Напоминание

«Картотека дидактических игр к педагогической системе Фридриха Фребеля в соответствии с ФГОС»


Автор: Ахметова Наталия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: город Кирово-Чепецк Кировская область
Наименование материала: vtnjlbxtcrfz hfphf,jnrf
Тема: «Картотека дидактических игр к педагогической системе Фридриха Фребеля в соответствии с ФГОС»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка «Картотека дидактических игр к

педагогической системе Фридриха Фребеля в соответствии с ФГОС»

В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться

на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с

детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них

является игра.

Комплект пособий и игровых наборов «Дары Фрёбеля» в соответствии с

ФГОС ДО, открывает новые возможности использования данного набора в

процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ

дошкольного образования.

Мало кто из педагогов задумывался, кем создана эта методика и почему.

Фридрих Фрёбель известен, как создатель первого детского сада. Ядром

педагогики детского сада Фрёбеля была игра.

Игру, Фрёбель характеризовал, как «высшую ступень детского развития».

Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал

подвижные игры. Фрёбель ввел разнообразные виды детской деятельности и

соединил их в определенную, строго регламентированную систему, создал

знаменитые «Дары» — пособие для развития навыков конструирования в

единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений.

Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью.

Предлагаю познакомиться с модулем №8 «Палочки» из «Даров Фрёбеля»

на примере картотеки дидактических игр.

Задачи:

развивать сенсорные способности, конструктивные навыки,

координацию движений, творческое воображение, фантазию.

формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

воспитывать усидчивость, самостоятельность в создании творческого

продукта.

В картотеке предлагаются образцы различной тематики, выполнить

которые можно с помощью модуля №8 «Палочки». После уверенного

освоения предложенных сюжетов, ребёнок может составлять

самостоятельные композиции, подбирая необходимый размер и цвет.

КАРТОТЕКА

«Помоги зайчикам добраться до домика!»

Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из

палочек в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения

величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя

главное.

Материалы: три домика, палочки, три зайчика.

Содержание: Зайчики идут к домикам по трем дорожкам. Второй зайчик

идет по дорожке, которая шире первой, а третья дорожка шире второй.

Сложи дорожки из палочек и помоги каждому зайчику дойти до домика.

Какая дорожка самая широкая? Какая дорожка шире (уже) первая или

третья?

Примечание: можно предложить детям сложить домики из

геометрических фигур; из палочек.

«Чей домик»

Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из

палочек в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения

величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя

главное.

Материалы: три матрешки, отличающиеся по величине и цвету, палочки.

Содержание: Построй из палочек домики для каждой матрешки. Домик

синей матрешки выше, чем домик красной, а домик желтой матрешки

выше домика синей матрешки. Что можно сказать о домиках красной и

желтой матрешек, какой выше, какой ниже?

Примечание: можно сделать силуэты матрешек; можно использовать

готовые матрешки.

«Мосты»

Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из

палочек в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения

величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя

главное.

Материалы: Мышка, зайчик, мишка, нарисованная река, палочки.

Содержание: Мышка, зайчик и мишка перебираются через реку. Мышкин

мост уже моста зайчика, а мост мишки шире моста зайчика. Сложи из

палочек мосты. Что можно сказать о мостах мышки и мишки? Какой уже,

шире?

Примечание: мишку, зайчика, мышку можно вырезать из бумаги и

приклеить на картон; можно взять игрушки.

«Дорога»

Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из

палочек в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения

величин по длине; развивать умение анализировать текст, выделяя

главное.

Материалы: Три машины, палочки.

Содержание: Машины едут в гараж. Дорога, по которой едет первая

машина короче дороги, по которой едет вторая машина. А третья машина

едет по дороге, которая длиннее дороги для второй машины. Сложи из

палочек дороги и гаражи для машин. Что можно сказать о первой и

третьей дорогах?

Какая дорога шире (уже) первая, третья?

«Подснежники»

Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из

палочек в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения

величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя

главное.

Материалы: Палочки.

Содержание: В лесу выросли три подснежника. Второй цветок выше

первого, а третий подснежник вырос выше второго. Сложи из палочек

подснежники. Какой подснежник выше (ниже) первый, третий?

«Лесенки»

Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из

палочек в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения

величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя

главное.

Материалы: Зайчики, палочки.

Содержание: Зайчики поднялись по лесенкам. Второй зайчик поднялся на

три ступеньки. Первый зайчик забрался на одну ступеньку ниже, чем

второй. Третий зайчик забрался выше второго зайчика. Построй из

палочек лесенки для каждого зайчика. Какой из зайчиков поднялся выше

(ниже) первый, третий?

Методические рекомендации:

- Игры на начальном этапе лучше проводить с подгруппой из двух - трех

человек или индивидуально;

- содержание каждой игры можно усложнять: выбрать один цвет палочек

для дорожки, домика, мостика.

«Составь такую же фигуру»

Дидактические задачи:

- Учить детей создавать цветное изображение, ориентируясь на образец;

- Учить подбирать палочки, необходимые по цвету для постройки.

