Дифференциация звуков и букв "И", "У" в слогах и словах
Автор: Соловьева Людмила Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ СОШ №21 Населённый пункт: г.Шарья, Костромская область Наименование материала: конспект Тема: Дифференциация звуков и букв "И", "У" в слогах и словах Раздел: дошкольное образование
занятия
2
класс
( нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР
III уровня)
Дифференциация звуков и букв «И», «У» в слогах и словах.
Выполнила
учитель-логопед
МБОУ
СОШ
№21
Соловьева
Людмила
Владимировна
Цели:
1 .
Образовательная:
научить
детей
различать
звуки
и
буквы
«И»,
«У»
в
слогах
и
с л о ва х ;
закрепить умение производить звуко – буквенный анализ.
2 .
Коррекционно-развивающие:
развить
зрительно-пространственные
представления;
развивать
слуховое
внимание,
зрительную
память
у
младших
школьников
с
оптической
дисграфией;
развивать
мелкую
моторику
пальцев
и
кистей
рук;
уточнить пространственную ориентировку;
совершенствовать фонематический слух;
развивать у учащихся умение составлять словосочетания и предложение по
данному слову.
3 .
Воспитательные:
воспитывать
аккуратность;
воспитывать
интерес
к
занятиям;
формировать
положительную
учебную
мотивацию;
Оборудование:
предметные
картинки;
индивидуальные
зеркала
для
учащихся;
сигнальные
карточки
с
буквами
И-У;
комплект
карточек
для
работы
с
предложением
и
словами;
фланелеграф;
компьютер;
д о с ка .
План
занятия:
1 .
Организационный
момент
Дидактическая игра "Найди сходство и различие"
2.
Основная
часть
Артикуляционная гимнастика перед индивидуальными зеркалами.
Графический диктант
Отгадывание загадок
Сообщение
темы
занятия
Уточнение артикуляции, характеристика и дифференциация звуков И,У
Сравнительный
анализ
букв
И-У
Упражнение «Конструирование букв»
Работа с наждачными буквами
Работа с сигнальными карточками
Работа с предметными картинками
Игра «Шифровка»
Динамическая
пауза
Игра
«Доскажи словечко»
Работа
с
предложением
Упражнение
«Вставь
пропущенные
буквы»
Упражнение
«Зашифрованная
фраза»
Домашнее задание
3.
Итог
Смысловая
рефлексии
Эмоциональная
рефлексия
Пароль
на
выход
Ход
занятия
Эт апы
Содержание
I .
Организационный
момент
Дидактическая игра "Найди
сходство и различие"
I I .
Основная
часть
Артикуляционная гимнастика
перед
индивидуа льными
зеркалами.
Графический диктант
Отгадывание загадок
Сообщение
темы
занятия
-
Здравствуйте,
дети!
Развитие зрительной памяти
-
Первым
сядет
тот,
кто
найдет
различие
на
картинках.
Развитие орального праксиса
Упражнение «Улыбочка».
Упражнение «Трубочка».
Чередование
упражнений
«Улыбочка»
и
«Трубочка».
Развитие
мелкой
моторики
Инструкция. Провести линию из правого
нижнего угла в центр листа, затем в верхний
правый угол, в левый верхний, в центр, в
левый нижний, в левый верхний.
Дорисовать 2 линии так, чтобы получился
законченный рисунок.
- Что получилось? (конверт)
- В каких направлениях проводили линии?
Развитие
мыслительных
операций
( при отгадывании загадок, демонстрируются
картинки).
Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Как его родная мать.
Может плавать и нырять,
(утенок)
Всех на свете обшивает,
Что сошьёт - не надевает.
(игла)
Развитие фонематического анализа
- Назовите первые звуки в этих словах? (и, у)
-Чему сегодня будем учиться на занятии?
Уточнение
а рти кул я ц и и ,
х а р а к т е р и с т и к а
и
дифференциация звуков И,У
Сравнительный
анализ
букв
И-У
Упражнение
«Конструирование букв»
Р а б о т а
с
н а ж д ач н ы м и
буквами
Работ а
с
с и г н а л ь н ы м и
карточками
(Различать
звуки
И-У
и
буквы
И-У)
Развитие кинестетических ощущений
-
Посмотрите
в
зеркало,
и
скажите
в
каком
п о л о ж е н и и
н а х о д я т с я
г у б ы
п р и
произнесении
звука
«И»,
«У».
(при
произнесении звука «И» губы находятся в
улыбке, при произнесении звука «У» - губы
вытянуты вперед).
Развитие
мыслительных
операций:
анализа
и
сравнения
-Дайте характеристику звуку «И». (Звук «И» -
гласный, звонкий).
- Дайте характеристику звуку «У». (Звук «У» -
гласный, звонкий).
- Чем похожи эти звуки по артикуляции?
Сходство в том, что оба звука гласные.
- Чем отличаются эти звуки по артикуляции?
Различие: при произнесении звука «И» - улыбка,
а при – «У» трубочка.
