Автор: Вера Александровна Данилович
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4 "Чиполлино"
Населённый пункт: г. Саяногорск Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО"
Раздел: дошкольное образование
Данилович Вера Александровна
Воспитатель I квк
МБДОУ д/с « Чиполлино»
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОО
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей .
Именно они должны стать нашими помощниками,
союзниками, участниками единого педагогического процесса,
коллегами в деле воспитания детей».
В.А. Сухомлинский
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи – необходимое условие успешного
воспитания
ребенка
дошкольного
возраста.
Сотрудничество
ДОУ
с
семьей
является
социализирующим фактором, соединяющим функции образовательной, культурной, социальной
сфер организации детской жизни.
Семья и дошкольное учреждение – это два важных института социализации детей.
Несмотря на то, что их воспитательские функции разные, тем не менее, для развития ребенка
необходимо их взаимодействие. Однако, как правильно и эффективно будет ребенок развиваться,
зависит от совместной деятельности и понимания между родителями и детским садом. То есть
быть партнерами в работе образовательного процесса.
Социальное партнерство в сфере дошкольного образования – это особый тип
взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с участниками образовательного
процесса. Это не только родители и дети, специалисты детского сада. Основной способ
осуществления социального партнерства – это диалог, как связующее звено. Диалог между
партнерами необходим, в его русле партнерские отношения, могут стать результативным
средством повышения качества и эффективности образования.
В настоящее время все сложнее быть партнером в работе с родителями. И поэтому задача, как
привлечь семьи к педагогическому сотрудничеству в доу, стоит на первом плане.
В законе РФ «Об образовании» есть статья, в которой говорится: «Родители являются первыми
педагогами.
Они
обязаны
заложить
первые
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального развития личности ребенка». Поэтому, мамы и папы должны помнить, что
нельзя перекладывать свои обязанности и надеяться, что ребенка воспитает и научит детский сад,
а затем школа - это не правильно. Признание приоритета семейного воспитания требует
совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения.
Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».
Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и
установление контакта между ними необходимо.
Работая в логопедической группе, мы выстраиваем цепочку, где во взаимодействии
участвуют учитель: логопед, воспитатели, педагог-психолог.
Как вовлечь родителей в
образовательный процесс?
Ведь
родители должны быть уверены в том, что с их ребенок будет
здоров, что ребенку будет интересно. И будет учитываться их мнение и предложения. И в свою
очередь мы должны быть уверены в поддержке и понимании со стороны родителей. Вот здесь и
играет важную роль – взаимодействие и сотрудничество между детским садом и семьей.
Когда группа будет сформирована , мы воспитатели, учитель логопед, педагог психолог,
приглашаем родителей на первое собрание. Родительское собрание – это важное мероприятие,
которое помогает правильно организовать педагогам и родителям совместную деятельность,
установить дружеские и партнёрские отношения на благо детей Очень важно помнить! Не мы
пришли к родителям, а родители пришли к нам и желают познакомиться с нами и услышать
важную информацию о том, что посещение ребенком группы компенсирующей направленности
– это необходимо для полноценного развития и профессиональной помощи логопеда. И только
при взаимодействии двух сторон, полного доверия, уважения и понимания можно добиться
хороших
результатов.Для
того
чтобы
узнать
друг
друга,
педагог
психолог
проводит
разнообразные игры, к примеру игра «волшебный клубок ниток».
Значительную роль в работе с семьей играет анкетирование родителей. Анкета помогает
узнать многое о детях, типах воспитания в семье, о взаимодействии детей и взрослых. В
дальнейшем анализ анкет помогает в сотрудничестве с родителями,
в планировании
последующий работы. В работе с родителями стремлюсь учесть тип семьи: неполная, полная. А
так же сущностные характеристики семей, образ жизни семьи, при этом учитываю кто в семье
главный, характер и стиль семейных отношений.
В течение года родители получают много интересной информации не только по логопедии,
но и на другие темы. К примеру, когда проходят осенние, новогодние праздники, вместе с
детьми участвуют в выставке поделок « Осенние фантазии», « Новогодняя елочка», учат стихи
для праздников, где учитель логопед отслеживает проблемные звуки.
Интересная форма работы с родителями как с партнерами – это проектная деятельность. Когда
пишется проект, то учитываются интересы не только детей, но и включаем работу с родителями.
В проекте «покормите птиц зимой» Родители построили кормушки для птиц, и во
время прогулки вместе с детьми развешали на деревья, кормили, читали стихи,
беседовали.
В проекте «Огород на подоконнике» вместе с мамами сеяли семена цветов в лотки для
рассады. Был очень интересный проект «Удивительный мир Корнея Чуковского», этот
проект был приравнен ко дню рождения писателя -31 марта. Родители помогли
организовать выставку книг в группе, а также нарисовать рисунок вместе с ребенком к
сказке «Федорино горе».
По проекту «Правила дорожные, знать каждому положено!» составили альбом из
сказок, придуманных в семье и плюс к сказке нарисованную иллюстрацию.
В проекте « Путешествие на Антарктиду», Совместно с родителями организовали
выставку рисунков детей, где дети рассказывали свой рассказ по рисунку.
К сожаленью при занятости родителей не все могут принять участие в проекте, прочитать ту или
иную информацию в родительском уголке. Для этого используем буклеты, памятки. Или
отправить на родительский чат информацию. В наше время это самая доступная среда для
общения.
Гуляя на прогулке, часто фотографирую детей в игре, фотографии скидываю
родителям, Родители видят, им интересно, чем ребенок занят.
Дети всегда любят делиться новостями, мамы и папы не всегда умеют их выслушать, поэтому
иногда приходиться вмешиваться в диалог, объяснять родителям, что ребенку, хочется
поделиться полученными результатами в течение дня. И тогда у мамы на лице появляется
улыбка, а ребенок понимает, что он нарисовал красивый рисунок и его в семье любят. Я
понимаю, что каждый родитель хочет слышать о своем ребенке только хорошее, и
положительное. Потому я говорю об успехах и особенностях развития ребенка, о результатах
учебной деятельности и стараюсь, вести беседу под девизом « Сегодня Катя, (Дима) постаралась
(постарался), молодец». А родителям предложу буклеты «как научиться видеть в ребенке
положительные черты, и радоваться даже незначительным результатом своего ребенка».
При правильном подходе и разнообразных формах работы с родителями, как партнерами,
мы можем получить положительные результаты, многие из них станут активными участниками
всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.
В
работе с родителями мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы
сотрудничества.
Традиционные формы:
коллективные (родительские собрания, конференции)
индивидуальные (беседа, консультация)
наглядные (день открытых дверей, папки передвижки, стенды, выставки).
Нетрадиционные формы:
информационно –аналитическая (опрос, тест, анкетирование, буклеты, памятки,
пригласительные и др.)
досуговые (праздники, выставки, развлечения, соревнования)
познавательные (собрание в нетрадиционной форме- круглый стол, тренинги,
практикумы, мозговой штурм)
наглядно информационные (посещение родителями ДО, просмотр видеоматериалов,
идр.)
Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению общей
педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, и
адекватно оценивать его развитие, поведение в общении с ним. Сотрудничество и
взаимодействие, партнерские отношения между родителями и детским садом - залог
эффективного
и полноценного развития ребенка. Таким образом, воспитатели и родители в
воспитании дополняют друг друга.
Литература:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:
МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368с.
И. И Фрезе « Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании
дошкольника». Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 944-949. — URL.
О. Д Никольская «Системный подход к процессу формирования социально-
педагогического партнерства в ДОУ» -2006