Материал:

- наборы палочек,

- карточки с цветными изображениями различных построек (количество

используемых палочек до 15).

Организация деятельности:

- ребёнок выбирает любую карточку и на столе выкладывает такое же

изображение, только из палочек.

- В игру можно включить элемент соревнования. В этом случае карточки с

изображениями кладутся в стопку лицевой стороной вниз и дети вытянув

не глядя карточку выполняют постройку кто быстрее.

«Назови число – подбери палочку»

Дидактические задачи:

- Учить детей соотносить число с цветом палочки;

- Закреплять название цветов и чисел;

- Развивать внимание, память, логическое мышление.

Материал:

- наборы палочек.

Организация деятельности:

- Вариант 1. Ведущий называет число и предлагает детям найти

соответствующую палочку.

- Вариант 2. Педагог показывает детям палочку, а они в свою очередь

называют число.

- Начиная игру — числа называются по порядку. В дальнейшем — в

разбивку.

«Паровозик»

Дидактические задачи:

- Упражнять детей в счете в пределах 10.

- Учить детей соотносить число с цветом палочки;

- Закреплять название цветов и чисел;

- Развивать внимание, память, логическое мышление.

Материал:

- наборы палочек;

- Силуэт паровоза (для каждого ребёнка);

- два кубика: с числовым обозначением и цветовыми пятнами (можно

использовать два кубика каждой группы — так как палочек 10, а граней 6).

Организация деятельности:

- Педагог или ребёнок кидает кубик с числами — выпавшее число будет

обозначать число вагонов паровоза.

- Кидается цветной кубик — выпавший цвет — цвет вагонов.

- дети строят паровозы из цветных вагонов заданного количества и цвета.

«Пирамидка или лесенка»

Дидактические задачи:

Учить детей соотносить число с цветом палочки;

- Развитие представлений о цвете, количественном и порядковом счете;

- Развитие пространственных представлений («над», «под», «выше»,

«ниже»), Развивать внимание, память, логическое мышление.

Материал:

- наборы палочек;

- маленькие игрушки для обыгрывания сюжета (хождения по лесенке).

Организация деятельности:

- детям предлагается найти палочку «один» и положить её перед собой.

Затем найти палочку, обозначающую число «2» и положить её под белую

палочку так, чтобы получилась ступенька. Затем «три» под розовую

палочку.

- Педагог предлагает детям посчитать сколько получилось ступенек? (три).

«Какая по счету белая палочка? А розовая? Голубая? Сосчитаем вместе. А

теперь спустимся и сосчитаем обратно».

- Постепенно числовая лестница увеличивается. Когда дети осваивают все

цвета и числа, которые они обозначают, можно строить лесенку от любого

числа.

Например: Найди палочку «6», положи перед собой. А теперь построй

лесенку от этого числа вверх до самой коротенькой палочки. А теперь

продолжи лесенку вниз до самой длинной.

- Можно строить лесенку под диктант. Например: найдите «6», «8», «2»,

«9» и.т.д. дети строят лесенку, оставляя расстояния для остальных

палочек.

- Педагог задаёт детям вопросы: «Какая палочка выше — желтая или

синяя. какие палочки находятся над черной и т.д. Какого цвета палочка

если он лежит ниже бордовой, но выше оранжевой и коричневой?».

«Магазин игрушек»

Дидактические задачи:

- Упражнять детей в счете в пределах 10.

- Учить детей соотносить число с цветом палочки;

- Закреплять название цветов и чисел;

- Развивать внимание, память, логическое мышление.

Материал:

- наборы палочек;

- игрушки — товары, ценники — карточки с цифрами, цветами, точками,

обозначающими числа, контурами палочек.

Организация деятельности:

- каждый ребёнок выбирает 1 — 2 палочки («деньги»).

Придя в «магазин» ребёнок может купить только ту игрушку, ценник

которой соответствует его «денежке». Например: на желтую палочку он

может купить

игрушку с ценником, на котором изображено желтое пятно, число «5»,

пять точек или контур именно его палочки.

- Дополнительно в игре можно организовать «Обменный пункт», где свою

палочку ребёнок может поменять на две другие, которые при составлении

будут того же размера. что и его палочка. Либо поменять свои палочки на

одну большую.

Игра «Цветные числа»

Дидактические задачи:

- Закреплять знания о цифрах в пределах 10.

- Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой.

- Упражнять в счете.

- Развивать внимание, память, логическое мышление.

Материал:

- наборы палочек,

- карточки с цифрами от 1 до 10 на каждого ребенка,

- ковролин.

Организация деятельности:

- Воспитатель демонстрирует игру на ковролине, дети играют за столами

(возможно к ковролину пригласить ребенка с высоким уровнем развития).

- Дети выкладывают любое количество белых палочек в ряд, затем это

количество заменяют одной палочкой и подбирают соответствующую

цифру.

- Друг у друга проверяют правильность выполнения задания. Если дети

хорошо усвоили материал с цветными числами, то можно исключить

выкладывание числа из единиц (белых палочек).

«Найди мою маму»

Дидактические задачи:

- Упражнять детей в счете в пределах 10;

- Учить детей соотносить число с цветом палочки;

- Закреплять название цветов и чисел;

- Развивать внимание, память, логическое мышление.

Материал:

- наборы палочек;

- карточки с изображением животных и их детёнышей. На оборотной

стороне карточек из группы животных — изображен контур палочки, а на

карточках из группы детёныши — цветовое пятно (Зайчиха — контур

голубой палочки, зайчонок — голубое пятно и т.д.).

Организация деятельности:

- дети выбирают по одной карточке с изображением детёныша. На столе

перед ними лежат карточки с изображением зверей-родителей лицевой

стороной вниз.

- Ребенок, соотнеся цвет и размер подходящей палочки, находит маму

зверёныша. Для проверки выполнения задания ребёнок переворачивает

карточки и убеждается в правильности выполнения задания.

- Для усложнения игры в дальнейшем можно вводить дополнительные

карточки (кто чем питается — числовые карточки, кто где живет - цифра).

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к

знаковым системам, выполнению простых арифметических действий с

числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке

результата.

В ходе освоения чисел педагог способствует осмыслению детьми

последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду.

Это выражено в умении детей образовывать число большее или меньшее

заданного, доказывать равенство или не равенство группы предметов по

числу, находить пропущенное число. Измерение (а не только

сосчитывание) является при этом ведущей практической деятельностью.

«По порядку становись»

Дидактические задачи:

- Закрепить счет в пределах 10.

- Упражнять в прямом и обратном счете.

- Развивать умение находить место числу в числовом ряде.

- Развивать внимание, мышление, память.

- Расширять пространственные представления.

- Совершенствовать двигательные навыки.

Материал:

- набор палочек.

Организация деятельности:

- Воспитатель раздает детям палочки значением от 1 до 10, одну берет

себе.

- Под музыку дети вместе с воспитателем передвигаются (бегают) по

группе в хаотичном порядке.

- По сигналу воспитателя (или когда прекращает играть музыка), дети

становятся

в ряд.

Место в ряду соответствует месту числа в числовом ряду. При этом

воспитатель уточняет: «По порядку становись!» или «В обратном порядке

становись!».

Воспитатель играет вместе с детьми и также находит себе место в ряду.

Можно создать проблемную ситуацию, встать не на то место. дети вместе

с воспитателем проверяют правильность выполнения задания (считают,

сопоставляют палочки и место в ряду, исправляют ошибки).

«Палочки можно складывать»

Дидактические задачи:

- учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево»,

«направо»);

- развивать количественные представления детей;

- учить детей находить полоски, по сумме равные двум данным.

Материал:

- набор палочек,

- набор карточек с цифрами и знаками,

- изображение мальчика (он стоит к детям лицом).

Организация деятельности:

- Педагог предлагает детям положить мальчику, который стоит лицом к

детям, в левую руку желтую палочку (полоску), а в правую - красную.

- Затем задает вопросы: Какие числа в руках у мальчика? Что получится,

если эти числа сложить? Найдите палочку (полоску) равную сумме

красной и желтой.

- Запишите свое действие с помощью цифр и знаков.

«Палочки можно вычитать»

Дидактические задачи:

- учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево»,

«направо»);

- развивать количественные представления детей;

- учить детей находить разность чисел.

Материал:

- набор палочек,

- набор карточек с цифрами и знаками,

- изображение мальчика (он стоит к детям спиной).

Организация деятельности:

- Педагог просит детей дать мальчику в правую руку голубую палочку

(полоску), а в левую - желтую и задает детям вопросы: Какие числа в

руках у мальчика? Какое число больше (меньше)?» (У мальчика числа 5

иp. 5>3; З5.)

- Педагог спрашивает у детей, что получится, если из большего числа

вычесть меньшее.

Дети приходят к выводу о том, что если из большего числа вычитают, то

получается меньшее число

Игра «Коврик»

Дидактические задачи:

- Закреплять знания о составе числа

- Учить сравнивать числа;

- Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;

- Развивать внимание, мышление и зрительный глазомер.

Материал:

- комплект палочек;

- набор цифр от одного до десяти.

Организация деятельности:

- дети отправляются на экскурсию на «ткацкую фабрику», где их обучают

«ковроткачеству» и предлагают соткать самостоятельно свой ковёр

(ковровые нитки заменяются палочками Кюизенера).

- «для начала плетения берём синюю палочку (9). Орнамент выкладываем

так, чтобы следующие ряды, состоящие из двух меньших цветов не

повторялись, но в сумме были равны первой. Закончить коврик надо

закончить бахромой их белых точек (кубиков)».

- дети складывают коврик из цветных палочек и прочитывают по очереди

цветами и числами. («Синий это — бордовый и белый, черный и розовый,

фиолетовый и голубой, т.д. девять это — восемь и один, семь и два и т.д.»)



В раздел образования