- Какой буквой обозначаем звук И?
- Какой буквой обозначаем звук У?
(Показ карточек с письменными строчными
буквами И-У)
- В написании, чем эти буквы похожи?
- Какой элемент у них общий?
- Каким элементом отличаются?
Развитие
конструктивного
праксиса
и
зрительного восприятия
из элементов по памяти. (один ребенок
выкладывает
на
фланелеграфе,
один
–
за
компьютером,
остальные
за
партой.
На
компьютере изображены элементы букв в
разброс,
ребенок
движением
мышки
их
собирает).
Развитие
кинестетических
ощущений,
з р и т е л ь н о г о
в о с п р и я т и я ,
у м е н и я
воспроизводить
графические
образы
букв
по
памяти
Инструкция.
Возьмите
наждачную
бумагу.
Пальчиком, сначала с открытыми глазами,
потом с закрытыми прописываем буквы «и»
или
«у».
Когда
будете
прописывать,
проговаривайте элементы букв. (Пишу букву
«И» - два крючка; пишу букву «У» - крючок
и большая петля ).
Р а з в и т и е
в н и м а н и я ,
с л у х о в о й
дифференциации звуков И-У
Инструкция. Прослушайте звуки, слоги, слова,
поднимите карточки с буквами «И» или «У»,
Работа
с
пр ед м етны м и
картинками
Игра «Шифровка»
Динамиче ская
п ау з а
Игра
«Досакжи словечко»
Работа
с
предложением
в зависимости, какой звук услышали.
1. п, а, у, и, щ, и, у, в, о, и, и.
2. по, пи, ту, ву, ви, ли, лу, жу, цу, чи.
3. липа – лупа
кильки - кульки
тир – тур
тип - туп
пить – путь
лик - лук
мишка – мушка
пила – пуля
Привлекать
внимание
к
изменению
слова
от
замены одного элемента.
-
Со ст авьте
предложения
со
с л о в а м и
(выбираются любые), объясните смысл этих
слов.
Развитие связи между звуком и буквой
Инструкция.
Я
показываю
картинку,
вы
определяете
нужный
звук
«и»
или
«у»
и
записываете только букву.
(Картинки: утка, ива, угол, избы, уголь, иней,
посуда, старик, капуста, магазин)
Р а з в и т и е
о п т и к о - п р о с т р а н с т в е н н ы х
п р е д с т а в л е н и й ,
ф о р м и р о в а н и е
графических образов букв
Инструкция. Зашифровать буквами «и» и «у»
услышанные слова: кум, мир, рис, звук, спи,
стук, клуб, низ, круп, приз, лук.
Проверка, исправление ошибок.
- Кто вспомнит слова, используя запись букв?
(Дети читают стихи и выполняют действия).
Прыгают кузнечики,
Поднимают плечики.
Раз, два. Раз, два –
Закружилась голова.
Инструкция.
Отгадайте
загадки
и
запишите
отгадки 3 столбика.
- Раз в театр на балет папа нам купил … (билет)
- Ловко делает Ахмед из цветов большой …
(букет)
- Плавают моржи, ползают … (ужи)
И
У, И
У
Билет
ужи
букет.
Инструкция.
Найдите
и
исправьте
ошибки
в
записи
предложений
(предложения
на
карточках ).
1-ая карточка . Я выглянул на улуцу. В килаке
жижжит жик.
2-ая
карточка .
Шуроко
раскинил
свои
ветки
диб.
3-я карточка .
На улуце было дишно. Дризья
кунились в води.
Упражнение
« В с т а в ь
п р о п у щ е н н ы е
буквы»
Упражнение
«Зашифрованная
фраза»
Домашнее задание
I I I .
И тог
Смысловая
рефлексия
Эмоциональная
рефлексия
Пароль
на
выход
4-ая карточка . Ширик посадул лик и каписту.
5-ая. карточка . Прушла суровая зумишка.
Развитие зрительного внимания
Инструкция. Вставь пропущенные буквы «И»,
«У». (Карточки)
Р а з в и т и е
з р и т е л ь н о -
пространственных
представлений.
Посмотрите, в таблице скрылась фраза.
х
о
р
к
л
у
з
в
д
ц
с
о
н
ё
ч
г
у
р
ф
т
ш
и
п
ш
и
й
л
ы
я
а
г
а
и
й
м
у
- Что это за фраза? Отгадать загадку вам
поможет этот ключ:
Фраза: Хорошая книга – лучший друг.
Инструкция. Дома разберите, как вы понимаете
эту поговорку.
-
С
к а к и м и
з в у к а м и
р а б о т а л и
н а
з а н я т и и ?
-
С
к а к и м и
б у к в а м и
р а б о т а л и
н а
з а н я т и и ?
-
Кому
было
интересно?
-
Кто
все
запомнил?
-
Назовите
пароль.
Чем
похожи
и
чем
отличаются
звуки
И-У?
Чем
похожи
и
чем
отличаются
буквы
И-У?
-
Молодцы,
спасибо
за
работу.