Авторы: Бреднева Юлия Петровна, Хаустова Светлана Станиславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 56 г. Апатиты
Населённый пункт: Мурманская область
Наименование материала: Стендовый доклад
Тема: "Роль развивающей предметно-пространственной среды в реализации образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"
Раздел: дошкольное образование
Стендовый доклад
«Роль развивающей предметно-пространственной среды
в реализации образовательной области»
«Художественно-эстетическое развитие»
Хаустова С.С., Бреднева Ю.П.
Воспитатели МБДОУ №56 г. Апатиты
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпо-
сылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искус-
ства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему
миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки; реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей. Одним из важных условий по художественно – эстетическому
воспитанию является правильно организованная развивающая предметно –
пространственная среда.
Предметно-развивающая среда - это система условий, обеспечивающая
возможность осуществления детской деятельности
и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для
полноценного физического, эстетического, познавательного и социального
становления личности ребенка. Развивающая среда нужна для того, чтобы
воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого
ребенка.
В нашей группе большое внимание мы уделяем эстетическому
оформлению, поскольку среда играет большую роль в формировании
личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь
день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать
пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.
При построении развивающей среды в нашей группе мы учитывали
основные принципы:
- комфортность, принцип «одомашнивания»;
- полифункциональность;
- доступность;
- самостоятельность;
- эстетичность;
- открытость.
В нашей группе организованы: уголок изобразительной деятельности
(уголок детского творчества), музыкально - театрализованный уголок,
сенсорный центр для лепки «Песок и вода», уголок ряжения.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический
материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши,
природный материал, нетрадиционные изо материалы, костюмы и атрибуты
для игр инсценировок.
Большое место в организации самостоятельной
художественной деятельности детей в группе отводится уголку
изобразительной деятельности или уголку детского творчества.
Цель уголка: Развитие у детей интереса и желания заниматься
изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании,
лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и
качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого
воображения, творческой фантазии.
Уголок оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой
деятельности детей.
- схемы последовательного рисования предмета;
- пооперационные карты (техника оригами), отражающие
последовательность действий по созданию образа из бумаги и других
материалов;
- книжки-раскраски с образцами; картотека тематических книжек-
раскрасок, разнообразные трафареты;
- альбомы по народному творчеству: «Дымка», «Городецкая
роспись», «Золотая Хохлома», «Гжель» и др;
- дидактические игры по народному творчеству;
Дидактическая игра «Городецкая сказка»
для детей подготовительной группы.
Эта игра незаменима при ознакомлении детей
с городецкой росписью
- различные материалы: картон, ткани, нитки, ленты; акварельные краски,
мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные
карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные
палочки, губки, пластилин, наборы для детского творчества;
- инструменты: кисти разной толщины, ножницы, доски для лепки, печатки,
палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; магнитная доска;
клеенчатые салфетки, банки, подставки.
Весь изобразительный материал соответствует возрастным особенностям
детей, чем старше дети, тем материал более насыщенный и разнообразный.
ИЗО уголок в младшей группе.
ИЗО уголок в подготовительной группе
Благодаря организации предметно-развивающей среды, использованию
различных форм работы по ознакомлению с народным декоративным
искусством значительно повысился уровень творческих способностей детей.
Они научились самостоятельно различать известные виды декоративной
живописи, создавать выразительные узоры на бумаге.
Лепка – одно из самых интересных и увлекательных занятий для ребенка.
При создании различных фигурок развиваются воображение, мелкая
моторика пальцев. В этом году в нашей группе с помощью родителей было
приобретено нетрадиционное оборудование для лепки: цветное тесто
«Пластишка» и сенсорный кварцевый песок. Эти необычные изоматериалы
помогают снимать стресс не только у детей, но и у взрослых, развивают
творческие способности, образное мышление.
В нашем центре «Песок и вода» дети
могут лепить круглый год, даже
зимой; в их распоряжении набор
скалок для раскатки песка, формочек,
лопаток и трафаретов.
Музыкально-театрализованный
центр - важный объект развивающей среды, поскольку именно
театрализованная и музыкальная деятельность помогает адаптироваться,
сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная
возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети
знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы,
краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется
звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняя свою
соответствующую роль, ребенок упражняется в четком, выразительном
произношении. Наш театральный уголок снабжен различными видами
театров: настольный, резиновый, пальчиковый, театр на фланелеграфе,
магнитный, бибабо, перчаточный, плоскостной. Для
разыгрывания сценок, сказок и спектаклей мы подготовили разнообразный
реквизит, набор кукол, ширму для кукольного театра.
Музыкально-театрализованный
уголок
Рядом, в кукольном уголке расположен уголок ряжения, где можно
нарядиться в любимых сказочных героев и самим сыграть сказку. Для
реализации гендерных подходов к воспитанию детей мы учитываем
интересы мальчиков и девочек, подбираем различные атрибуты для
инсценировок разных сказок (полоролевых).
Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий
с педагогом по музыке. Детям необходимо предоставить возможность
научиться самостоятельно играть простейшие мелодии на различных
музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием,
закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-
дидактических игр. Основное содержание нашего музыкального центра
составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь - это
музыкальные заводные игрушки и детские музыкальные инструменты,
которые мы подбирали с учетом возраста детей и последовательностью
ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкальных занятий.
Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и
дидактических играх. Зона для самостоятельного музицирования
мобильная, дети могут перемещать ее по своему усмотрению.
Работа с родителями по организации РППС
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
• Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный
дошкольным учреждением. При работе в данном направлении используем
различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок –
конкурсов семейного творчества, поделки для которых изготавливаются
совместно родителями и детьми;
привлекаем их к участию в праздниках.
Все это помогает сделать их своими
союзниками и единомышленниками в
деле воспитания детей.
Выставка семейного творчества
«Городецкая сказка»
• Повышение психолого-педагогической культуры родителей
осуществляем через родительские собрания и консультации. Оформляем
папки - передвижки, выпускаем информационные листы для родителей.
• Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в
вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников.
В приемной имеется информативный центр для родителей.
Вернисаж-выставка для творческих работ детей «Сделаем мир ярче»,
деревянный стенд «Теремок» для выставки детских поделок из
пластилина «Наши руки не знают скуки».
В нашей группе на занятиях и в повседневной деятельности очень широко
используем мультимедийное оборудование, сделали много презентаций по
ознакомлению с окружающим, рисованию, лепке, ознакомлению с народным
творчеством.
Использование мультимедийного
оборудования на занятии по рисованию
Содержание предметно - развивающей среды должно соответствовать
возрастным особенностям детей, интересам мальчиков и девочек,
периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться
материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные
возможности дошкольников.
Вывод: Целенаправленно организованная развивающая предметно-
пространственная среда в дошкольном учреждении играет большую роль в
гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная
эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально
положительное отношение к детскому саду, желание посещать его,
обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной
творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей
дошкольного возраста.