Автор: Шлейникова Ольга Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19
Населённый пункт: Г. о. Балашиха, д. Пестово, Моск. обл.
Наименование материала: Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей старшей группы
Тема: «Помоги Старичку - Лесовичку»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Городского округа
Балашиха «Детский сад комбинированного вида №19 «Лесная сказка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей старшей группы
тема: «Помоги Старичку - Лесовичку»
Воспитатель: Шлейникова О. П.
2018г.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое
развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе,
закреплять и расширять знания детей о лесе, о правилах поведения в лесу;
познакомить детей с понятиями «лиственный лес», «хвойный лес» и
«смешанный лес».
- учить узнавать и называть разные породы деревьев по листьям;
Развивающие:
- развивать непроизвольную память, мышление, творчество, воображение,
умение работать с клеем аккуратно.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, желание помочь другому.
Материалы:
Демонстрационный: сундучок с раскрасками, конверт-письмо, корзинка с
листьями разных деревьев, дидактические карточки с признаками времён
года.
Раздаточный: лист бумаги ф-А4 с изображением дерева без листвы, вазочки
с клеем, кисть для клея, клеёнка для аппликаций, салфетка, полоски цветной
бумаги желтого, красного, оранжевого цвета – на каждого ребёнка.
Техническое оборудование: проектор, экран, ноутбук, флэшка с слайдами
«Лесные пейзажи».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Времена года»,
«Деревья», загадывание и отгадывание загадок о временах года и их
признаках, наблюдение на прогулках за деревьями различных пород, беседы
о безопасном поведение в лесу, заучивание стихотворений.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, я шла сегодня утром в садик и белочка передала мне
для вас письмо.
Давайте я вам его сейчас прочитаю. (Воспитатель открывает письмо и
читает)
«Дорогие ребята, мне очень нужна ваша помощь! Уже наступила осень, а
деревья в лесу еще не одеты в осенний наряд. Одному мне не справиться,
помогите пожалуйста!» Старичок-Лесовичок.»
Воспитатель: Ребята, в какой наряд нужно помочь Старичку - Лесовичку
одеть деревья?
Ответы детей: Нужно одеть их в разноцветные листья.
Воспитатель: Правильно, потому что сейчас осень. Какие осенние признаки
вы знаете?
Ответы детей: падают листья с деревьев. Они желтые, красные, зеленые.
Становится прохладно. Птицы улетают в тёплые края.
Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете?
Ответы детей: Зима, весна, лето.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру.
Дидактическая игра: «Выбери нужный признак»
Воспитатель делит детей на 4 команды – весна, лето, осень, зима.
Разбрасывает на ковре карточки с изображением времен года. Детям нужно
после слов «Раз, два, три – свой признак найди» взять с ковра нужную
карточку и встать на место. Воспитатель проверяет правильно ли взяли
карточки дети.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас пора в путь, закрывайте глазки. Я
произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все действия и окажитесь в
лесу. (Дети закрыли глаза) Ты кружись, кружись, кружись. Как я только
позову, на мой голос повернись. Ребята!
(Дети поворачиваются в ту сторону, откуда позвал их воспитатель)
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и в лесу. ( Слайд1) Подходите ,
присаживайтесь. Дети садятся на ковер.
Воспитатель: Чувствуете какой здесь чистый воздух? Как вы думаете, чем
пахнет лес осенью? ( Сухими листьями, травой).
Воспитатель: Молодцы ребята
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое лес?
Ответы детей: Лес – это много деревьев, кустов.
Воспитатель: Лес - это родной дом для многих зверей, птиц и растений. Еще
лес - это верный друг человека. Лес угощает нас своими дарами. Прогулки по
лесу очень полезны. Там очень чистый воздух.
Основная часть
Воспитатель: Молодцы ребята. Что –то нас Старичок – Лесовичок не
встречает, наверное, дел много. Но ничего мы ему поможем. Ребята кто
может назвать деревья, которые растут в этом лесу?
