Напоминание

Модель взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса по развитию речи детей дошкольного возраста в условиях логопункта


Автор: Колмогорцева Светлана Анатольевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад № 276
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Модель взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса по развитию речи детей дошкольного возраста в условиях логопункта
Дата публикации: 06.04.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Модель взаимодействия всех участников коррекционно-

образовательного процесса по развитию речи детей

дошкольного возраста в условиях логопункта

Дошкольное образование - это первый уровень общего образования. Дошкольное

детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы

личностного

развития:

физического,

интеллектуального,

эмоционального,

коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё

место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми

и со взрослыми.

Одним из основных направлений модернизации Российского образования является

обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей

получения полноценного образования детьми. Проблема

воспитания

и

обучения

детей дошкольного возраста с нарушениями речи является весьма

острой и актуальной на сегодняшний день. Поиски эффективных приемов и методов

коррекции речи не утратили своей актуальности. Успешное преодоление речевого

недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи воспитанников, родителей

и педагогов.

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях общеразвивающего

вида организованы логопедические пункты. Однако это имеет как положительную,

(больший охват детей с нарушениями речи), так и отрицательную стороны (детям с

тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких

пунктах). В настоящее время отмечается тенденция к ухудшению речи детей в

дошкольном возрасте, увеличивается количество детей со сложными речевыми

дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта. Вместе с тем

логопедический пункт в ДОУ – пример инклюзивного обучения, поскольку при

этой форме логопедической помощи дошкольники значительную часть времени

проводят среди нормально развивающихся сверстников.

В этой связи одной из главных целей логопедического пункта становится

организация

взаимодействия

всех

участников

коррекционно-образовательного

процесса для создания эффективных условий успешного развития речи детей, а

именно:

- создать единое образовательное пространство для правильного развития речи

дошкольников;

- модернизировать предметно-развивающую среду, стимулирующую речевое

развитие ребенка;

- повысить педагогическую компетентность родителей воспитанников и педагогов в

вопросах коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является

оптимально

выстроенное

взаимодействие

субъектов

коррекционно-

образовательногопроцесса, обеспечивающее системное сопровождение детей с

нарушениями речи. Такое взаимодействие включает комплексность в определении и

решении

речевых

проблем

ребёнка.

Активно

воздействуя

на

ребенка

специфическими средствами, педагоги и специалисты и с их помощью родители

строят работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя

объективно существующие точки соприкосновения различных областей, каждый

педагог специалист, родитель осуществляет свое направление не обособлено, а

дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные

особенности

каждого

ребенка

с

патологией

речи,

всеми

участниками

коррекционного процесса намечается единый комплекс совместной коррекционно-

педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и

речевых сфер.

Главная цель ФГОС - формирование успешной личности. Ключевая установка

стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной

ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого

ребенка.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, а овладение речью – это

сложный, многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее

развитие зависят от многих факторов, один из которых речевая среда, в которой

воспитывается ребенок. Максимальное влияние на развитие коммуникативно-

речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях

условий:

развития,

воспитания,

обучения

и

предметно-развивающая

среда

помещений. Основной целью этой направленности стало создание такой предметно-

развивающей

среды,

которая способствует максимально полному раскрытию

потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них

трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их своевременному

преодолению, а также содействие совершенствованию речевых коммуникаций

ребенка в детском саду с взрослыми, сверстниками и детьми младшего и старшего

возраста.

Для развития речи дошкольников используются инновационные формы работы с

детьми - интегрированные занятия. Структура интегрированных занятий отличается

четкостью,

компактностью,

сжатостью,

логической

взаимообусловленностью

учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью

материала.

При этом

занятие сохраняет

для

детей форму

занимательной,

увлекательной игры.

Интегрированные занятия более результативны, так как у учащихся отмечается

повышенный интерес к содержанию тех задач, которые реализуются на занятиях,

развиваются положительные качества личности.

Детям-логопатам необходима частая смена, чередование действий. Такой ребенок

не может долго сосредоточится на одном виде деятельности.

На интегрированном занятии оказывается возможным решить и коррекционные, и

образовательно-воспитательные

задачи,

а

также

задачи

по

расширению

двигательной активности детей.

По оценке специалистов, интегрированные занятия приносят, несомненно, пользу.

У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более

концентрированным.

Кроме

того,

смена

видов

деятельности

обеспечивает

эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.

Очень полезно детям с речевыми нарушениями участие в проектной деятельности.

Применение проектной деятельности укрепляет познавательный мотив, учебную

мотивацию детей. В ходе реализации проекта обучение превращается в процесс

осознанного активного поиска, применения новых знаний, закрепляет навык

использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только

учебные, но и воспитательные задачи. У детей развиваются недостающие навыки и

умения, творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя

ему становиться успешнее.

Для коррекции речевых нарушений используются специальные технологии.

Мнемотехника

-

это

система

приемов,

облегчающих

запоминание

и

увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются

следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в

предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое

мышление.

Поэтому встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически

правильно

излагать

свои

мысли,

рассказывать

о

различных

событиях

из

окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание

носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события,

предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей,

вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых

очевидна, наряду с общепринятыми.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные

движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это

форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем

развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном

итоге

адаптация

человека

к

условиям

внешней

и

внутренней

среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается

речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая

ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим

началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит

положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной,

сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально-

волевых качеств личности.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания,

оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы,

ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы,

звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев,

гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения,

сопровождаемые

движениями,

логопедическая

гимнастика,

мимические

упражнения. Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова,

музыки и движения. Логоритмические упражнения хорошо используются в качестве

рекомендаций для музыкального руководителя и инструктора по физкультуре.

Кинезиотерапия

-

комплекс

движений,

позволяющих

активизировать

межполушарное

взаимодействие,

улучшить

память,

внимание,

речь,

пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, облегчить

процесс чтения и письма, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить

стрессоустойчивость

организма.

Причем,

чем

интенсивнее

нагрузка,

тем

значительнее эти изменения! Эти упражнения просты в использовании и могут

иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект.

Кинезиологические упражнения для дошкольников не трудные, но очень

полезные. Их можно применять как на коррекционных занятиях, так и в качестве

рекомендаций к выполнению воспитателям и специалистам ДОУ.

Для речевого развития дошкольников хорошо подходит такой метод как

инсценировка.

Инсценировка

требует

определенной

подготовки

это

предварительная работа с родителями, детьми, педагогами. При использовании

инсценировки создаются условия для: творческой активности детей ; развитие

способности свободно и раскрепощенно держаться при выступлении; возможности

импровизировать посредством мимики, выразительных движений и интонаций;

взаимосвязи

театрализованной

деятельности

с

другими

видами

детской

деятельности в едином педагогическом процессе; развития чувства преодоления

страха при выступлении перед публикой; использования мнемотаблиц, которые

создали родители вместе с детьми.

Успешная

коррекционная

работа

в

ДОУ

может

осуществляться

только

при достаточно высоком уровне сформированности основных психических

процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей,

для

этого

необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых

нарушений

у

дошкольников.

Каждый специалист

решает

задачи

своих

образовательных областей. При этом

деятельность всех специалистов в единой

образовательной среде преследует общую цель – подготовку детей к обучению в

школе и их социализацию.

Главная

цель

организации

взаимодействия учителя-логопеда с педагогами

использование

потенциала

каждого специалиста, объединение усилий всех

субъектов

коррекционно-образовательного

процесса,

преодоление

разобщенности

в

их

работе,

т.е.

организация

комплексного

подхода

в

реализации коррекционно-образовательных задач.

Специфика сопровождения ребенка с нарушениями речи такова, что весь

коллектив сотрудников

участвует

в

создании

условий

для

благоприятного

речевого

развития воспитанников.

Работая

во

взаимодействии,

каждый

участник

коррекционного

процесса выполняет свои четко определенные цели и

задачи в области своей предметной деятельности.

Так

как

эффективность

решения

стратегических,

тактических

и

оперативных

задач коррекционно-образовательного процесса зависит от того,

насколько

четко

педагогический коллектив

ДОУ

представляет

себе

меру

и

характер

собственной

включенности

в

него,

необходимо

разработать

«Положение о взаимодействии специалистов ДОУ в условиях логопедического

пункта». На основании этого Положения

координируется работа всех субъектов

коррекционно-образовательного процесса.

Главная роль в развитии речи детей отводится воспитателю. Он ежедневно и

достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы

и,

следовательно,

может

определить

оптимальные

формы

включения

необходимых

заданий

коррекционной

и развивающей

направленности.

Проводимая

воспитателями

грамотная

работа

с

детьми,

имеющими

недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в

эффективности

коррекционного

процесса.

Согласованный

подход

к

общему

и речевому воспитанию

детей при организации игр, занятий, оздоровительных

мероприятий

и

других

видов

деятельности,

выработка

единых

педагогических

установок

по

отношению

к отдельным

детям

и

группе

в

целом

становится

основой

взаимодействия.

Совершенно очевидно,

что

решение поставленных целей и задач

по развитию речи возможно только при

тесном взаимодействии учителя-логопеда с воспитателем, который ежедневно и,

достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы

и,

следовательно,

может

определить

оптимальные

формы

включения

необходимых

заданий

коррекционной

и развивающей направленности.

Для

оптимизации

коррекционно-образовательной

работы

необходимо

разработать «Тетрадь взаимодействия с педагогами и специалистами».

В тетради учителем-логопедом формируется подборка коррекционных

упражнений и заданий, направленных на коррекцию речи, а также упражнения на

формирование мелкой и общей моторики, дыхательная гимнастика.

Данный

материал педагоги

используют

для

проведения

логопедических

пятиминуток,

которые

направлены

на

развитие

лексики,

грамматики,

фонетики,

связной

речи.

Логопедические пятиминутки

содержат

упражнения

по

закреплению

или

дифференциации

поставленных звуков,

по

развитию

навыков

звукового

и

слогового

анализа

и

синтеза,

развитию

фонематических

представлений

и

неречевых

психических

функций,

то

есть

упражнения

для повторения

и

закрепления

материала,

отработанного

с

детьми

учителем-логопедом. Педагоги

используют

предложенные

задания

и

упражнения

в

игровой

деятельности,

на

прогулках,

в

процессе

индивидуальной

работы

с

ребенком.

Подборка

коррекционных

игр,

упражнений

и

заданий

позволяет

им

расширить

собственный

арсенал

коррекционных

приемов,

применять

аналогичные

задания

и

упражнения

в

процессе своих занятий.

Таким

образом,

взаимодействие

воспитателя

и

учителя-логопеда

становится

более направленным,

конкретным

и

действенным.

Опираясь

на

задания в «Тетради взаимодействия с педагогами и специалистами» воспитатель

может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. Для

координации

коррекционно-педагогической

помощи

детям

с речевыми

нарушениями используются следующие формы работы с воспитателями:

семинары-практикумы, консультации, викторины, круглые столы и др.

Для педагогов следует разработь следующие материалы:

сборник упражнений

по логоритмике; сборник упражнений по кинезиотерапии и мелкой моторике;

сборник

упражнений

по

артикуляционной

гимнастике;

звукоподражаний;

чистоговорки для работы над звукопроизношением; игры для

развития речевого слуха; логопедические пятиминутки.

Одним из

путей

комплексного решения

имеющихся проблем в

свете

здорорвьесберегающих

технологий

работы

-

в

установлении

взаимодействия

в

работе

с

инструктором

по

физической

культуре.

Актуальность

использования

данного направления работы заключается в том, что физические

упражнения

способствуют: повышению

двигательной

активности детей;

усилению оздоровительной направленности учебного процесса;

улучшению

функциональных возможностей нервной системы; снятию нервного напряжения и

укреплению общего тонуса

организма;

развитию тактильно-кинестетической

чувствительности, мелкой

моторики рук.

Взаимодействие осуществляется в

нескольких

направлениях:

обсуждение

динамики

развития

детей

на

консультациях; внедрение

инструктором

по

физической

культуре

в

работе

с

детьми

игровых упражнений на коррекцию речевых и неречевых нарушений.

Правильно

организованные

физкультурные

занятия

для

детей,

имеющих

речевую патологию, способны стать мощным средством комплексного решения

коррекционных

задач. Осуществление

взаимосвязи

в

работе

специалистов

дошкольного

учреждения

позволяет инструктору

по

физической

культуре

проводить

комплексные

оздоровительные

мероприятия и дает возможность

использовать: упражнения,

направленные

на

развитие

речевого

дыхания.

Большинство детей с речевыми нарушениями по итогам первоначальной

диагностики имеют

поверхностный

тип

дыхания,

слабый

речевой

выдох,

отсутствие

целенаправленной воздушной

струи,

что

затрудняет

постановку

звуков. Специальные упражнения в игровой форме помогают детям научится

делать глубокий вдох, задерживать дыхание, делать длинный и плавный выдох;

упражнения на развитие моторики

рук (пальчиковая гимнастика).

Тексты

пальчиковой гимнастики

в

течение

недели

выполняются детьми

со

всеми

специалистами на занятиях.

Чем выше

двигательная

активность

ребенка,

тем

интенсивнее

развивается

его

речь.

Но

и формирование движений идет при участии речи.

Ритм речи, особенно стихов, поговорок, способствует

развитию

координации

общей

и

тонкой

произвольной

моторики.

Движения детей становятся более

плавными,

выразительными,

ритмичными,

вырабатываются правильный

темп

речи,

ритм

дыхания,

развивается

речевой

слух,

речевая

память;

стихотворная

форма

всегда

привлекает

детей

своей

живостью,

эмоциональностью, настраивают детей на игру.

Такой

подход

расширяет

и

корректирует

двигательный

опыт,

который

оказывает существенное влияние и на полноценное речевое развитие.

Таким образом, взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре

и

учителя-логопеда

в

вопросах

расширения

форм

коррекционного

(логопедического)

воздействия

на детей

с

нарушениями

речи,

сохранению

и

укреплению их здоровья позволяет не только совершенствовать коррекционно–

образовательный процесс,

но

и

поднимает профессиональный

уровень

учителя–логопеда

и

инструктора

по

физической

культуре, помогает им

раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.

В

коррекционной

работе

с

детьми,

страдающими

различными

нарушениями

речи, положительную роль играет

взаимодействие

с

музыкальным

руководителем, представляющие

собой

объединение

системы

движений,

музыкального

фона

и

словарного

наполнения.

Ведь

кроме

коррекционных

целей

достигается

повышение

эффективности

в развитии

неречевых и речевых функций.

Основные задачи совместной

работы музыкального

руководителя и

учителя-логопеда:

развитие

слухового

восприятия,

музыкального

слуха,

фонематического восприятия; развитие

основных

компонентов

звуковой

культуры

речи:

интонации,

ритмико-мелодической стороны; формирование

правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса

в зависимости от контекста; обогащение словаря дошкольников с нарушениями

речи.

Учитывая

особенности

детей

с

нарушениями

речи,

на

музыкальных

занятиях используются упражнения для развития основных движений, мелкой

моторики, активизации внимания,

ориентировки

в

пространстве,

распевки

на

автоматизацию тех звуков, которые нарушены у детей.

В

начале

работы

музыкальный

руководитель

развивает

основу,

необходимую

для осуществления

музыкальной

деятельности

(музыкальные

слух

и

память,

речевое

дыхание, чувство ритма), в то же время, продолжая

работу

учителя-логопеда,

формирует

речевой

слух

и

фонематическое

восприятие.

Для

этой

цели

используются

музыкальные

дидактические игры,

вокальные упражнения, распевки.

Важным моментом в логопедической работе является формирование у детей

правильной артикуляции

и

чистоты

интонации.

На

музыкальных

занятиях

используются

прибаутки, скороговорки,

пропевание

отдельных

звуков

и

слогов.

Для

достижения

четкости

дикции особое внимание уделяется так же

работе над развитием артикуляционной моторики.

Музыкальный

руководитель проводит музыкальные занятия

с элементами

логоритмики,

на

которых

широко

использует

логоритмические

игры

и

упражнения на развитие: слухового внимания; речевого слуха; фонематического

восприятия; артикуляционной моторики; физиологического дыхания;

речевого

дыхания; голоса.

Особое внимание в системе воспитания детей с нарушениями речи занимают

праздники.

Планирование

праздников

и

развлечений

осуществляется

совместно

с

воспитателями

и музыкальным

руководителем.

Музыкальный

руководитель

подбирает

стихотворения, инсценировки,

распределяет

роли.

Первоначально

учителем-логопедом

отрабатываются тексты инсценировок

стихов, а воспитатель закрепляет индивидуально в свободное время.

Музыкальные

руководители также

используют

в

различных

частях

своих

занятиях логоритмические

упражнения

с

целью

формирования

слухо-зрительно-двигательной координации.

Используя

в

распевках

слоговые

цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса.

С

музыкальным

руководителем

действуют

следующие

формы

взаимодействия:

адаптирование

речевого

материала,

используемого

на

утренниках

(стихотворный

и

песенный

материал

для

индивидуального

исполнения

выбирается

и

при

необходимости

адаптируется

логопедом

и

музыкальным

руководителем

строго

в

соответствии

с

речевыми

и

психологическими

возможностями

детей);

формирование

речевых

коммуникативных навыков в театральной деятельности.

В процессе обсуждения результатов диагностики следует обращать внимание

на следующие вещи: особенности коммуникативной и эмоциональной сферы

ребенка;

особенности организации деятельности каждого ребёнка; состояние

зрительного и слухового внимания, восприятия

и

памяти;

степень

понимания

речи

значит

понимания

вербальной инструкции);

уровень

развития

активной

речи;

состояние

общей

и

мелкой

моторики;

состояние

функции

дыхания и голосообразования; общее состояние здоровья ребенка. Грамотное

внимание к речевым, двигательным, коммуникативным и другим особенностям

ребенка

позволяет

нам

более

эффективно

спланировать

коррекционно-

развивающую

работу по

формированию

невербальных

и

вербальных

функций

у

детей,

детализировать

и

реализовать

индивидуально-

дифференцированный

подход,

оказать

детям

индивидуальную помощь в ходе

музыкальных занятий.

Одним

из

важнейших

направлений

в

коррекционно-воспитательной

деятельности учителя-логопеда в дошкольном учреждении является работа с

родителями. Привлечение родителей к активному участию в коррекционном

процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка во многом облегчает

работу специалиста и ускоряет успехи ребенка.

Необходимость сотрудничества родителей с учителем-логопедом возникает в

связи с тем, что около половины родителей не придают должного значения

своевременному и правильному развитию речи своих детей, иногда открыто

игнорируют, «не замечают» выраженные речевые трудности детей и тем более не

спешат обсуждать их с логопедом. Парадоксально, но порой учителю-логопеду

приходится так же и «остужать» родительский энтузиазм как в поиске речевых

недостатков у своих детей, так и в чрезмерно активной заботе о накоплении

«взрослого» словаря, грамматических конструкций, заучивание сложных по

структуре и содержанию стихотворений.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического

процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, вооружить

их

способами

коммуникации

и

доступными

приемами

коррекции;

создать

положительную мотивацию на преодоление речевого дефекта. Во-первых, родители

являются авторитетом для своего ребенка, а во-вторых, они ежедневно могут

закреплять навыки в непосредственном общении.

Учитель-логопед должен корректно, гибко общаться с родителями, обладающим

как высоким или средним, так и низким уровнем педагогической компетентности. В

корректной форме сообщить родителям о нежелательных тенденциях в речевом

развитии ребенка и показать возможные пути их профилактики, коррекции в ДОУ и

семье. Родители должны понять необходимость объединить усилия для выработки

единой педагогической линии в интересах ребенка. На этой стадии учитель-логопед

знакомит родителей с доступными для использования в домашних условиях

способами

качественного

решения

задач

стимуляции

речевого

развития

и

коррекции недостатков. Основу совместной работы родителей и учителя-логопеда

должно составлять разумное, чуткое отношение к состоянию, прежде всего самого

ребенка и только потом предъявление определенных требований к его речи.

