Напоминание

Дифференциация звуков и букв "И", "У" в слогах и словах


Автор: Соловьева Людмила Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: г.Шарья, Костромская область
Наименование материала: конспект
Тема: Дифференциация звуков и букв "И", "У" в слогах и словах
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект

группового

логопедического

занятия
2 класс ( нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР III уровня)
Дифференциация звуков и букв «И», «У» в слогах и словах.
Выполнила учитель-логопед МБОУ СОШ №21 Соловьева Людмила Владимировна

Цели:

1 .

Образовательная:
 научить детей различать звуки и буквы «И», «У» в слогах и с л о ва х ;  закрепить умение производить звуко – буквенный анализ.
2 .

Коррекционно-развивающие:
 развить зрительно-пространственные представления;  развивать слуховое внимание, зрительную память у младших школьников с оптической дисграфией;  развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;  уточнить пространственную ориентировку;  совершенствовать фонематический слух;  развивать у учащихся умение составлять словосочетания и предложение по данному слову.
3 .

Воспитательные:
 воспитывать аккуратность;  воспитывать интерес к занятиям;  формировать положительную учебную мотивацию;
Оборудование:
 предметные картинки;  индивидуальные зеркала для учащихся;  сигнальные карточки с буквами И-У;  комплект карточек для работы с предложением и словами;  фланелеграф;  компьютер;  д о с ка .
План

занятия:

1 .

Организационный

момент
 Дидактическая игра "Найди сходство и различие"
2.

Основная

часть
 Артикуляционная гимнастика перед индивидуальными зеркалами.  Графический диктант  Отгадывание загадок  Сообщение темы занятия  Уточнение артикуляции, характеристика и дифференциация звуков И,У  Сравнительный анализ букв И-У  Упражнение «Конструирование букв»  Работа с наждачными буквами  Работа с сигнальными карточками  Работа с предметными картинками  Игра «Шифровка»  Динамическая пауза  Игра «Доскажи словечко»  Работа с предложением  Упражнение «Вставь пропущенные буквы»  Упражнение «Зашифрованная фраза»  Домашнее задание
3.

Итог

 Смысловая рефлексии  Эмоциональная рефлексия  Пароль на выход Ход занятия Эт апы Содержание
I .

Организационный

момент
 Дидактическая игра "Найди сходство и различие"
I I .

Основная

часть
 Артикуляционная гимнастика перед индивидуа льными зеркалами.  Графический диктант  Отгадывание загадок  Сообщение темы занятия - Здравствуйте, дети!
Развитие зрительной памяти
- Первым сядет тот, кто найдет различие на картинках.
Развитие орального праксиса
 Упражнение «Улыбочка».  Упражнение «Трубочка».  Чередование упражнений «Улыбочка» и «Трубочка».
Развитие

мелкой

моторики
Инструкция. Провести линию из правого нижнего угла в центр листа, затем в верхний правый угол, в левый верхний, в центр, в левый нижний, в левый верхний. Дорисовать 2 линии так, чтобы получился законченный рисунок. - Что получилось? (конверт) - В каких направлениях проводили линии?
Развитие

мыслительных

операций
( при отгадывании загадок, демонстрируются картинки). Удивительный ребенок: Только вышел из пеленок, Как его родная мать. Может плавать и нырять, (утенок) Всех на свете обшивает, Что сошьёт - не надевает. (игла)
Развитие фонематического анализа
- Назовите первые звуки в этих словах? (и, у) -Чему сегодня будем учиться на занятии?
 Уточнение а рти кул я ц и и , х а р а к т е р и с т и к а и дифференциация звуков И,У  Сравнительный анализ букв И-У  Упражнение «Конструирование букв»  Р а б о т а с н а ж д ач н ы м и буквами  Работ а с с и г н а л ь н ы м и карточками (Различать звуки И-У и буквы И-У)
Развитие кинестетических ощущений
- Посмотрите в зеркало, и скажите в каком п о л о ж е н и и н а х о д я т с я г у б ы п р и произнесении звука «И», «У». (при произнесении звука «И» губы находятся в улыбке, при произнесении звука «У» - губы вытянуты вперед).
Развитие

мыслительных

операций:

анализа

и

сравнения
-Дайте характеристику звуку «И». (Звук «И» - гласный, звонкий). - Дайте характеристику звуку «У». (Звук «У» - гласный, звонкий). - Чем похожи эти звуки по артикуляции? Сходство в том, что оба звука гласные. - Чем отличаются эти звуки по артикуляции? Различие: при произнесении звука «И» - улыбка, а при – «У» трубочка. - Какой буквой обозначаем звук И? - Какой буквой обозначаем звук У? (Показ карточек с письменными строчными буквами И-У) - В написании, чем эти буквы похожи? - Какой элемент у них общий? - Каким элементом отличаются?
Развитие

