Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста


Автор: Бычкова Виктория Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Полярная звезда"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”

В.А.Сухомлинский

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий

человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями

и пальцами рук. Достигается скоординированным функционированием

нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной

системой. К области мелкой моторики относится большое количество

разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват

объектов, до очень мелких движений, от которых, например зависит

почерк человека.

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с

младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится

хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в

руку, так называемый, ”пинцетный захват” и т.д., к двум годам он уже

способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном

возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.

Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий

обеих рук.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как

развивается

ребенок,

свидетельствует

о

его

интеллектуальных

способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат

ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им

бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с

пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых

другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на

занятиях. Таким образом можно сформулировать задачи мелкой моторики:

формирование координации и точность движений руки и глаза,

гибкость рук, ритмичность;

улучшение общей двигательной активности;

содействие нормализации речевой функции;

развитие

воображения,

логического

мышления,

произвольного

внимания,

зрительного

и

слухового

восприятия,

творческой

активности.

Заданий и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

очень много, если подключить фантазию и воображение, придумывать их

можно бесконечно. Тут главное учитывать индивидуальные особенности

каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Наша

задача поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь и конечно

быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу.

Чтобы

заинтересовать

ребенка

и

помочь

ему

овладеть

новой

информацией, нужно превратить обучение в игру и не забывать хвалить

ребенка.

Развитию

пальцев

рук

способствуют

не

только

пальчиковая

гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Различные виды

мозаик или игры с пуговицами - развивают внимание и восприятие.

Создание ребенком картины из манной либо гречневой крупы является

творческим продуктом, и развивает чувственное восприятие, фантазию и

воображение.

Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков - развивают

зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно -

двигательную координацию.

При помощи аппликации развивается не только мелкая моторика.

Ребенок выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и

маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.

Также можно играть с прищепками для развития у детей творческого

воображения, логического мышления, закрепления цвета, счета.

Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции

биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

Именно карандаш, а не краски или фломастеры, “заставляют”

мышцы руки напрягаться, прилагать усилия для того, чтобы оставить след

на бумаге. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того,

чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у

детей развиваются не только представления творчества, углубляется

эмоциональное отношение к действительности, но и формируются

элементарные графические умения, необходимые для развития ручной

ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с

графическим материалом и осваивают различную изобразительную

технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Необходимо учить

детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных

предметов, равномерно нанося нужный цвет.

В ходе лепки у детей развивается мелкая моторика пальцев и

воображение, они учатся координировать действия рук и приобретают

новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия

способствуют развитию самостоятельности, настойчивости, аккуратности,

трудолюбия.

Шнуровки развивают пространственную ориентировку, внимание,

формируют

навыки

шнуровки,

развивают

творческие

способности,

способствуют точности глазомера, последовательности действий.

Существует заблуждение, что эффект от занятий по развитию

мелкой моторики можно получить только в младшем возрасте. На самом

деле - в любом. Однако чем старше мы становимся, тем меньше работаем

над тренировкой важных психологических процессов. Мы не просто не

стремимся

совершенствоваться,

а

перестраиваем

функции

нашего

организма в сторону меньших требований. Поэтому считается, что дети в

силу своего возраста эмоционально, интеллектуально, психически более

пластичны, что помогает им добиться хороших результатов в короткие

сроки.

Стоит помнить, что игры для развития мелкой моторики должны

производится

под

наблюдением

взрослых.

Иначе

ребенок

может

проглотить какую - нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в

игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно

систематически. Систематическая и планомерная работа по развитию

мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи,

интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а

самое главное - способствует сохранению физического и психического

здоровья ребенка.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники