Автор: Семенова Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование кругов Эйлера в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
«
–
112»
учреждение
Центр развития ребенка
детский сад
Методическая разработка
на тему
«
Использование кругов Эйлера
на
занятиях по развитию логического
»
мышления у дошкольников
Подготовила воспитатель
Семенова Людмила Александровна
, 2021
Сыктывкар
год
Круги Эйлера
18
были изобретены Леонардом Эйлером в
веке и с тех пор
,
широко используются в математике логике и в различных прикладных
.
–
,
направлениях Круги Эйлера
это геометрическая схема с помощью которой
можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами
.
объектов
–
,
Круги Эйлера
это схемы которые позволяют изобразить наглядно
,
.
отношения между подмножествами и пересечение и объединение множеств
При решении некоторых задач метод Эйлера просто незаменим и
.
значительно упрощает рассуждение
–
,
Модели кругов Эйлера
просты и наглядны поэтому они с большим успехом
.
могут быть использованы для развития логики у детей дошкольного возраста
Построение и использование моделей в большей степени способствует
.
развитию логических способностей у дошкольников
,
Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера она может быть с
успехом использована в детском саду на занятиях по развитию логического
.
,
мышления И действительно многие программы развития дошкольников
.
,
предусматривают знакомство и использование кругов Эйлера Так в
«
»,
программе Одаренный ребенок
представляющей собой вариацию
«
»,
программы Развитие
большое внимание уделяется работе с круговой
.
,
моделью Эйлера Создатели программы полагают
что построение и использование наглядных моделей в максимальной степени
.
способствует развитию умственных способностей дошкольников Если
,
,
ребенок научится строить модели отражающие обобщенные существенные
,
,
черты множеств объектов он получит в свои руки инструмент с помощью
.
которого в дальнейшем сумеет познавать и конструировать действительность
Именно поэтому большое количество образовательных ситуаций в старшей и
подготовительной группе
посвящено овладению действием наглядного моделирования с помощью
.
кругов Эйлера
,
Используя круги Эйлера дошкольникам можно продемонстрировать все
.
варианты расположения множеств относительно друг друга
,
Когда ребенок учится строить модели которые отражают обобщенные схемы
,
объектов то он учится таким образом познавать и конструировать
-
.
действитель ность Это поможет в дальнейшем детям самостоятельно
.
,
выбирать оптимальное решение задач Используя круги Эйлера дети учатся
,
,
находить объекты обладающие сразу несколькими признаками в отличие от
.
остальных
.
Подавать задания для дошкольников надо в форме игры У дошкольников
,
преобладает игровая деятельность поэтому усвоение материала лучше
.
происходит в игровой форме Старшим дошкольникам уже понятны круги
.
Эйлера
Образовательные ситуации по развитию логического мышления у
дошкольников с
.
использованием кругов Эйлера
,
,
Пусть два круга определяют два множества объектов где каждое из множеств
-
.
сформировано по какому либо признаку Рассмотрим возможное взаимное
.
расположение этих кругов Если ни один объект из первого множества не
,
(
. 1(
)).
входит во второе множество то круги будут непересекающимися Рис
а
,
,
Такая ситуация возникнет например если в первом круге будут находиться
,
–
.
-
живые объекты а во втором неживые Когда какие либо объекты входят и в
,
–
,
первое множество и во второе
круги будут пересекаться и упомянутые
объекты будут лежать в
(
. 1(
)).
,
,
пересечении кругов Рис
б
Это возможно например если в первое
,
–
.
множество входят все желтые предметы а во второе
фрукты Тогда в
,
,… -
пересечении будут находиться бананы желтые яблоки
все фрукты желтого
.
,
цвета Наконец если все объекты первого множества входят и во второе
,
(
. 1(
)).
множество то модель будет представлять собой вложенные круги Рис
в
,
,
,
Такая ситуация возможна если например большой круг представляет собой
,
–
.
всех животных а маленький домашних животных
. 1
Рис
2
)
–
,
–
,
РИС
а Желтый круг
транспорт голубые круги
наземный водный и
;
)
–
,
–
воздушный транспорт б Желтый круг
животные голубые круги
домашние
,
.
и дикие животные зеленые круги травоядные и хищные животные
«
»
«
»
Основное внимание в программах Развитие и Одаренный ребенок
уделяется моделированию классификационных отношений между
,
понятиями которые определяются с помощью вложенных или
.
непересекающихся кругов Дети учатся строить довольно сложные модели с
,
(
–
. 2(
)),
несколькими кругами вложенными в один два уровня обобщения
Рис
а
,
(
или даже с несколькими кругами вложенными один в другой три и более
–
. 2(
))
уровня обобщения
Рис
б
.2
Рис
Задачам же на использование пересекающихся кругов уделяется много
.