Родители

ребёнка

и

учитель-логопед

должны

выработать

целый

ряд

согласованных мер, направленных в первую очередь на закрепление у детей

правильных речевых навыков и дальнейшую стимуляцию их речевого развития и

достигнуть полного взаимопонимания и создание совместными усилиями условий

для закрепления навыков правильной речи в ДОУ и семье.

Индивидуализация задач содержания и приемов работы педагога с детьми,

персонализация контактов с его близким окружением в совокупности обеспечивают

условия и основу для реализации программ профилактической и коррекционной

направленности в отношении воспитанников ДОУ.

Работа

с

родителями

в

дошкольном

учреждении

реализуется

через

разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Непрерывная связь

с родителями в коррекционном процессе осуществляется с помощью коллективной,

индивидуальной и наглядной форм работы.

Прежде всего родительские собрания – это действенная форма работы логопеда

и родителей, где осуществляется ознакомление с задачами, содержанием и

методами коррекционного процесса в условиях детского сада и семьи. Родительские

собрания – важный элемент стратегии общения с семьей, на них закладывается

основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на

воспитание и обучение дошкольников.

К индивидуальным формам относятся: педагогические беседы с родителями –

это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может

быть как самостоятельной формой так и применятся в сочетании с другими.

Логопед придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача – вызвать

собеседника на откровенный разговор. Беседа может возникнуть стихийно по

инициативе родителей и педагога. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным

людям.

К индивидуальным формам относятся консультации. Они проводятся на

протяжении

всего

учебного

года.

Консультации

носят

индивидуальный

и

подгрупповой

характер.

Логопед

показывает

приемы

индивидуальной

коррекционной работы с ребенком, отмечает его труд и успехи, подсказывает, на

что необходимо обратить внимание. Тематические консультации организуются с

целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение

консультаций – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить

поддержку и совет. На сайте ДОУ учитель-логопед размещает ознакомительную и

обучающую информацию. При помощи сайта детского сада родители имеют

возможность получать информацию о дошкольных мероприятиях, ответы на

волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности

специалиста.

Основной формой взаимодействия

специалиста

с родителями

является

тетрадь рекомендаций логопеда. Тетрадь заполняется учителем-логопедом два раза

в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб

здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи рекомендации в

тетради даются не только по развитию звукопроизношения и фонематического

слуха, но и по формированию словаря и грамматических категорий.

Отдельную

группу

составляют наглядно-информационные

методы. Они

знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами организации

коррекционной работы на логопункте, способствуют преодолению поверхностного

суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним

относятся: стенды, ширмы, папки-передвижки.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного

речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там,

где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие подразумевает

не только распределение задач между участниками процесса для достижения

единой цели. Но и обязательно подразумевает контроль, или обратную связь.

Резюмируя

вышесказанное,

можно

отметить,

что

важнейшая

задача

в

процессе воспитания

и

обучения

детей

с

нарушениями

речи

заключается

в

сотрудничестве

участников коррекционно-образовательного

процесса.

В

этом

союзе

необходимо

правильно

определить роли

каждого

участника

и

с

наибольшей

эффективностью

использовать

их

возможности. Полноценная

коррекционная

работа

не

может

осуществляться

без

целенаправленной,

систематически спланированной, комплексной работы д е т е й , р о д и т е л е й

и п е д а г о г о в .

Проведение

хорошо

продуманной,

рационально

спланированной, скоординированной

и

ежедневной

работы

дает

основание

говорить

о

реальном

достижении положительных

результатов.

Только в

тесном

взаимодействии

всех

участников

коррекционо-образовательного

процесса

возможно

успешное

формирование

личностной

готовности детей с

нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в

обществе.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники