Напоминание

"Роль развивающей предметно-пространственной среды в реализации образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"


Авторы: Бреднева Юлия Петровна, Хаустова Светлана Станиславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 56 г. Апатиты
Населённый пункт: Мурманская область
Наименование материала: Стендовый доклад
Тема: "Роль развивающей предметно-пространственной среды в реализации образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стендовый доклад

«Роль развивающей предметно-пространственной среды

в реализации образовательной области»

«Художественно-эстетическое развитие»

Хаустова С.С., Бреднева Ю.П.

Воспитатели МБДОУ №56 г. Апатиты

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпо-

сылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искус-

ства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему

миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки; реализацию самостоятельной творческой деятельности

детей. Одним из важных условий по художественно – эстетическому

воспитанию является правильно организованная развивающая предметно –

пространственная среда.

Предметно-развивающая среда - это система условий, обеспечивающая

возможность осуществления детской деятельности

и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для

полноценного физического, эстетического, познавательного и социального

становления личности ребенка. Развивающая среда нужна для того, чтобы

воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого

ребенка.

В нашей группе большое внимание мы уделяем эстетическому

оформлению, поскольку среда играет большую роль в формировании

личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь

день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать

пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.

При построении развивающей среды в нашей группе мы учитывали

основные принципы:

- комфортность, принцип «одомашнивания»;

- полифункциональность;

- доступность;

- самостоятельность;

- эстетичность;

- открытость.

В нашей группе организованы: уголок изобразительной деятельности

(уголок детского творчества), музыкально - театрализованный уголок,

сенсорный центр для лепки «Песок и вода», уголок ряжения.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический

материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши,

природный материал, нетрадиционные изо материалы, костюмы и атрибуты

для игр инсценировок.

Большое место в организации самостоятельной

художественной деятельности детей в группе отводится уголку

изобразительной деятельности или уголку детского творчества.

Цель уголка: Развитие у детей интереса и желания заниматься

изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании,

лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и

качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого

воображения, творческой фантазии.

Уголок оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой

деятельности детей.

- схемы последовательного рисования предмета;

- пооперационные карты (техника оригами), отражающие

последовательность действий по созданию образа из бумаги и других

материалов;

- книжки-раскраски с образцами; картотека тематических книжек-

раскрасок, разнообразные трафареты;

- альбомы по народному творчеству: «Дымка», «Городецкая

роспись», «Золотая Хохлома», «Гжель» и др;

- дидактические игры по народному творчеству;

Дидактическая игра «Городецкая сказка»

для детей подготовительной группы.

Эта игра незаменима при ознакомлении детей

с городецкой росписью

- различные материалы: картон, ткани, нитки, ленты; акварельные краски,

мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные

карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные

палочки, губки, пластилин, наборы для детского творчества;

- инструменты: кисти разной толщины, ножницы, доски для лепки, печатки,

палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; магнитная доска;

клеенчатые салфетки, банки, подставки.

Весь изобразительный материал соответствует возрастным особенностям

детей, чем старше дети, тем материал более насыщенный и разнообразный.

ИЗО уголок в младшей группе.

ИЗО уголок в подготовительной группе

Благодаря организации предметно-развивающей среды, использованию

различных форм работы по ознакомлению с народным декоративным

искусством значительно повысился уровень творческих способностей детей.

Они научились самостоятельно различать известные виды декоративной

живописи, создавать выразительные узоры на бумаге.

Лепка – одно из самых интересных и увлекательных занятий для ребенка.

При создании различных фигурок развиваются воображение, мелкая

моторика пальцев. В этом году в нашей группе с помощью родителей было

приобретено нетрадиционное оборудование для лепки: цветное тесто

«Пластишка» и сенсорный кварцевый песок. Эти необычные изоматериалы

помогают снимать стресс не только у детей, но и у взрослых, развивают

творческие способности, образное мышление.

В нашем центре «Песок и вода» дети

могут лепить круглый год, даже

зимой; в их распоряжении набор

скалок для раскатки песка, формочек,

лопаток и трафаретов.

Музыкально-театрализованный

центр - важный объект развивающей среды, поскольку именно

театрализованная и музыкальная деятельность помогает адаптироваться,

сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная

возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети

знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы,

краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется

звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняя свою

соответствующую роль, ребенок упражняется в четком, выразительном

произношении. Наш театральный уголок снабжен различными видами

театров: настольный, резиновый, пальчиковый, театр на фланелеграфе,

магнитный, бибабо, перчаточный, плоскостной. Для

разыгрывания сценок, сказок и спектаклей мы подготовили разнообразный

реквизит, набор кукол, ширму для кукольного театра.

Музыкально-театрализованный

уголок

Рядом, в кукольном уголке расположен уголок ряжения, где можно

нарядиться в любимых сказочных героев и самим сыграть сказку. Для

реализации гендерных подходов к воспитанию детей мы учитываем

интересы мальчиков и девочек, подбираем различные атрибуты для

инсценировок разных сказок (полоролевых).

Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий

с педагогом по музыке. Детям необходимо предоставить возможность

научиться самостоятельно играть простейшие мелодии на различных

музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием,

закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-

дидактических игр. Основное содержание нашего музыкального центра

составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь - это

музыкальные заводные игрушки и детские музыкальные инструменты,

которые мы подбирали с учетом возраста детей и последовательностью

ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкальных занятий.

Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и

дидактических играх. Зона для самостоятельного музицирования

мобильная, дети могут перемещать ее по своему усмотрению.

Работа с родителями по организации РППС

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

• Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный

дошкольным учреждением. При работе в данном направлении используем

различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок –

конкурсов семейного творчества, поделки для которых изготавливаются

совместно родителями и детьми;

привлекаем их к участию в праздниках.

Все это помогает сделать их своими

союзниками и единомышленниками в

деле воспитания детей.

Выставка семейного творчества

«Городецкая сказка»

• Повышение психолого-педагогической культуры родителей

осуществляем через родительские собрания и консультации. Оформляем

папки - передвижки, выпускаем информационные листы для родителей.

• Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в

вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников.

В приемной имеется информативный центр для родителей.

Вернисаж-выставка для творческих работ детей «Сделаем мир ярче»,

деревянный стенд «Теремок» для выставки детских поделок из

пластилина «Наши руки не знают скуки».

В нашей группе на занятиях и в повседневной деятельности очень широко

используем мультимедийное оборудование, сделали много презентаций по

ознакомлению с окружающим, рисованию, лепке, ознакомлению с народным

творчеством.

Использование мультимедийного

оборудования на занятии по рисованию

Содержание предметно - развивающей среды должно соответствовать

возрастным особенностям детей, интересам мальчиков и девочек,

периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться

материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные

возможности дошкольников.

Вывод: Целенаправленно организованная развивающая предметно-

пространственная среда в дошкольном учреждении играет большую роль в

гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная

эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально

положительное отношение к детскому саду, желание посещать его,

обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной

творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей

дошкольного возраста.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники