Напоминание

Использование образовательных технологий в учебном процессе


Автор: Шмитько Ирина Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ гимназия №40
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Использование образовательных технологий в учебном процессе
Раздел: среднее образование





Назад





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В современной школе используются новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Для процесса обучения всегда существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которые преподаватель использует при организации и проведении занятий. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления, учебной информации, а с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся и взаимодействия с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Технология обучения — это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей. Таким образом, технология обучения - это реально то, что характеризует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения. Технология обучения как педагогическая система - это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научных подходов к анализу и организации учебного процесса и направленная на достижение высоких результатов в развитии личности учащихся. Структурными составляющими такой системы являются: - цели обучения; - содержание обучения; - средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства преподавания; - организация учебного процесса; - учащиеся; - преподаватели; - результат деятельности (уровень обученности, воспитанности). Выбранная технология в любом случае должна базироваться на следующих принципах:
- доверие педагогическому профессионализму учителя; - безусловное соблюдение физиолого-гигиенических норм работы учащихся; - гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса; - комфортность ученика и учителя. (СЛАЙДЫ 2- 14) 
Педагогическая технология
– это исследования с целью выявления принципов и разработки приëмов оптимизации образовательного процесса, конструирование и применение приëмов, оценка применяемых методов. 
Технология объяснительно-иллюстрированного обучения
суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.
Технология личностно-ориентированного обучения
 направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности 
Технология развивающего обучения
это организация учебного процесса с реализацией потенциальных возможностей человека
Технология формирования приемов учебной работы
Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике многих учителей нашей гимназии
Технология дифференцированного обучения
Создаются разноуровневые задания, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам их выполнения, а также для диагностики результатов обучения.
Технология учебно-игровой деятельности
Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
Проблемное обучение
Проблемные задачи – это поиск новых способов решения. Суть – преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит проблемные задачи, предлагая искать пути и средства их решения.
Обучение обеспечивающее включение в учебно-познавательную деятельность, называют
деятельностным подходом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Компьютерные технологии
Информационно-коммуникативные технологии – один из основных ресурсов образования, позволяющий обеспечить доступность качественного образования. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию ИКТ во всех областях деятельности школы. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации. Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.
( СЛАЙД 16,17)
Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит: техническая среда (вид используемых технических средств); программная среда (набор программных средств); предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания); методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.). С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и в различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные технологии
.

( СЛАЙД

18, 19, 20,21,22)
Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием
активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕХНИЧЕСКИМ И ПРОГРАММНЫМ СРЕДСТВАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Опыт разработки и использования учебных компьютерных программ и систем, полученный в гимназии , позволил формулировать ряд требований, выполнение которых необходимо для эффективного использования компьютерных технологий в учебно- воспитательном процессе. Основным требованием, предъявляемым к техническим средствам и компьютерным программам и системам, является возможность быстро предъявлять, собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать учебную информацию.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА (СЛАЙД ( 23, 24,25)

“Плюсы” в преподавании

с применением компьютера

наглядность
,
сокращение времени

увеличение
количества тренировочных заданий; • достижение
оптимизации темпа работы
ученика естественным образом; • достижение уровневой
дифференциации
обучения; • возможность
моделировать
различные процессы, с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию; •
обеспечение урока
материалами из удаленных источников, используя средства телекоммуникаций; • диалог с программой приобретает характер учебной
игры,
и у большинства детей
повышается мотива
ция учебной деятельности. Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях. Групповая работа учащихся в среде информационных технологий
порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует развитию у детей нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся. Работа в среде информационных технологий приучает школьников понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе.
“Минусы” в преподавании

с применением компьютера
• диалог с программой лишен эмоциональности и однообразен; • не учитываются особенности группы, класса; крайне важна роль учителя; • не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся; • помимо ошибок в изучении учебного предмета, появляются еще технологические – ошибки работы с программой; • от учителя требуются специальные знания; • много некачественного программного обеспечения, не учитывающего специфику работы со школьниками, имеющего много фактических или методических ошибок; разработчики зачастую не учитывают содержание школьных учебных программ. Проблема объективной и независимой диагностики качества образования решается на экспериментальном уровне. За основу системы педагогических измерений был взят технологический
комплекс, разработанный государственным центром тестирования (ЦИТО) Голландии и реализуемый сегодня при проведении единого государственного экзамена в России. Основой диагностического инструментария являются сконструированные по специальным правилам тестовые задания, на базе которых конструируются тесты. По данным тестирования можно планировать и корректировать образовательный процесс, работу по переподготовке и повышению квалификации педагогических работников, использовать различные формы дифференциации педагогических работников с точки зрения оценки их труда и многое другое.
В завершение можно сделать вывод, что использование

различных технологий безусловно, важная и неотъемлемая

составляющая современного преподавания, но их

использование на уроке должно быть продуманным,

целесообразным

и грамотным. Одним словом, профессиональным.


В раздел образования