2016 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА №18»
(МБОУС (К) Ш №18)
г. Новый Уренгой
Учитель-логопед
Кучаева Луиза Наримановна
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Постановка звука [С]
Цель:
Коррекционно-образовательные задачи:
Развивать правильную артикуляцию звука путём применения
разнообразных методов и приёмов.
обогащение словаря.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие фонематического слуха.
Развитие мелкой моторики рук.
Выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме
(артикуляционная гимнастика).
Развитие дыхания.
Постановка звука.
Закрепление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать усидчивость, умение следить за собственной речью.
Воспитание трудолюбия.
Оборудование :
з е р к а л о ,
п р е д м е т н ы е
и
с ю ж е т н ы е
к а р т и н к и ,
артикуляционный профиль, игрушка «Собака», вертушки, домики звуков.
Ход занятия
1.
Организационный момент .
-Здравствуй! Усаживайся по удобнее. Начнём занятие.
-Послушай, загадку:
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака).
2.
Новая тема. Подготовительный этап:
-Но что-то она грустная, видимо у неё что-то случилось - спустились колёса
на самокате. А чем можно накачать колёса? (насосом).
- Послушай я тебе спою песенку насоса: с-с-с-с.
- Что мне помогает петь эту песенку? (губы, зубы, язычок).
- Но, чтобы песенка насоса пелась легко и красиво, нужно сделать
упражнения для губ и язычка.
3.
Артикуляционные упражнения:
«Улыбка»
-
«Заборчик» -
наши
губки
улыбнулись,
прямо
к
ушкам
потянулись.
Ты попробуй И-И-И-И скажи, свой заборчик покажи.
«Блинчик» - утром рано мы встаём, вкусные блины печём, ручейком по
сковородке
тесто
растекается,
посмотри,
какой
красивый
блинчик
получается.
«Киска сердится» - рассердилась наша киска: ей забыли вымыть миску.
Ты
не подходи к ней близко – поцарапать может киска!
«Упрямый ослик» - губы в улыбке, рот приоткрыть.С силой произносить
звукосочетание ИЕ . Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
- А теперь давай произнесём звуки И-ХИ –, и - поднесём пузырек к губам и
подуем и послушаем, как «Буря воет».
4.
Сегодня на занятии мы продолжим учиться красиво, петь песенку
насоса.
Послушай, я тебе её спою (С-С-С-С-С).
Расскажи мне, когда я тебе её пела, как у меня были расположены: губы,
зубы,
язычок
(ребёнок
рассказывает,
губы
расположены
в
улыбке,
зубы
заборчиком, а язычок за нижними зубами).
- А какой ветерок дует? (холодный).
- А голосок спит или звенит? (спит).
- Молодец! А теперь давай правильно поставим губы, зубы и язычок и вместе
споём песенку насоса. Хорошо.
- А теперь ты одна спой мне её. (Хорошо).
Развитие фонематического слуха:
- А теперь давай с тобой поиграем. Я, буду тебе называть разные звуки, как -
услышишь песенку насоса хлопни в ладоши. (Л, Р, С, Д, Б, С, Х, Ш, М, С).
Молодец!
- А теперь я буду называть тебе слоги, как услышишь слог со звуком [С] -
присядь. (Но, Са, Ма, Со, Лы, Су, Ру, Та, Сы)
- А теперь поиграем со словами, если услышишь слово, в котором есть звук
[С] подпрыгни. (собака, мяч, стол, дом, сыр, ваза, сом)
-Посмотри на доску. Перед тобой 3 домика. Тебе нужно поставить звук в
соответствующий домик, как только услышишь его в слове.
1.домик – в начале слова (сани, сыр, сок)
2.домик – в середине слова (оса, усы, носок)
3.домик – в конце слова (ананас, поднос, нос)
5.
Постановка звука «С»
Предложить
ребёнку
произносить
слоги та-та-та
и л и тя-тя-тя.
Обратить его внимание на положение губ, зубов, языка.
Снова предложить ребёнку произносить слоги та-та-та или тя-тя-тя, а
по
сигналу
–
длительно
произнести
звук и-и-ииии .
Обратить
его
внимание на положение губ, зубов, языка.
Выполнить упражнение 2, а по сигналу «насосом накачиваем колесо» -
произнести
звук с-с-с-с-с .
(Варианты:
сдувается
воздушный
шарик,
дует холодный ветер.) Воздушная струя сильная, холодная. Если звук
не получается, то «насос ремонтируется»
Звук [С] произносить отрывисто: с,с,с,с.
Развитие дыхания:
-Посмотри, собачка принесла с собой волшебную палочку-вертушку. Давай
попробуем подуть на нее. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом,
выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались.
6.
Закрепление. Развитие мелкой моторики.
Закрепляем звук С в слогах (пальчики здороваются)
Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы.
Закрепляем звук С в словах (с массажным шариком):
Са-са-са – сад, сани
Со-со-со – сок, сом
Су-су-су – сук, суп
Сы-сы-сы – сын, сыпать
7.
Итог:
- Какую песенку мы с тобой сегодня учились петь? (песенку насоса),
- Молодец! Ты очень хорошо занималась, старалась.
- Что тебе больше всего понравилось на занятии?