меньше времени и внимания А ведь именно такие задачи требуют от детей
,
,
,
,
умения находить объекты обладающие в отличие от остальных не одним а
.
сразу несколькими признаками И именно с помощью пересекающихся кругов
.
,
решается целый класс интереснейших логических задач в школе Кроме того
(
)
использование однотипных моделей вложенных кругов может привести к
,
,
тому что однажды дети просто не увидят возможность построения другой
.
более подходящей к данной ситуации модели
,
Полагается что детям необходимо продемонстрировать все варианты
.
«
расположения двух множеств относительно друг друга Это будет
взгляд
»,
сверху
который в дальнейшем даст детям возможность самостоятельно
.
выбирать оптимальную для решения конкретной задачи модель Вспомним
,
,
принципы развивающего обучения Давыдова который говорил о том что
начинать
,
.
,
обучение надо не с частных случаев а с общей модели В нашей ситуации
,
общей моделью будут разнообразные положения двух кругов отражающие
.
отношения между множествами
.
Игры с кругами Эйлера
1. Игра «Разложи, не спеши»
Цель: закрепление понятий «внутри круга», «вне
круга»
Ход игры: Раскладывается круг красного цвета.
Дети располагают все большие красные фигуры
внутри круга, а все маленькие красные фигуры
«вне» красного круга.
2. Игра «Подумай и разложи»
Цель: формирование понятий «внутри круга»,
«вне круга», формирование операций
классификации, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается круг синего цвета.
Ребёнку дается задание поместить внутрь круга
только фигуры синего цвета, а вне круга
расположить остальные фигуры. В процессе игры
другой ребёнок самостоятельно выбирает
основной цвет (размер, форму, толщину) фигур.
3. Игра «Разложи по цвету»
Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие
логического мышления.
Ход игры: Круги
раскладываются, не
пересекаясь. В желтый круг
дети помещают все фигуры
жёлтого цвета, в синий – все
фигуры синего цвета.
4.Игра«Маленький большой»
Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие
логического мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь.
Детям даётся задание поместить в один круг все синие фигуры маленького
размера, в другой круг все синие фигуры большого размера.
5. Игра «Толстый - тонкий»
Цель: закрепление понятий
«толстый», «тонкий»,
формирование операций
классификации по нескольким
признакам.
Ход игры: Круги
раскладываются, не пересекаясь.
В синий круг дети помещают все
толстые фигуры синего цвета, в
жёлтый – все тонкие фигуры
жёлтого цвета, в красный – все
маленькие красные фигуры.
6. Игра «Не большой, не маленький; не круглый не квадратный… »
Цель: формирование операций
классификации по двум признакам с
отрицанием, развитие логического
мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга
синего и жёлтого цвета. Детям даётся
задание поместить в синий круг все синие
фигуры, но не круглые; в желтый круг -
все жёлтые фигуры, но не треугольники.
7. Игра «Что внутри?»
Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам,
развитие логического
мышления.
Ход игры: Раскладывается два
круга разного цвета. Детям
даётся задание разложить
фигуры так, чтобы внутри
синего круга оказались все
круглые фигуры, а внутри
жёлтого – все желтые. У детей
возникает затруднение, куда
положить желтые круги. Их
место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда
поместить желтые круги.
8. Игра «Повтори!»
Цель: формирование операций
классификации по нескольким
признакам, развитие логического
мышления.
Ход игры: В кругу лежит одна
фигура. Дети называют все признаки
этой фигуры. Затем добавляют к этой
фигуре ещё фигуры, по заданному
одному или нескольким признакам
(такой же формы; такого же цвета и
толщины; и т.п.)
Игра «Два круга»
Цель: формирование
умений
разделяет фигуры
на две группы по двум
свойствам.
Производит
логические операции «не»,
«и».
Ход игры:
Перед
началом
игры
необходимо выяснить, где
находятся четыре области,
определяемые на игровом
листе
двумя
обручами:
внутри
обоих
обручей;
внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного
обруча и вне обоих обручей (Эти области нужно обвести).
Расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные
фигуры, а внутри синего все круглые.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают
на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих кругов; внутри синего, но вне
красного круга. Игру с двумя кругами целесообразно проводить много раз,
варьируя правила игры.
Игра «Три круга»
Цель: формирование
умений
разделяет фигуры на три группы по
двум
свойствам.
Производит
логические операции «не», «и».
Ход игры:
Раскладывается три круга разного
цвета.
Детям
даётся
задание
разложить
фигуры
так,
чтобы
внутри синего круга оказались все
маленькие фигуры, внутри красного
– все толстые, а внутри желтого –
все
круглые.
После
решения
практической
задачи
по
расположению фигур дети отвечают
на вопросы: Какие фигуры принадлежат всем трём кругам; и синему и
жёлтому; находятся вне желтого и красного кругов. Игру с тремя кругами
целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.