слайд 1 «Лиственный лес»
Ответы детей: Здесь растут березы, клены, дубы, рябины.
Воспитатель: Что растет на ветвях этих деревьев?
Ответы детей: На ветках растут листочки.
Воспитатель: значит- это дерево лиственное и лес где растут лиственные
деревья так и называется лиственный лес.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти деревья. Кто-нибудь из вас знает как
они называются? (слайд 2) (Ёлка, сосна)
Воспитатель: что растет на ветвях ели вместо листочков?
Ответы детей: На ветках ели растут иголки.
Воспитатель: Ребята, иголки по-другому называются хвоей и такое дерево
называется хвойным и поэтому лес, где растут хвойные деревья называется
хвойным.
Воспитатель: А как же называется лес, где растут и ели, и берёзы? У березы
на ветвях что? (Листья) Значит это какое дерево? (Лиственное) А у ели?
(Хвоя, т.е. иголочки) Значит это какое дерево? (Хвойное) А кто может
сказать, как называется лес, где смешались хвойные и лиственные деревья?
(Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель помогает им)
Воспитатель: Правильно ребята, такой лес называется смешанным (слайд 3).
Ой, ребята, посмотрите, (воспитатель берёт корзинку с листьями различных
деревьев) Старичок – Лесовичок все листочки перепутал и не может
вспомнить, какой листочек от какого дерева. Поможем ему? (Да)
Дидактическая игра: «Назови дерево по листочку»
Воспитатель достает из корзинки и раздаёт детям листья различных деревьев
(берёза, клен, ель, сосна) по очереди. Дети называют от какого дерева лист.
Воспитатель: Молодцы ребята. Все деревья назвали правильно. А теперь
лиственные деревья поднимите свои листочки. Молодцы. Хвойные деревья
поднимите свои иголочки, Молодцы порадовали Старичка-Лесовичка!
А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и порезвиться на лесной
поляне. Но прежде нужно вспомнить правила поведения в лесу. Ребята
скажите мне, что нельзя делать в лесу?
Ответы детей: нельзя ломать деревья и кусты, рвать цветы, жечь костры,
бросать мусор, нельзя находиться в лесу одному, без взрослых.
Воспитатель: правильно, молодцы ребята. А сейчас вставайте в круг.
(Становимся в круг, звучит музыка).
Физкультминутка: «Вперёд четыре шага»
Воспитатель: Ребятки, садитесь за столы.
Посмотрите у вас на столах листки бумаги с изображением деревьев без
листвы, полоски цветной бумаги и клей, нам нужно одеть их в осенний
наряд. Как вы думаете, что нужно сделать? (Ответы детей) Правильно, нужно
наклеить листочки на веточки. А как мы будем вырезать листочки, ведь у
нас нет ножниц? (Ответы детей) Правильно, мы будем обрывать небольшие
кусочки бумаги и приклеивать их к веточкам. Ребята не забудьте, что работу
с клеем мы выполняем на клеенках и для того, чтобы убрать излишки клея
используем салфетку.
Обрывная аппликация «Наряд для дерева»
Дети выполняют работу, воспитатель помогает индивидуально тем, кому
необходима помощь. Вывешивает готовые работы на доску.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какие осенние наряды у вас получились.
Мы помогли вы Старичку – Лесовичку. Посмотрите, Старичок – Лесовичок
вам оставил сундучок, там для вас в награду за помощь подарочки.
(Открывает и достает раскраски). Посмотрите это раскраски с лесным
пейзажем. А раскрашивать мы их будем с вами в саду. Выходите ко мне на
коврик, закрывайте глаза, нам пора возвращаться в детский сад. Ты кружись,
кружись, кружись и в саду ты очутись. Открывайте глаза, вот мы с вами
снова оказались в саду.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, а где мы сегодня были? (Ответы детей)
Зачем мы в лес отправились? (Ответы детей)
Чем мы помогли Старичку - Лесовичку? (Ответы детей)
Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
А, что нового вы узнали? (Ответы детей)
Вы большие молодцы, все старались.