Напоминание

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности


Автор: Шушнова Виктория Максимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-детский сад №12 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Иркутская обл. Нижнеилимский район, г.Железногорск-Илимский
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие творческих способностей дошкольников в условиях

театрализованной деятельности

Одним из факторов формирования нового человека является

развитие творческих способностей ребёнка. Детство — это чуть ли

не единственный период жизни, когда творчество становится

универсальным способом существования человека. Каждый ребёнок

имеет врождённые творческие способности, но не каждый может

реализовать их, так как они находятся в скрытом состоянии. Задача

взрослых заключается в том, чтобы создать необходимые условия для

развития творчества детей. Одно из условий проявления творчества —

это организация интересной и содержательной жизни ребенка, как в

дошкольном учреждении, так и в семье, обогащение его яркими

впечатлениями, которые послужат основой возникновения замыслов и

работы воображения.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование

как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает

разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка.

Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее

формированию социально-эстетической активности личности. По

мнению современных ученых, исследующих проблемы

дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств

личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей

степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему

образования и воспитания дошкольников средствами театрального

искусства и позволил обратиться к театральной деятельности в

ДОУ как к мощному синтетическому средству развития их

творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой

органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского

мастерства, сосредоточивает в единое целое средства

выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем

самым, создает условия для воспитания целостной творческой

личности, чем способствует осуществлению цели современного

образования.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на

основе театрализованной деятельности. Благодаря театрализованной

деятельности развивается личность ребенка, прививается устойчивый

интерес к литературе, музыке, театру. У детей совершенствуется

навык воплощать в игре определенные переживания, побуждая к

созданию новых образов. Однако все дети разные и у одних детей

возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот,

развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки

произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и

речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка -

это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может

дать театрализованная деятельность.

Являясь наиболее распространенным видом детского творчества,

именно драматизация, связывает художественное творчество с

личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой

воздействия на эмоциональный мир ребенка. Большое внимание

уделяется предметно-пространственной среде дошкольного

учреждения. В предметно-пространственную среду входят различные

зоны, центры, уголки.

Для обеспечения положительного результата совместной и

самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе

должен быть оборудован театральный уголок сказки, а также «тихий

уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть

иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В

целях реализации индивидуальных интересов предметно-

пространственная среда должна обеспечивать право и свободу

выбора. Уголки для театрализованных представлений, спектаклей

отводится для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным,

стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на

рукавичках.

В уголках должны располагаться:

различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный,

театр на фланелеграфе, теневой и др.;

реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол,

ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов,

маски;

атрибуты для различных игровых позиций: театральный

реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги,

образцы музыкальных произведений, места для зрителей,

афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги,

природный материал.

При построении предметно-пространственной среды для театральной

деятельности учитываются:

- особенности эмоциональной личности ребенка,

- его индивидуальные социально-психологические

особенности;

- индивидуальные предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие

способности;

-поло-ролевые особенности.

В руководстве формированием творческой деятельности детей в

театрализованной игре воспитатель должен основываться на

принципы:

гуманистической направленности (истинно гуманные

отношения между взрослыми и детьми);

интеграции (объединение в театрализованной игре разных

видов искусства и деятельности);

творческого взаимодействия взрослого и ребенка

Нужно отметить, что общими методами руководства

театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает

способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к

самостоятельному действию) приемы.

Формы работы с детьми:

- выставки работ (куклы, декорации, маски, костюмы);

- викторины;

- путешествия по сказкам;

- постановка спектаклей;

- игры;

- театрализованное представление;

- конкурсы чтецов;

- экскурсии.

Для удачного усвоения способами творческих действий в

театрализованной игре нужно давать детям возможность само

выражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и

оформлении своих и авторских сюжетов). Обучаться творчеству

можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому

значимым моментом является систематическая работа с родителями.

Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе

приобщает к миру творчества и театра , позволяет совершенствовать

педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания

собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества

семьи и детского сада.

Форма работы с родителями следующая:

- привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.

- консультации для родителей;

- анкетирование;

- совместные спектакли;

- работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные

представления, праздники, кукольные театры;

- подготовку декораций, реквизита, афиши.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям

возможность не только изучать и познавать окружающий мир через

постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать

удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного

выполнения задания. Занятия театральной деятельностью

содействуют развитию социальной уверенности воспитанников,

формированию у них позитивного отношения к сверстникам и

окружающим людям, становлению индивидуальности каждого

ребенка. Театральная деятельность детей не только развивает

психические функции личности ребенка, художественные

способности, но и общечеловеческую способность к межличностному

взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка

театрализованной представление – это хорошая возможность хотя бы

ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей

жизни аплодисменты.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития

творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей:

внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности,

умения действовать, подчиняясь определённому образу,

перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со

словесным творчеством драматизация или театральная постановка,

представляет самый частый и распространенный вид детского

творчества.

Правильно поставленные вопросы при подготовке к

театрализованной деятельности побуждают детей думать,

анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и

обобщения. Всё это способствует совершенствованию умственной

речи. Над выразительностью реплик персонажей, собственных

высказываний, активизируется словарь ребенка, «совершенствуется

звуковая сторона речи». Новая роль, особенно диалог персонажей,

ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно

изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее

грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем,

который, в свою очередь, тоже пополняется.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как

правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в

каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с

полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью

это самый частый и распространённый вид театрализованной

деятельности как развитие детского творчества. Поскольку

положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются,

то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным

персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у

них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему

контролю за своим поведением.

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности

на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного,

но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок

испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные

возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их

тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять

разносторонние интересы детей.

Литература

1.

Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о

животных. М., 2010.

2.

Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих

способностей детей// Художественное слово в воспитании

дошкольников.- М., 2009.

3.

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.,

Творческий центр., 2009.

4.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.

5.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие

для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.



В раздел образования