конструктивного

праксиса

и

зрительного восприятия
из элементов по памяти. (один ребенок выкладывает на фланелеграфе, один – за компьютером, остальные за партой. На
компьютере
изображены элементы букв в разброс, ребенок движением мышки их собирает).
Развитие

кинестетических

ощущений,

з р и т е л ь н о г о

в о с п р и я т и я ,

у м е н и я

воспроизводить

графические

образы

букв

по

памяти
Инструкция. Возьмите наждачную бумагу. Пальчиком, сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми прописываем буквы «и» или «у». Когда будете прописывать, проговаривайте элементы букв. (Пишу букву «И» - два крючка; пишу букву «У» - крючок и большая петля ).
Р а з в и т и е

в н и м а н и я ,

с л у х о в о й

дифференциации звуков И-У
Инструкция. Прослушайте звуки, слоги, слова, поднимите карточки с буквами «И» или «У»,
 Работа с пр ед м етны м и картинками  Игра «Шифровка»  Динамиче ская п ау з а  Игра «Досакжи словечко»  Работа с предложением в зависимости, какой звук услышали. 1. п, а, у, и, щ, и, у, в, о, и, и. 2. по, пи, ту, ву, ви, ли, лу, жу, цу, чи. 3. липа – лупа кильки - кульки тир – тур тип - туп пить – путь лик - лук мишка – мушка пила – пуля Привлекать внимание к изменению слова от замены одного элемента. - Со ст авьте предложения со с л о в а м и (выбираются любые), объясните смысл этих слов.
Развитие связи между звуком и буквой
Инструкция. Я показываю картинку, вы определяете нужный звук «и» или «у» и записываете только букву. (Картинки: утка, ива, угол, избы, уголь, иней, посуда, старик, капуста, магазин)
Р а з в и т и е

о п т и к о - п р о с т р а н с т в е н н ы х

п р е д с т а в л е н и й ,

ф о р м и р о в а н и е

графических образов букв
Инструкция. Зашифровать буквами «и» и «у» услышанные слова: кум, мир, рис, звук, спи, стук, клуб, низ, круп, приз, лук. Проверка, исправление ошибок. - Кто вспомнит слова, используя запись букв? (Дети читают стихи и выполняют действия). Прыгают кузнечики, Поднимают плечики. Раз, два. Раз, два – Закружилась голова. Инструкция. Отгадайте загадки и запишите отгадки 3 столбика. - Раз в театр на балет папа нам купил … (билет) - Ловко делает Ахмед из цветов большой … (букет) - Плавают моржи, ползают … (ужи) И У, И У Билет ужи букет. Инструкция. Найдите и исправьте ошибки в записи предложений (предложения на карточках ).
1-ая карточка
. Я выглянул на улуцу. В килаке жижжит жик.
2-ая

карточка
. Шуроко раскинил свои ветки диб.
3-я карточка
. На улуце было дишно. Дризья кунились в води.
 Упражнение « В с т а в ь п р о п у щ е н н ы е буквы»  Упражнение «Зашифрованная фраза»  Домашнее задание
I I I .

И тог
 Смысловая рефлексия  Эмоциональная рефлексия  Пароль на выход
4-ая карточка
. Ширик посадул лик и каписту.
5-ая. карточка
. Прушла суровая зумишка.
Развитие зрительного внимания
Инструкция. Вставь пропущенные буквы «И», «У». (Карточки)
Р а з в и т и е

з р и т е л ь н о -

пространственных

представлений.
Посмотрите, в таблице скрылась фраза.
х

о

р

к

л

у

з

в

д

ц

с

о

н

ё

ч

г

у

р

ф

т

ш

и

п

ш

и

й

л

ы

я

а

г

а

и

й

м

у
- Что это за фраза? Отгадать загадку вам поможет этот ключ: Фраза: Хорошая книга – лучший друг. Инструкция. Дома разберите, как вы понимаете эту поговорку. - С к а к и м и з в у к а м и р а б о т а л и н а з а н я т и и ? - С к а к и м и б у к в а м и р а б о т а л и н а з а н я т и и ? - Кому было интересно? - Кто все запомнил? - Назовите пароль. Чем похожи и чем отличаются звуки И-У? Чем похожи и чем отличаются буквы И-У? - Молодцы, спасибо за работу.


В раздел образования