносится Ы.

гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.

Под ударением Ы и без ударения Ы.

Буква Ы почти никогда не стоит в начале слова.

Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук Ы, пишем букву Ы

(сын).

Исключение – слова с ЖИ-ШИ. Ведь Ж и Ш согласные всегда твёрдые, хочется

после них написать Ы, а нельзя.

ь

30-ая буква алфавита. В алфавите произносится МЯГКИЙ ЗНАК.

У этой буквы двойная роль.

1) Ь – показатель мягкости. Если согласная буква звучит мягко, после неё не стоит

гласная второго ряда и это не Ч, Щ Й, то значит после неё надо написать Ь. (конь,

коньки). Есть слова с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, елочка, песочный птенчик, которые

пишутся без мягкого знака.

2) разделительный мягкий знак. Звука не обозначает. Пишется только после согласной

перед гласными Е,Ё, Ю,Я, И. ( ВНИМАНИЕ! Добавилась, в отличие от Ъ знака буква

И) НО! Только в том случае, если в слове появился звук Й. Сравните пары – Коля –

колья.

Э

31-ая буква алфавита. В алфавите произносится Э.

Гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.

Под ударением звук Э и без ударения Э.

Обычно буква пишется после гласных (поэт) или в начале слова (эхо).

Ю

32-ая буква алфавита. В алфавите произносится (ЙУ).

Гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.

Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).

Звука Ю не бывает. Буква Ю может обозначать разные звуки в зависимости от её

расположения в слове. Ударение роли не играет.

а) если Ю стоит в начале слова (юла), после Ь и Ъ знака (пьют), после гласной (поют),

то она обозначает 2 звука (ЙУ)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае – если стоит после

согласной (люк) . Буква Ю обозначает звук У.

Кроме сочетаний ЧУ-ЩУ, хочется написать Ю, а надо У. (щука)

Я

33-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЙА

Гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.

Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).

Звука Я не бывает. Буква Я может обозначать разные звуки в зависимости от её

расположения в слове и ударения.

Вариант 1. Буква Я под ударением:

а) если Я стоит в начале слова (яма), после Ь и Ъ знака (бурьян), после гласной (баян),

то она обозначает 2 звука (ЙА)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае – если стоит после

согласной (вяз) . Буква Я под ударением обозначает звук А.

Вариант 2. Буква Я не под ударением:

а) если Я стоит в начале слова (ямщик), после Ь и Ъ знака (съязвить), после гласной

(появление), то она обозначает 2 звука (ЙИ).

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае – если стоит после

согласной (мясной). Буква Я без ударения обозначает звук И. Кроме сочетаний ЧА-

ЩА, хочется написать Я, а надо А. (чаща)

Веселые игры для запоминания букв

1.

Веселые буквы

Дошкольники все легко усваивают в игре, поэтому лепите буквы из пластилина,

рисуйте их, раскрашивайте (лучше пальчиками, чтобы подключить и мелкую

моторику), выводите на манной крупе, складывайте из бусин.

2. Найди пару

Готовим два набора букв, из своего достаем одну и просим ребенка найти в своей

кучке такую же. Если есть только один набор — просим нарисовать ее.

3. Первая буква

Берем пять картинок с разными фруктами. Например, апельсин, груша, киви, слива,

персик. И даем малышу пять букв (а, г, к, с, п), просим найти, с какой буквы

начинается каждое слово и соединить их.

4. Слова из букв

Берите только те буквы, которые ребенок уже запомнил, начинайте с простых — мак,

сок, сыр, рак. Дальше можно усложнять по мере необходимости.

5. Лабиринты

В книжных магазинах есть масса недорогих тетрадей с лабиринтами. Эта игра хорошо

развивает моторику, внимание, умение рисовать безотрывную линию. Нужно следить

за тем, чтобы ребенок менял положение руки, а не лист бумаги.

6. Пропущенные буквы

Эта игра немного сложнее: нужно взять небольшой текст, где в словах пропущены

буквы и попросить ребенка найти и вставить необходимые. Как вариант, можно

просить ребенка зачеркивать в тексте какую-то одну букву, в каждом слове, где она

встречается. Текст обязательно должен быть с крупным шрифтом.

7. Буквы из веревочки

На картоне напишите букву, предложите малышу нанести на нее клей ПВА, а потом

приложить веревочку. Можно сделать несколько таких поделок. А потом наощупь, с

закрытыми глазами определять, где какая буква.

8. Предметная азбука

На листе бумаги пишите алфавит. Отдельно готовите коробочку с разными

небольшими предметами. Нужно, чтобы ребенок каждый из предметов разложил на те

буквы, с которых начинается их название.

9. Буквы на спине

Мама пишет ребенку на спине букву пальцем, а он пытается изобразить ее на бумаге

или просто отгадать. Потом можно поменяться ролями.

10. Буквоед

Напишите на листе бумаги буквы не полностью, расскажите, что их испортил Буквоед

и попросите малыша дописать их. В конце уточните, какая буква получилась.

Дидактические игры:«Мягкие буквы», «Собери слово», «Составь слово»

-Настольно-печатные игры:

пазлы «Азбука», «Обведи букву», «Заштрихуй букву», «Найди слово».

-Словесные игры:«Исправь ошибку», «Назови слово на букву …», «Назови слово со

звуком …».



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники